Учитель: Добрый день, друзья! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов! Все ли готовы к уроку? (ответы детей) Тогда начинаем наш урок!
2. Приветствие гостей.
- Сегодня у нас необычный день. У нас на уроке гости. Порадуйте меня, своих друзей, гостей своими успехами.
3. Введение в тему урока.
Чистописание.
радость
- сколько в этом слове букв, звуков? Почему?
- как вы понимаете значение этого слова?
- где мы можем об этом прочитать?(В толковом словаре)
Один учащийся выходит к доске и читает значение слова радость по словарю.
Радость – весёлое чувство, ощущение большого душевного удовлетворения.
- а от чего мы испытываем радость? (от хорошего настроения, от результата своей работы).
Спишите так же красиво, как написано на доске.
(Слайд № 1)
4. Минутка чтения.
- Прочитаем предложения по цепочке.
1. Дело мастера боится, говорит русская пословица.
2. Не надо сидеть сложа руки, тогда не будет и скуки.
3. Скучают только бездельники и лентяи.
4. Трудолюбивому человеку скучать некогда.
5. Он умеет правильно отдыхать, умеет быстро и хорошо работать и учиться.
- О чём вы прочитали? Как понимаете первую строчку? (Трудолюбивые руки сделают любую работу).
- А теперь перенесите взгляд на доску и вновь прочитайте слова, связанные с трудом.
Правильно
Отдыхать
Внимательно
Трудолюбивый
Оживлённо
Радость
чЕстно
Настроение
Интерес
вЕсело
5. Сообщение темы и цели урока.
- И эти слова мы неспроста прочитали. В них содержится суть нашей сегодняшней работы. Если мы соединим подчёркнутые буквы, то прочитаем цель нашего урока. «Повторение».
- А повторять нам придётся многое: правописание безударных гласных в корне, теоретический материал. Кроме того, вы узнаете много интересного и полезного из жизни животных и растений. Большинство заданий на сегодняшнем уроке будут связаны с Природой.
6. Словарная работа.
- А сейчас мы с вами займёмся словарной работой. Вставьте пропущенные буквы и выберите слова, подходящие к зимней тематике.
Один ученик зачитывает слова, а остальные дети показывают веером безударные гласные.
- Проверьте, поставив в словах ударение, подчеркните безударную гласную. Какие безударные гласные нужно вставить в остальные слова. Показывают веером.
- Выполним краткий фонетический разбор слова декабрь. Один ученик работает у доски с комментированием.
- Дайте характеристику звукам устно (по цепочке).
- С какими безударными гласными мы с вами работали в словарных словах? (С непроверяемыми)
- Где можно узнать о правильности написания таких слов? Обратить внимания на выставку словарей.
7. Повторение способов проверки слов с безударной гласной в корне.
Работа в парах.
Слайд № 2.
- Посмотрите на слова, записанные на доске. Слова записаны на карточках.
Р(и/е)ка гн(е/и)здо
С(а/о)сна к(о/а)рмушка
Гр(и/е)бы св(и/е)сток
Тр(а/о)вагр(я/и)да
Д(и/е)ревья
- Какая орфограмма встретилась в этих словах? (Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением)
- Как можно проверить безударную гласную? (Ударением)
- Что значит проверить слово ударением? (Чтобы гласная находилась в сильной позиции)
- Сколько существует способов проверки безударной гласной в корне слова? Расскажите о них.
Два способа: изменить слово или подобрать проверочное слово так, чтобы на эту гласную падало ударение.
- Что значит изменить формы слова? (Изменяется окончание)
- Что значит подобрать однокоренные слова? (Подбор родственных слов разных частей речи, изменяется основа слова)
8. Физкультминутка.
- В воздухе рисуем букву, которая требует проверки в словах:
Носами – «о» (рисуем носом)
Ногой – «о»
Бедром – «е»
Локтями – «о»
Глазами – «а»
9. Комментированное письмо у доски.
- А теперь выполним следующее задание: Прочитайте предложения. Скажите, о чём идёт речь в этих предложениях?
Крупные заводы загрязняют воздух и воду.
В тайге люди вырубают деревья.
- В связи с такой сложной экологической обстановкой на грани исчезновения оказались многие виды животных и растений. И для того, чтобы сохранить эти виды, люди создают заповедники, заносят редкие виды в Красную Книгу. Есть заповедники и на территории Казахстана. Многие из зверей и птиц занесены в Красную Книгу.
- Разберём предложение по членам и частям речи. (Комментирование)
- А теперь поработаем над орфограммами. Что такое орфограмма? (Буква, которую нужно запомнить или проверить)
- Подчеркните в этом предложении все имеющиеся орфограммы. Один ученик работает у доски, а остальные в тетрадях.
- Какие из них вы можете проверить? Как?
- Из второго предложения выписать словосочетания. Что такое словосочетание? ( Комментирование)
10. Физкультминутка.
- Встаньте, пожалуйста. Проведём физкультминутку. Я буду называть группу слов. Если эта группа слов является словосочетанием, вы присядете. Если эта группа слов не является словосочетанием, вы делаете наклон назад. Постарайтесь сосчитать, сколько словосочетаний я назвала. Учитель называет группу слов: морозное утро, вечер наступил, пришёл к другу, стоял на опушке, весёлый праздник, выпал снег, школьная столовая, улетели птицы, ночное небо.
- Сколько словосочетаний насчитали? (6)
11. Работа с однокоренными словами.
На доске:
Лес – лесок, лесник, перелесок, лесной.
- Что вы можете сказать о словах, записанных на доске? Однокоренные? Докажите.
- Вспомните правило об однокоренных словах. Как пишется корень в однокоренных словах. Запишите слова в тетрадь.
- Назовите проверяемые слова. Какое слово является проверочным? Почему?. Проверим. Поставим в этих словах ударение. (Один ученик работает у доски)
(Слайд № 3)
12. Итог урока.
- А сейчас я предлагаю вам выполнить ещё одно задание – тест «Проверь себя». Если вы всё сделаете правильно, у вас получится слово.
- Прочитайте слова, вспомните орфограммы и найдите лишнее слово.
Трава (в)
Вода (о)
Дорога (п)
- Какое слово является проверочным для слова ДОМИШКИ?
Домашний (л)
Домик (я)
Домовой (н)
- Найдите слово с парной согласной в корне.
Коньки (к)
Дубки (т)
Лесовик (а)
- Какое слово может быть проверочным для слова ГРУЗ?
Грузило (ь)
Погрузка (г)
Грузчик (д)
Взаимопроверка (дети меняются листочками и проверяют работу по образцу с доски. Вновь дети меняются тетрадями, смотрят свои результаты.
- У кого всё правильно, покажите красный кружок, если есть одна ошибка – зелёный.
- Какое слово у вас получилось – «5». Это ваша оценка за задание.
- О чём говорили на уроке? (О безударных гласных)
- Какие гласные требуют проверки? А, о, е, и, я.
- В каком случае нам необходимо проверить безударный гласный звук в корне слова?
Подобрать однокоренное слово, в котором гласный звук в корне слова будет находиться под ударением;
Изменить форму числа этого слова таким образом, чтобы на гласный звук в корне слова упало ударение.
- Кроме упражнений по правописанию безударной гласной в корне слова, мы говорили с вами о нашем общем доме – планете Земля. Человек неотделим от природы, он учится у неё. Уважайте законы природы. Только вместе с ней мы можем быть счастливы.
«У неё для всех хватает доброты
И мы живём, запечатлев навеки
В душе её прекрасные черты –
Поля, леса, луга, моря и реки».
13. . Домашнее задание.
- Упр. 253.
- Подобрать и записать слова с корнем –мал-.
14. Рефлексия. Наш урок подошёл к концу. Выберите нужную фишку: Красную – я умею проверять безударные гласные. Жёлтую – я умею, но пока с трудом подбираю проверочные слова. Голубую – я сегодня не смог, но завтра выучу правило и научусь.