Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты: |
I. Мотивационный этап |
- стихотворение «Счастье»: Нужно для счастья порою немного: Шоферу – прямая дорога, Летчику – ясное небо, Пекарю – горы душистого хлеба, Прохожему – больше улыбок, Учителю – меньше ошибок. - А что для счастья нужно вам, ученикам? - Попробуем сегодня на уроке подарить кусочек счастья друг другу. А поможет нам в этом наш родной русский язык. Сегодня мы попытаемся открыть новое знание русского языка. | Ответы детей: - Быть успешными, узнавать что-то новое, хорошие оценки, чтобы родители были здоровы... | Личностные: внутренняя позиция школьника, ориентация на понимание причин успеха учебной деятельности Метапредметные: формулировать собственное мнение и позицию (КУУД) |
II. Актуализация знаний, создание проблемной ситуации |
-Ваши ожидания от урока? - Все материалы, необходимые для урока, лежат у вас на парте. Обратите внимание на лист самооценки "Дорожка успеха".Ознакомьтесь с критериями, по которым вам нужно будет оценить свою работу в конце урока. - Ребята, откройте тетради, запишите число, классная работа. | Ответы детей: Записывают в тетрадях число, классная работа. | |
- Перед вами игра "Дешифровщик". Расшифруйте слово и запишите его в тетрадь. (Кто готов, поднимите руку!) Ключ: 4 – 7 – 1 – 3 – 2 – 5 – 6 - 1 – 9 – 8 – 1 1 Е | 2 Л | 3 Д | 4 П | 5 О | 6 Ж | 7 Р | 8 И | 9 Н | **подсказка: буква Е повторяется неск.раз. - Какое слово получилось? (Предложение) - Слово «предложение» - ключевое слово нашего урока. Вспомните, что такое предложение. Продолжите фразу: «Я знаю, что…» - Какие бывают предложения по цели высказывания? - По интонации? - По наличию второстепенных членов? - Молодцы! Продолжаем работу. | С помощью таблицы «расшифровывают» слово. (Предложение) Отвечают на вопросы учителя: предложение- это синтаксическая единица; выражает законченную мысль; слова связаны по смыслу… | Метапредметные: осуществлять поиск необходимой информации, использовать знаково-символические средства, строить речевое высказывание в устной форме (ПУУД) |
- поработаем в парах, это поможет вам сформулировать тему и цели урока. Возьмитесь за руки парами, поднимите руки вверх. Когда ваша пара завершит работу, дайте мне сигнал именно таким образом. Опустите руки. - Прочитайте и совместно обсудите задание в карточке (подчеркнуть грамматическую основу предложений, расставить знаки препинания при необходимости. Нарисовать схему). На работу – 2 мин. Приступили к работе. 1. Пришла белоснежная зима и рассыпалась по земле. 2.Пригрело солнышко(,) и лес засеребрился всеми цветами радуги. Выслушиваем варианты ответов. (вызываю к доске 2 пары для сравнения предложений) . № 1 – между однородными сказуемыми, соединёнными союзом И – запятая не ставится; №2 – могут быть разные варианты ответов. 1.Ребята, как вы считаете, почему в 1-м предл.- не поставили запятую? 2. Почему во 2-ром предложении наблюдаем разночтения, кто-то поставил запятую, а кто-то нет? Кто прав? 3. Каких знаний нам не хватает для верного объяснения? 4. В течение урока нам нужно решить эту проблему и открыть новое знание. | Выполняют задания по карточкам, анализируют структуру предложения, расставляют недостающие знаки препинания, высказывают свои предположения в паре, обсуждают и принимают единое решение. Проверка: № 1 – между однородными сказуемыми, соединёнными союзом И – запятая не ставится; Выдвигают гипотезы, формулируют ответ. - Не знаем, что это за предложение, не знаем нужна ли в этом предложении запятая, где её ставить и почему? -знаний о предложении... | Метапредметные: строить речевое высказывание в устной и письменной форме, осуществлять синтез как составление целого из частей (ПУУД); оценивать правильность выполнения действия (РУУД) КУУД….. |
III. Совместное целеполагание |
- ребята, какова тема урока, сформулируйте? - Исходя из названия темы, сформулируйте цель урока, опираясь на слова-помощники, написанные на слайде. 1) Познакомиться с ... и ...; 2) учиться различать ... и ...; 3) учиться ставить ... | - Тема сегодняшнего урока «Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложном предложении». (Записывают тему в тетрадь). - Познакомиться с простыми и сложными предложениями; учиться различать простые и сложные предложения; | Личностные: чувство прекрасного на основе знакомства с музыкой; учебно-познавательный интерес к учебному материалу; Метапредметные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем |
(Цель: познакомиться с простыми и сложными предложениями; учиться различать простые и сложные предложения; учиться ставить знаки препинания в сложных предложениях.) Итак, ребята, проанализируем работу в паре: прежде, чем приступить непосредственно к работе, какой 1-й шаг вы выполнили? - каким был 2-й шаг? -назовите 3-тий шаг. - 4-й шаг? - Что вы заметили? В каком случае ставится запятая, в каком – нет? Таким образом, ребята, вы сейчас составили АЛГОРИТМ, который поможет вам в дальнейшей работе при постановке запятой в ПП и СП. - сравните наши выводы и рассуждения с определением, данным авторами учебника. - с. 166 (§ 64)-открываем учебник - Верное решение мы с вами приняли? Совпали наши версии? Какую дополнительную информацию вы узнали из определения? | учиться ставить знаки препинания в сложных предложениях. Ответы детей: - Прочитали предложение. - Подчеркнули гр. основу - Определили количество гр. основ. - Принимали решение о постановке запятой.Схемы. - Если 1 гр. основа, т.е простое П., то не ставится перед И, если 2- ставим запятую. - Да. - Союзные и бессоюзные сложные предложения. | ориентиры действия , в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи (РУУД); строить речевое высказывание в устной форме, ориентироваться на разнообразие способов решения (ПУУД): формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы (КУУД) |
IV. Проектная деятельность |
- Ребята, какое сейчас время года? - Какие ассоциации возникают у вас при слове «ЗИМА»? - Я предлагаю создать проект с названием «Зима. От рассвета до заката», в ходе которого вам предстоит применить полученные знания о простом и сложном предложении. - Чтобы настроиться на работу, посмотрим слайд-шоу и пронаблюдаем удивительную картину Зимнего утра, Зимнего дня и Зимнего вечера. (слайд-шоу) | Ответы детей: - Зима - Снег, сугробы, снежки, санки, лыжи… Ученики смотрят слайд-шоу "Зимние пейзажи" с музыкальным сопровождением. | Личностные: установка на здоровый образ жизни Эстетическое восприятие |
Создание проекта - Ребята, опишите, какой предстала перед вами зима от рассвета до заката? Работа в группе - Итак, у нас определилось 3 группы: зимнее утро, зимний день, зимний вечер. - Прежде, чем приступить к выполнению задания - Возьмитесь за руки, поднимите их вверх, это сигнал об окончании работы вашей группы. - распределите роли в группе: выберите КАПИТАНА, Хранителя времени, на всю работу 5 мин. Приступили к работе. (Каждой группе дан конверт с заданием, сопровождённый чёткими инструкциями). | Развитие речи... Распределяют роли в группе. Работа в группах. Инструкция: 1.Соберите пазл иллюстрации, наклейте её. 2. Придумайте по теме иллюстрации одно простое предложение и одно- сложное, запишите их маркером на рабочем листе. 3.Подчеркните грамматические основы предложений. 4. Составьте схемы предложений. 5.Обсуждая, докажите, что одно простое предложение, а другое – сложное. 6. Выберите выступающих для защиты вашего проекта. 7. Проект закончен - возьмитесь за руки и поднимите вверх!!! | Личностные: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; Метапредметные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, оценивать правильность выполнения действия, вносить необходимые коррективы (РУУД); строить речевое высказывание в устной и письменной форме, основам смыслового чтения, осуществлять подведение под понятие (ПУУД); учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, обосновывать свою позицию (КУУД) |
Защита проекта. Взаимооценивание: - все согласны? есть комментарии, дополнения? - Прошу обратить внимание на картины художников, где представлены шедевры русской живописи (на слайде) | Ученики представляют результаты своего труда, итоговый продукт проекта, защищают его. | Личностные: позиция принятия «хорошего ученика»; Метапредметные: РУУД, ПУУД, КУУД |
Представление итогового продукта - Мы завершили проект «Зима. От рассвета до заката» и положили начало нашему замечательному альбому, который вы можете впоследствии продолжить. | | |
V. Рефлексия урока |
- Какова была тема урока? - Какую цель ставили? Достигли? - Какое новое знание вы открыли на уроке? – В чём отличие простого предложения от сложного? - Зачем нужны сложные предложения в русском языке? | Называют - Я поняла, что … - У меня получилось… - Теперь я знаю,… | Личностные, Метапредметные: РУУД, ПУУД |
VI. Самооценивание |
- Возьмите листы самооценки «Дорожка успеха», заполните их и оцените свою работу на уроке. - Поднимите графики вверх. - Далее, перед вами 3 сигнальные карточки (ж, зел, кр), возьмите их и оцените урок через «Пирамиду достижений», оправдались ли ваши ожидания!? Жёлтый цвет – урок понятен, всё отлично! Зелёный – кое-что не ясно; Красный – было трудно. (комментирую - "Все успешны...") | Работают с оценочными листами. С помощью оценочных листов рассказывают о том, что на уроке получилось, а над чем еще нужно поработать. | Личностные, Метапредметные: РУУД, ПУУД, КУУД Осуществляют самооценку. Формулируют конечный результат своей работы, называют основные позиции нового материала, его усвоение. |
VII. Домашнее задание (вариативно) |
1. № 504 2. Найдите и выпишите из книги, которую вы сейчас читаете, 3 простых и 3сложных предложения. 3. Сочините небольшую сказку, рассказ или стихотворение, используя простые и сложные предложения. | Записывают домашнее задание (на выбор). | |