Автор:
учитель начальных классов
МБОУ «Петропавловская СОШ»
Щеблыкина С.А.
Тема : «Понятие о простом и сложном предложении»
Целевые установки урока:
- Формировать первоначальное представление учащихся о сложных предложениях как предложениях представляющих собой смысловое и интонационное единство, и способе соединения простых предложениях в составе сложного
- Привлечь внимание учащихся к назначению знаков препинания в сложном предложении и к расстановке знаков препинания в сложных предложениях
- Закреплять умения объяснять правописание изученных орфограмм
- Ввести в активную речевую практику учащихся термины «простое предложение», «сложное предложение»
- Обогащать словарный запас речевой деятельности учащихся
Метапредметные УУД, формируемые на уроке:
- Регулятивные
- Ставить цели, ориентированные на понимание учащимися содержания направления учебной работы на уроке и ожидаемых результатов (планирование, целеполагание)
- Оценивать выполнение действий по заданным внешним и внутренним критериям
- Познавательные
- Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
- Устанавливать причинно – следственные связи
- Коммуникативные
- Работа со взрослым (учителем)
- Активно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологические высказывания
Личностные УУД
- Приобщение учащихся к постановке и осознанию цели урока и ожидаемых результатов (целеполагания)
- Предоставление учащимся самостоятельности в решении учебных задач
- Создание ситуации формирования первоначального опыта сотрудничества со взрослыми (учителем) в учебном процессе
Планируемые результаты урока
Учащиеся научатся:
- Характеризовать сложные предложения как предложения, имеющие две (и более) грамматические основы
- Находить сложные предложения в тексте
- Расставлять знаки препинания в сложных предложениях
- Составлять сложные предложения
ХОД УРОКА
- Организационный момент
- Основная часть урока
- Целеполагание. Актуализация знаний учащихся, постановка проблемы урока
- Предлагаю вам по отрывкам догадаться какую информацию я сообщаю о предложении
«-это одно или….»
«законченную мысль»
«бывают повествовательные…»
«распространенные…»
«сложные…» ???
-Почему мы не можем дать объяснение этому слову? (это новая тема)
- Откройте учебники, прочитайте тему урока. Чем мы сегодня будем заниматься? Какие цели поставим?
- Работа над основной темой урока
- Что вы можете рассказать о данной группе слов?
«налетел ветер», «затрепетала осинка»
(это предложения, повествовательные, невосклицательные, нераспространенные)
- Я предлагаю объединить эти два предложения в одно. Что получится?
- Давайте поставим между двумя предложениями союз и.
- Дайте характеристику получившемуся предложению.
(это предложения, повествовательные, невосклицательные, нераспространенные)
- Прочитайте в учебнике дополнительную информацию о таких предложениях. Что нового вы узнали? (такие предложения называют сложными)
- Чем простое предложение отличается от сложного предложения?
Найдите среди данных предложений сложные (знаки препинания не расставлены ):
1) Утенок узнал этих прекрасных птиц и его охватила какая-то непонятная грусть. («Гадкий утенок»)
2) Всем нашлась возле шара работа а Незнайка только ходил вокруг да посвистывал. («Приключения Незнайки и его друзей»)
3) Шар налетел на что-то твердое и лопнул с оглушительным треском. («Приключения Незнайки и его друзей»)
4) Незнайка уже начал пускать пузыри но к нему подоспел Знайка. («Приключения Незнайки и его друзей»)
- Закрепление по учебнику
- Работа со стихотворением
- Прочитайте данное стихотворение, и подумайте какую нужную для нас информацию оно несет? (простые предложения в составе сложного на письме отделяются запятыми)
Странный вид:
Речка за окном горит,
Чей-то дом хвостом виляет
Пёсик из ружья стреляет
Мальчик чуть не слопал мышку
Кот в очках читает книжку
Старый дед влетел в окно
Воробей схватил зерно
Да как крикнет,
"Вот что значит запятая!
- Найдите предложения с пунктуационной ошибкой.
1) Я беру лодку, и иду к реке.
2) Ветер срывал листья с деревьев, и дорожки сада усыпал разноцветным ковром.
3) Я поднял глаза и увидел белку.
4) С реки мы вернулись к ужину а туристы заночевали в палатках в лесу.
- Итог урока. Рефлексия
- На протяжении нескольких уроков мы изучали все, что касается предложения. Вы получили значительное количество знаний о предложении.
Добавилось в вашу копилку сегодня что-нибудь новое?
Вспоминайте замечательную фразу И.А. Крылова. Как вы ее понимаете?
Быть сильным хорошо.
Быть умным лучше вдвое.
- Домашнее задание
Литература:
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2012/12/21/prostye-i-slozhnye-predlozheniya