Учащиеся организуют и проводят беседу. Учитель наблюдает за соблюдением последовательности и правильности составления вопросов, полнотой и правильностью ответов. При необходимости поправляет ход беседы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Простые и составные предлоги»
Простые и составные предлоги
Ход урока
1. Повторение изученного
Учитель. Начнем урок с повторения того, что мы изучали о предлоге. Беседу о предлоге вы проведете сами. Учащиеся первого варианта будут задавать вопросы, а второго — отвечать на них. Затем поменяетесь ролями. Вопросы следует задавать в той последовательности, в которой изучался материал по теме «Предлог».
Учащиеся организуют и проводят беседу. Учитель наблюдает за соблюдением последовательности и правильности составления вопросов, полнотой и правильностью ответов. При необходимости поправляет ход беседы.
2. Мобилизующий этап
На доске запись:
В ..., сильном и стремительном, оказалась небольшая лодочка. И хотя гребец на ней был человек опытный, лодка завертелась, не подчиняясь воле человека. В … получаса человек боролся с … . Наконец, опасность миновала, и лодка спокойно поплыла, послушная воле человека.
Учитель. Познакомьтесь с записью. Вместо точек вставьте разные формы одного и того же слова. Определите их морфологическую принадлежность.
Учащиеся выполняют задание в парах. Читают восстановленный минитекст.
Учитель. Назовите слова, которые вы вставили вместо точек. Определите, какой частью речи они являются.
В первое предложение мы написали слово течении. Это существительное в предложном падеже. В третье предложение вставили слово течение. Вместе с воно является производным предлогом. В этом же предложении мы написали существительное с предлогом с течением. Существительное течение стоит здесь в творительном падеже.
Учащиеся рассказывают правило о правописании предлога в течение и существительного течение с предлогами. Называют непроизводные предлоги.
3. Формулирование учащимися темы и цели урока. Изучение нового материала
Учитель. Назовите из восстановленного текста все предлоги, состоящие из одного слова.
На, с— это предлоги, состоящие из одного слова.
Учитель. Назовите предлог, состоящий из двух слов.
В течение— это предлог, состоящий из двух слов.
Учитель. Скажите, какие из этих предлогов называются простыми, а какие — составными?
Предлоги, состоящие из одного слова, называются простыми, а состоящие из двух слов — составными.
Учитель. Уточните, с какими видами предлогов вы сейчас познакомились, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Мы познакомились с простыми и составными предлогами. Значит, тема сегодняшнего урока: Простые и составные предлоги.
Тему урока учитель записывает на доске.
Учитель. Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель урока.
Цель урока: познакомиться с простыми и составными предлогами, учиться использовать и отличать их в устной и письменной речи.
Учитель. Первую часть поставленной цели мы уже реализовали. Можем приступить к работе над второй.
4. Закрепление изученного
Упражнение 1
Длинный красный луч насквозь пронизывает лес пробившись из-за туч.
(С. Маршак)
Ярко горящий костер еще больше согревает и без того горячий воздух.
В огромных лужах отразилось небо с белыми круглыми облаками легко плывущими на запад.
Чернеют прибрежные ивы из снега торчат тростники едва намечая извивы пропавшей над лесом реки. (С. Маршак)
Холодно глядит на всех Эльбрус отбрасывая вправо и влево хаос гребней и пиков.
5 – 1 =4
4 – 2 =2
Учитель. Очень внимательно прочитайте предложения. Используя их, решите последовательно два примера. При решении первого учитывайте типы предложений. Что надо учитывать при решении второго примера, определите самостоятельно. Расскажите, как будете решать эти примеры.
Из пяти написанных предложений четыре простые и одно сложное, сложноподчиненное. Вычитаем сложное, остается четыре простых. В четырех оставшихся предложениях два имеют деепричастные обороты.
Ученик называет предложения с деепричастными оборотами.
Вычитаем их. Остаются два предложения с причастными оборотами.
Ученик читает предложения с причастными оборотами.
Учитель. Напишите предложения, которые были использованы для решения второго примера. Поставьте недостающие знаки препинания. Выделите в них предлоги. Укажите их вид с точки зрения образования и состава.
Учащиеся выполняют задание и проверяют его.
Учитель. Мы решили примеры на вычитание. А теперь немного займемся сложением. Скажите, к какой группе можно прибавить ненаписанное предложение и почему.
Предложение Чернеют прибрежные ивы, из снега торчат тростники, едва намечая извивы пропавшей над лесом рекиможно прибавить и к первой, и ко второй группе, так как в нем есть и деепричастный, и причастный обороты.
Учитель. Напишите это предложение. Поставьте недостающие знаки препинания. Выделите предлоги. Укажите их вид с точки зрения образования и состава.
Учащиеся выполняют задание и проверяют его.
Учитель. Теперь проведем орфографический штурм. Из каждого написанного предложения назовите по два слова с одинаковой орфограммой так, чтобы орфограммы в последующих парах не повторялись.
Учащиеся выполняют задание в парах или группах. При проверке воспроизводится цепочка слов полностью с объяснением их написания. Один из возможных вариантов
Учитель. Составьте предложение, которое было бы не такого типа, как в предыдущем упражнении; в котором были бы предлоги не такого вида, как в написанных предложениях.
Учащиеся составляют сложноподчиненное предложение, включив в него производные составные предлоги и проверяют работу.
Упражнение 3 (на карточках)
«Цунами» — слово японское. Эти зловещие волны, которым часто предшествует внезапный отлив, уносят больше человеческих жизней, чем все другие морские катастрофы. Грандиозное зрелище — настоящее цунами, одиночная волна, рожденная большим землетрясением.
На вершине сине-серой стены кипят белые буруны. Затем (в) течение (не) скольких минут стена рушится заливая миллионами тонн соленой воды причалы портовые сооружения и дома и целые селения.
Сначала эта волна очень высокая, затем она удаляется от места рождения и становится все ниже и ниже, а в открытом океане ее едва можно отличить от других волн.
Суда встретив цунами часто (ни) чего (не) замечают но мирный вид ее очень обманчив. Волна несет колоссальную силу. (До) бежав (до) прибрежных отмелей она вдруг вырастает (до) головокружительной высоты. Море выходит из берегов и (в) виду огромной силы стеной (на) двигается (на) сушу.
(По И. Акимушкину)
№п/п части текста
Предлоги
Простые
Составные
1
—
—
2
3
—
3
4
1
4
1
1
Учитель. Выполним следующее упражнение. Прочитайте части текста, написанные на карточке. Они даны не по порядку. Рассмотрите таблицу. Сформулируйте задание к упражнению.
Надо расположить части текста, ориентируясь на предлоги. Сначала найти часть, в которой нет предлогов. За ней будет идти часть, в которой три простых предлога. В третьей — четыре простых предлога и один составной. В четвертой — один простой, один составной.
Учащиеся находят части, читают текст полностью.
Учитель. Напишите те части текста, в которых есть простые и составные предлоги. Вставьте недостающие знаки препинания. Раскройте скобки. Выделите предлоги. Укажите их вид.
Учащиеся работают самостоятельно и проверяют работу.
Учитель. Сделайте синтаксический разбор простого предложения, в котором два прилагательных и один предлог.
Учащиеся работают с первым предложением последнего абзаца.
5. Итог урока
Учитель. С какими видами предлогов мы познакомились сегодня на уроке?
Сегодня на уроке мы познакомились с простыми и составными предлогами.
Учитель. Чем отличаются простые предлоги от составных?
Учащиеся высказывают свое мнение. Дается задание на дом. Оценивается работа учеников на уроке.