kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Простые и составные предлоги

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Учащиеся организуют и проводят беседу. Учитель наблю­дает за соблюдением последовательности и правильности составления вопросов, полнотой и правильностью ответов. При необходимости поправляет ход беседы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Простые и составные предлоги»

Простые и составные предлоги

Ход урока

1. Повторение изученного


Учитель. Начнем урок с повторения того, что мы изучали о предлоге. Беседу о предлоге вы проведете сами. Учащиеся первого варианта будут задавать вопросы, а второго — от­вечать на них. Затем поменяетесь ролями. Вопросы следует задавать в той последовательности, в которой изучался ма­териал по теме «Предлог».

Учащиеся организуют и проводят беседу. Учитель наблю­дает за соблюдением последовательности и правильности составления вопросов, полнотой и правильностью ответов. При необходимости поправляет ход беседы.


2. Мобилизующий этап

На доске запись:

В ..., сильном и стремительном, оказалась небольшая ло­дочка. И хотя гребец на ней был человек опытный, лодка завертелась, не подчиняясь воле человека. В получаса чело­век боролся с … . Наконец, опасность миновала, и лодка спо­койно поплыла, послушная воле человека.

Учитель. Познакомьтесь с записью. Вместо точек вставь­те разные формы одного и того же слова. Определите их мор­фологическую принадлежность.

Учащиеся выполняют задание в парах. Читают восстанов­ленный минитекст.

Учитель. Назовите слова, которые вы вставили вместо точек. Определите, какой частью речи они являются.

В первое предложение мы написали слово течении. Это су­ществительное в предложном падеже. В третье предложение вставили слово течение. Вместе с в оно является производным предлогом. В этом же предложении мы написали существи­тельное с предлогом с течением. Существительное течение стоит здесь в творительном падеже.

Учащиеся рассказывают правило о правописании пред­лога в течение и существительного течение с предлогами. Называют непроизводные предлоги.


3. Формулирование учащимися темы и цели урока. Изучение нового материала


Учитель. Назовите из восстановленного текста все пред­логи, состоящие из одного слова.

На, с это предлоги, состоящие из одного слова.

Учитель. Назовите предлог, состоящий из двух слов.

В течение это предлог, состоящий из двух слов.

Учитель. Скажите, какие из этих предлогов называются простыми, а какие — составными?

Предлоги, состоящие из одного слова, называются про­стыми, а состоящие из двух слов — составными.

Учитель. Уточните, с какими видами предлогов вы сейчас познакомились, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Мы познакомились с простыми и составными предлога­ми. Значит, тема сегодняшнего урока: Простые и состав­ные предлоги.

Тему урока учитель записывает на доске.

Учитель. Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель урока.

Цель урока: познакомиться с простыми и составными предлогами, учиться использовать и отличать их в устной и письменной речи.

Учитель. Первую часть поставленной цели мы уже реа­лизовали. Можем приступить к работе над второй.

4. Закрепление изученного


Упражнение 1

Длинный красный луч насквозь пронизывает лес пробив­шись из-за туч.

(С. Маршак)

Ярко горящий костер еще больше согревает и без того го­рячий воздух.

В огромных лужах отразилось небо с белыми круглыми облаками легко плывущими на запад.

Чернеют прибрежные ивы из снега торчат тростники едва намечая извивы пропавшей над лесом реки. (С. Маршак)

Холодно глядит на всех Эльбрус отбрасывая вправо и вле­во хаос гребней и пиков.

5 1 =4

4 2 =2

Учитель. Очень внимательно прочитайте предложения. Используя их, решите последовательно два примера. При ре­шении первого учитывайте типы предложений. Что надо учитывать при решении второго примера, определите само­стоятельно. Расскажите, как будете решать эти примеры.

Из пяти написанных предложений четыре простые и одно сложное, сложноподчиненное. Вычитаем сложное, остает­ся четыре простых. В четырех оставшихся предложениях два имеют деепричастные обороты.

Ученик называет предложения с деепричастными обо­ротами.

Вычитаем их. Остаются два предложения с причастны­ми оборотами.

Ученик читает предложения с причастными оборотами.

Учитель. Напишите предложения, которые были исполь­зованы для решения второго примера. Поставьте недостаю­щие знаки препинания. Выделите в них предлоги. Укажите их вид с точки зрения образования и состава.

Учащиеся выполняют задание и проверяют его.

Учитель. Мы решили примеры на вычитание. А теперь немного займемся сложением. Скажите, к какой группе можно прибавить ненаписанное предложение и почему.

Предложение Чернеют прибрежные ивы, из снега тор­чат тростники, едва намечая извивы пропавшей над лесом реки можно прибавить и к первой, и ко второй груп­пе, так как в нем есть и деепричастный, и причастный обороты.

Учитель. Напишите это предложение. Поставьте недос­тающие знаки препинания. Выделите предлоги. Укажите их вид с точки зрения образования и состава.

Учащиеся выполняют задание и проверяют его.

Учитель. Теперь проведем орфографический штурм. Из каждого написанного предложения назовите по два слова с одинаковой орфограммой так, чтобы орфограммы в после­дующих парах не повторялись.

Учащиеся выполняют задание в парах или группах. При проверке воспроизводится цепочка слов полностью с объ­яснением их написания. Один из возможных вариантов

ц епочки: пронизывает, пробившись, горящий, горячий;


о блаками, запад; снега, реки; вправо, влево.


Упражнение 2

Учитель. Составьте предложение, которое было бы не та­кого типа, как в предыдущем упражнении; в котором были бы предлоги не такого вида, как в написанных предложе­ниях.

Учащиеся составляют сложноподчиненное предложение, включив в него производные составные предлоги и прове­ряют работу.


Упражнение 3 (на карточках)

«Цунами» — слово японское. Эти зловещие волны, кото­рым часто предшествует внезапный отлив, уносят боль­ше человеческих жизней, чем все другие морские катастро­фы. Грандиозное зрелище — настоящее цунами, одиночная волна, рожденная большим землетрясением.

На вершине сине-серой стены кипят белые буруны. За­тем (в) течение (не) скольких минут стена рушится за­ливая миллионами тонн соленой воды причалы портовые сооружения и дома и целые селения.

Сначала эта волна очень высокая, затем она удаляется от места рождения и становится все ниже и ниже, а в от­крытом океане ее едва можно отличить от других волн.

Суда встретив цунами часто (ни) чего (не) замечают но мирный вид ее очень обманчив. Волна несет колоссаль­ную силу. (До) бежав (до) прибрежных отмелей она вдруг вырастает (до) головокружительной высоты. Море выхо­дит из берегов и (в) виду огромной силы стеной (на) двига­ется (на) сушу.

(По И. Акимушкину)



п/п части текста

Предлоги



Простые

Составные

1

2

3

3

4

1

4

1

1


Учитель. Выполним следующее упражнение. Прочитай­те части текста, написанные на карточке. Они даны не по порядку. Рассмотрите таблицу. Сформулируйте задание к упражнению.

Надо расположить части текста, ориентируясь на предлоги. Сначала найти часть, в которой нет предлогов. За ней будет идти часть, в которой три простых предло­га. В третьей — четыре простых предлога и один состав­ной. В четвертой — один простой, один составной.

Учащиеся находят части, читают текст полностью.

Учитель. Напишите те части текста, в которых есть про­стые и составные предлоги. Вставьте недостающие знаки препинания. Раскройте скобки. Выделите предлоги. Укажи­те их вид.

Учащиеся работают самостоятельно и проверяют работу.

Учитель. Сделайте синтаксический разбор простого пред­ложения, в котором два прилагательных и один предлог.

Учащиеся работают с первым предложением последне­го абзаца.


5. Итог урока


Учитель. С какими видами предлогов мы познакомились сегодня на уроке?

Сегодня на уроке мы познакомились с простыми и со­ставными предлогами.

Учитель. Чем отличаются простые предлоги от составных?

Учащиеся высказывают свое мнение. Дается задание на дом. Оценивается работа учеников на уроке.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Простые и составные предлоги

Автор: Пихтарь Татьяна Алексеевна

Дата: 19.01.2021

Номер свидетельства: 570692

Похожие файлы

object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(15) "Предлог "
    ["seo_title"] => string(9) "priedlogh"
    ["file_id"] => string(6) "150685"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420543397"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Конспект урока по русскому языку для 7-го класса.Тема урока: Употребление предлогов"
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_po_russkomu_iazyku_dlia_7_gho_klassa_tiema_uroka_upotrieblieniie"
    ["file_id"] => string(6) "351499"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1477223224"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Урок русского языка  " Служебные части речи""
    ["seo_title"] => string(48) "urok-russkogho-iazyka-sluzhiebnyie-chasti-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "259621"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448802588"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Рабочая программа по русскому языку 5-7 классы (ФГОС) к ученику Т.А.Ладыженской"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_proghramma_po_russkomu_iazyku_5_7_klassy_fgos_k_uchieniku_t_a_ladyzhie"
    ["file_id"] => string(6) "429344"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1506144405"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Рабочая программа "Трудный русский. 7 класс." "
    ["seo_title"] => string(44) "rabochaia-proghramma-trudnyi-russkii-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "163368"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422466766"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства