kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку для 7-го класса.Тема урока: Употребление предлогов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Место урока в системе: 1-й урок: «Предлог, как часть речи», «Непроизводные и производные предлоги», «употребление производных предлогов», «Простые и составные предлоги», «Морфологический разбор предлогов», + урок по развитию речи и  контрольный урок.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку для 7-го класса.Тема урока: Употребление предлогов»

Конспект урока по русскому языку для 7-го класса

Программа М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская

Тема урока: Употребление предлогов

Тип урока: урок-усвоение новых знаний.

Место урока в системе: 1-й урок: «Предлог, как часть речи», «Непроизводные и производные предлоги», «употребление производных предлогов», «Простые и составные предлоги», «Морфологический разбор предлогов», + урок по развитию речи и контрольный урок.

Цель урока: познакомить учащихся с многозначностью предлога, способностью предлога выражать разные отношения.

Задачи урока:

Обучающие:

- Совершенствовать умения употреблять предлоги в составе словосочетаний;

- Формировать умения и навыки редактирования текста;

- Формировать представление о функциональной семантической роли предлога как части речи. 

- Формировать умение правильно употреблять предлоги.

Развивающие:

- Развитие навыков правильного употребления предлогов в устной и письменной речи

- Развитие навыков анализа текста.

- Развитие логического мышления, устной речи, памяти, внимания.

Воспитательные:

- Содействовать воспитанию интереса к русскому языку, активности, умения общаться, помогать друг другу.

Оборудование: учебник, интерактивная доска, дополнительные материалы.

Действия учителя

Действия ученика

1. Орг. Момент

«Здравствуйте, ребята, садитесь»

1. Здороваются, садятся.

2. Проверка домашнего задания:

« На дом вам было задано упражнение номер 288. Сейчас мы с вами проверим это упражнение. »

«Хорошо, кроме того, я просила вас повторить правописание приставок –пре- и – при-. И сейчас мы напишем под диктовку несколько слов с этими приставками. Откройте тетради, запишите число и «Классная работа».

У доски работает один человек.

Пришкольный

Преодолеть

Пришить

Предатель

Преградить

Приближаться

Престарый

Приумолкнуть

Притихнуть

Преобразовать

Прервать

Прибрежный

2. Проверка домашнего задания несколькими учениками по три предложения.


Пришкольный – значение «близость»

Преодолеть – значение «действие, достигающее предельной степени»

Пришить – «присоединение»

Предатель – словарное слово, исторически сложившаяся приставка

Преградить – «значение приставки пере»

Приближаться – «приближение»

Престарый – значение «очень»

Приумолкнуть – «неполнота действия»

Притихнуть – «неполнота действия»

Преобразовать - значение «по-иному»

Прервать – значение «действие, достигающее предельной степени»

Прибрежный – «близость»

3. Проверка знаний, полученных на предыдущих уроках:

«Хорошо, теперь мы с вами ответим на вопросы по материалу предыдущего урока:

Что общего между служебными частями речи?

Какую роль в словосочетании играют предлоги?

Какие грамматические значения могут иметь предлоги?

«Хорошо, теперь попробуйте составить словосочетания с предлогами разных грамматических значений, используя слова с приставками, которые мы отрабатывали в начале урока.»

3. Отвечают:

«Служебные части речи не называют предмет, признак, действие, число, а лишь «служат» самостоятельным частям речи. Служебные части речи не являются членами предложения и не изменяются.

Предлоги выражают зависимость одних слов от других.

Временные: приехать под вечер; причинные: не приехать из-за болезни; пространственные: «приехать в город»; целевые: приехать для переговоров и др.

Приближаться к дому

Прервать из-за нехватки времени

Притихнуть вследствие начала урока

Пришить для красоты

Преодолеть препятствия под вечер


4. Усвоение нового материала:

«Молодцы, сегодня мы с вами узнаем, как же употребляются предлоги в речи. Прочитайте правило на странице 136.»

« Хорошо, стоит заметить, что некоторые предлоги употребляются только с одним падежом, такие как: (учитель выписывает на доске) «к» - с Дат. п.; «над» - с Тв. п.

Другие предлоги могут употребляться сразу с несколькими падежами: (составляется таблица)

В.п В.п.

С Р п. О

Т. п. П.п


В.п.

В

П.п

Кроме того, Именительный падеж никогда не употребляется с предлогами, предложный наоборот, употребляется только с предлогами. Многие предлоги, употребляющиеся не с одним падежом, имеют несколько значений.»

4. Читают: Предлоги бывают однозначными и многозначными. Например, предлог «около» обозначает место и приблизительное количество. Многозначные предлоги могут употребляться с несколькими падежами. Например, предлог «под» употребляется с В.п., обозначая направление, состояние, время, назначение; тот же предлог употребляется с Творительным падежом, обозначая пространство, причину.

Переписывают в тетради предлоги употребляющиеся с одним падежом.

Переписывают таблицу

5. Первичная проверка понимания учащимся нового материала.

« Попробуем написать словосочетания и определить падеж существительного». Один ученик работает у доски.


В полном безмолвии, свисают с яблони, находиться при крепости, о проявлении чуткости, служил в армии, наблюдаешь с галереи, ходишь в шинели, прогуливаешься по оранжерее, не был на лекции в планетарии, показаться из-под елки, появиться из-за горки.

Какое значение, в основном, имеют все эти предлоги?


5.Оформляют тетради

1 –П.п.

2 –Р.п.

3 –П.п.

4 – П.п.

5 – П.п

6 – Р.п.

7 – П.п.

8 – Д.п.

9 – П.п.

10 – Р.п.

11 – Р.п.


Значение места.

6. Закрепление новых знаний

«Для закрепления материала выполним упражнение в учебнике, номер 290. Составьте словосочетания «глагол + существительное» с предлогом «в» или «на».

Работать, привезти (фабрика, завод, больница, библиотека, магазин, биржа, цех). Учиться, поступить (школа, техникум, курсы лицей, институт, исторический факультет). Жить, поехать (Сибирь, Заполярье, Урал, Алтай. Москва)


Что обозначают предлоги, которые вы употребляли?

С какими падежами употребляются эти предлоги?

6. Выполняют упражнение.

Работать на фабрике, работать на заводе, работать в больнице, работать в библиотеке, работать в магазине, работать на бирже, работать в цеху; привезти на фабрику, привезти на завод, привезти в больницу, привезти в библиотеку, привезти в магазин, привезти на биржу, привести в цех. Учиться в школе, учиться в техникуме, учиться на курсах, учиться в лицее, учиться в институте, учиться на историческом факультете; поступить в школу, поступить в техникум, поступить на курсы, поступить в институт, поступить в лицей, поступить на исторический факультет. Жить в Сибири, жить в Заполярье, жить на Урале, жить на Алтае, жить в Москве: поехать в Сибирь, поехать в Заполярье, поехать на Урал, поехать на Алтай, поехать в Москву.

(в процессе проверки ученики так же называют падеж существительного)

- Место (пространство)

- С В.п. и П.п.


7. Подведение итогов урока. Рефлексия.

«Итак, подведем итоги урока.

Что вы сегодня узнали о предлогах?

Какой падеж никогда не употребляется с предлогами?

Какие предлоги могут употребляться только с одним падежом?

С какими падежами они употребляются?

Назовите несколько предлогов, употребляющихся с разными падежами. Попробуйте вспомнить их значение.

7. Отвечают:

- Предлоги могут быть однозначными и многозначными, многозначные предлоги могут употребляться с несколькими падежами.

- Именительный

- К, над

- К – с Дат. П; над – с Тв.п.

- в, на, о употребляются с Вин. П. и Пр.п. и обозначают место, время действия, объект. ; за, под употребляются с Вин. П. и Тв.п. и обозначают место, время действия.

8. Информация о домашнем задании. Инструкции по его проведению.

«Дома, для закрепления полученных знаний, выполните упражнение номер 291 в учебнике (письменно) и 294 (устно), и повторите написание предлогов на –з- -с-.

Записываем домашнее задание: параграф 49, упражнение 291 (письменно), 294 (устно); повторить приставки на з;с».


8. Открывают учебник

Записывают домашнее задание






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по русскому языку для 7-го класса.Тема урока: Употребление предлогов

Автор: Рубцова Наталья Николаевна

Дата: 23.10.2016

Номер свидетельства: 351499


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства