развивать навык свободного письма, речь, развивать кругозор учащихся, творческое мышление
воспитательные:
расширять коммуникативные способности детей;
закреплять способы развития работоспособности и профилактики утомления;
воспитывать интерес к русскому языку через языковые средства;
воспитывать культуру общения на уроке, ответственное отношение к учебе;
воспитывать необходимое для красивой и грамотной речи чувство языка
Тип урока: урок изучения нового материала
Вид урока: урок развивающего обучения
Методы обучения: проблемно-поисковый метод, наглядный, репродуктивный и другие методы стимулирования учебной деятельности
Формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая
Оборудование и техническое оснащение: учебник, тетрадь, компьютерная презентация, таблица со схемами предложений, словарь, карточки с упражнениями и тестами.
Технологии: общепедагогические технологии, системно-деятельные технологии, здоровьесберегающие и информационно- коммуникативные технологии.
Этапы урока:
Организационный момент.Проверка д/з.
Актуализация знаний.
Формулирование темы и цели урока.
Изучение нового материала.
Закрепление изученного материала.
Проверочная работа.
Подведение итогов. Рефлексия.
Домашнее задание.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас в нашем классе. Сегодня нас ждем интересный и увлекательный урок. Желаю вам удачи и хороших оценок!
Проверка домашнего задания,упр231.
2.Актуализация знаний
Запишите предложение и произведите полный синтаксический разбор, составьте схему.
В морозном воздухе кружились снежинки.
- Ребята, мы продолжаем изучать тему «Предложение». Ответим на вопросы:
Какие бывают предложения по цели высказывания? (Повествовательные, вопросительные, побудительные).
По интонации? (Восклицательные, невосклицательные).
Какие члены предложения мы знаем? (Главные и второстепенные чл предл.)
Что такое грамматическая основа предложения? (Грамматическая основа – это подлежащее и сказуемое)
На доске записаны предложения.
Раздаются карточки(Карточка№1)
Солнце св..тило ярко, и снег быстро растаял. 2. Вода поднялась и зат..пила бобровую хатку. 3. Бобры перет…щили бобрят на сухие листья, но вода подобралась еще выше. 4. Бобрята ок…зались в воде и поплыли в разные стороны. 5. Самый маленький бобренок выб…лся из сил и стал тонуть. 6. Я заметил это, выт…щил его из воды и принес к себе домой. 7. Утром вода спала, и я пос…дил бобренка в мешок и поск…рее отнес к реке.
Учитель. Прочитайте предложения . Спишите их в тетрадь, вставьте пропущенные буквы. В каждом предложении подчеркните грамматическую основу. ( Выполняется проверка на интерактивной доске)
Учитель. Чему учит нас этот текст? (Любить и охранять природу).
3. Формулирование темы и цели урока
Учитель. Какие предложения вы назвали бы простыми, а какие — сложными? (Предложения с одной грамматической основой можно назвать простыми, а предложения с несколькими грамматическими основами — сложными).
!!! Учитель. Сформулируйте тему сегодняшнего урока, исходя из наших рассуждений. (Тема сегодняшнего урока — «Простые и сложные предложения). На доске записывается тема урока.
Учитель. Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте также опорные слова, написанные на доске.
1) Познакомиться с ... и ...; 2) учиться различать ... и ...; 3) учиться ставить ...
Цель: познакомиться с простыми и сложными предложениями; учиться различать простые и сложные предложения; учиться ставить знаки препинания в сложных предложениях.
4. Изучение нового материала
Учитель. Итак, мы с вами выяснили, что предложения, имеющие одну грамматическую основу, называются простыми, а предложения, имеющие несколько грамматических основ, называются сложными. А теперь еще раз прочитайте сложные предложения. Скажите, сколько простых предложений в каждом сложном? (В каждом сложном по два простых предложения).
Учитель. Работа по учебнику. Чтение правила(стр.107,108) Работа на доске.
Сравните: Выпал снег, и деревья оделись пушистым покрывалом.
Выпал снег, деревья оделись белым покрывалом.
Учитель. С помощью какого знака препинания разделяются простые предложения, входящие в состав сложного (учитель выделяет запятые). (Простые предложения в составе сложного разделяются запятыми).
Учитель. Обобщите наши рассуждения по плану:
1. Какие предложения называются простыми, а какие — сложными? 2. Из чего состоит сложное предложение? 3. Как связаны между собой простые предложения, входящие в состав сложного? 4. Какие сложные предложения называются союзными, а какие - бессоюзными? 5. Чем разделяются простые предложения, входящие в состав сложного?
Учитель. Прочитайте новый материал по учебнику. Стр 108,упр232 выполняется устно.
Упр.234 На доске написаны два предложения, указать в нем простые и сложные предложения.
// К нам в заплаканные окна равнодушно дождь стучится//Это простое предл.,1основа-дождь стучится.
//Небо опускается низко над поляной, и на влажных ветках повисает белый туман//
Это сложное предл., имеет две основы, состоит из двух простых предложений, соединенных союзом И-небо опускается, туман повисает
Физкультминутка.
Раз - подняться, потянуться, Два - нагнуть, разогнуться, Три - в ладоши, три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире, Пять - руками помахать, Шесть - на место тихо встать.
Игра «Определи предложение по структуре». ( Учащиеся показывают руками. Если предложение простое, поднимают 1 руку, а если сложное, то 2 руки. Объясняют свой выбор).
Пришла долгожданная весна.
Пригрело солнышко, и на деревьях набухли почки.
Появились первые клейкие листочки.
Лесные певцы вернулись из теплых стран, и лес наполнился веселыми голосами.
Выбирается из берлоги медведь.
Скоро весь лес покроется молодыми листочками, зазвенят птичьи голоса.
Учитель. Продолжим наш разговор о сложном предложении Прочитайте упражнение, сформулируйте к нему свое задание. ( Нужно продолжить предложения так, чтобы они стали сложными).
Карточки с заданием.
Карточка №2. Составляем и записываем.
Каждый вечер шел дождь, и…
Каждый вечер шел дождь, но…
Каждый вечер шел дождь, а…
Каждый вечер шел дождь, однако…
Учитель. Ребята, сегодня мы очень хорошо поработали, пришло время проверить, чему научились.
!!! Наступила осень, и землю покрыл ковер из разноцветных листьев.
(Это предложение сложное, состоит из двух простых предложений, простые предложения в составе сложного на письме разделяются запятой (в данном случае и союзом И)
2).Выбрать схему сложного предложения.
1.[– =], [– =].
2.[– =].
3.[– =, =,].
3) Найти сложные предложения.
1.Дождь стучал по крышам и трепал деревья в саду.
2.Осень наступила, высохли цветы, и глядят уныло голые кусты.
3.Над лугами шел холодный дождь, и ветер налетал косыми ударами.
4). Найти простые предложения с однородными членами.
1. Приближалась осень, и в лесу на земле лежали первые желтые листья.
2. Осень подкрадывается незаметно, а зима приходит внезапно.
3.Тучка была небольшая, а разразилась большим дождем.
6. Подведение итогов.
Учитель. Сегодня очень хорошо работали , у нас получился очень увлекательный урок
-Ребята, вы молодцы сегодня! Давайте подведем итог!
-Чему мы научились сегодня на уроке?
-Что больше всего понравилось на уроке?
-Какое предложение называют сложным? Какое предложение называют простым?
-Какие знаки препинания ставятся в сложном предложении?
-Какую роль может играть союз “и” в предложении?
-Для чего нужно обязательно определить, что соединяет союз “и”, прежде чем ставить запятую?
7. Домашнее задание: Упр240(придумайте продолжение предложений и запишите получившиеся у вас предложения целиком. Не забудьте про запятые в сложных предложениях.