Тема урока: Простое и сложное предложение, знаки препинания при них
Цель:
- обобщить знания учащихся о простом и сложном предложении;
- развивать умение различать и анализировать структуру простого и сложного предложения;
- воспитывать уважительное отношение к слову.
Тип урока: совершенствование знаний и способов деятельности
Ход урока
I. Организационный этап
II. Актуализация
1. Упр. 16, прочитать сначала глагольные, а затем именные словосочетания.
2. Упр. 18, назвать те сочетания слов, которые словосочетаниями не являются.
Изучаются словосочетания
Раздел науки
3. Синтаксическая пятиминутка
Измените предложение, записанное на доске таким образом, чтобы слова лексически сочетались. Выписать из предложения все словосочетания и сделать разбор двух словосочетаний.
Девочка быстро видела высокое платье, которое отчетливо сохло на узком дереве.
Правильный вариант
Девочка отчетливо видела узкое платье, которое быстро сохло на высоком дереве.
III. Формирование умений и навыков.
1. Чтение теоретического материала на стр.9-10 учебника.
2. Составление вопросов по прочитанному материалу с последующей взаимопроверкой.
3. Чтение грамматической сказки
Предложение не может жить без основы. Оно худеет и растворяется в словах. Основа же вполне обходится без посторонних – второстепенных членов предложения, только скучает немного в одиночестве. И все-таки слухи об одиночестве основы сильно преувеличены: подлежащее и сказуемое – дружная семья. Очень редко встречаются несчастливые браки, в которых есть только один глава семьи, то есть один главный член предложения.
- О каких предложениях идет речь в этой сказке?
IV. Формирование новых понятий и способов действий.
1. На доске записано стихотворение, учитель или ученик выразительно читает стихотворение.
Лес. Поляна. Поз…ний час.
Вот уже к…стер погас.
Плещ…т ч…рная река.
Нет на ней ни огонька.
Травы спят. Д…ревья спят.
Звери спят и птицы.
Спит отряд, сопит отряд.
Только мне не спит…ся.
Можем, мама в тишине
Вспом…нает обо мне?
– Найдите в тексте стихотворения односоставные и двусоставные предложения. Выпишите их.
- Назовите распространенные и нераспространенные предложения.
- Найдите простое и сложное предложение. Выпишите их.
- Обратите внимание на сложное предложение – союзное оно или бессоюзное?
- Чем отличается простое предложение от сложного?
2. Упр.24
Выписать слова с пропущенными буквами и объяснить их написание.
Проанализировать по схеме первое и последнее предложение.
3. Чтение теоретического материала учебника на стр. 11-12.
- Каким по цели высказывания является последнее предложение стихотворения?
4. Словарная работа
Грезы – светлая мечта, а также призрачное видение, сновидение.
Под впечатлением прочитанной книги девочка погрузилась в мир сладких грез.
Дайте характеристику предложения.
Задание по вариантам:
1 вариант – перестроить простое предложение в сложносочиненное предложение; составить схему предложения.
2 вариант – в сложноподчиненное предложение, составить схему предложения.
Образец:
1 вариант. Под впечатлением прочитанной книг девочка погрузилась в мир сладких грез, и во сне прекрасный принц подарил ей волшебный цветок.
2 вариант. Под впечатлением прочитанной книги девочка погрузилась в мир сладких грез, потому что она очень любила мечтать.
V. Этап информации о домашнем задании.
§3, упр. 22 и 26
VI. Подведение итогов урока
VII. Этап рефлексии