Просмотр содержимого документа
«"Простое предложение. Синтаксис."»
Конспект урока русского языка в 5 классе
Тема: Простое предложение
Тип урока: Урок закрепления, обобщения и систематизации изученного.
Вид урока:Урок фронтальный с использованием электронной презентации, системно-деятельностного подхода с использованием структур сингапурского метода обучения
Формы работы учащихся: индивидуальная, работа в парах, в группах, в коллективе
Цели урока:
Обучающие цели:
- обобщить и закрепить изученный материал по разделу «Синтаксис» по теме «Простое предложение»;
-уметь проводить синтаксический разбор простого предложений;
-конструировать простое предложение по заданной схеме;
- формировать умения применять полученные знания на практике;
-отрабатывать навыки работы в парах, в группе, в коллективе.
- формировать коммуникативные компетенции (навык работы в парах), учебно-познавательные компетенции (развивать элементы общеучебной деятельности, логику, самостоятельность мышления);
Воспитывающие цели:
-воспитание внимания к слову через конструирование предложений;
- формировать умение общаться, демонстрируя озабоченность неудачами товарищей, радость их успехами, культуру внутренних нравственных отношений;
-воспитание интереса к изучению русского языка и литературы
Здоровьесберегающая цель: создать условия для успешного закрепления материала, выбрать средства обучения с учетом психофизиологических особенностей детей.
Задачи урока:
-повторить основные синтаксические понятия;
-закрепить знания учащихся о пунктуации в простых осложненных предложениях;
- формирование компетенций (учимся искать, изучать, думать, сотрудничать и др.);
- развитие коммуникативных умений учащихся.
Регулятивные УУД
1. Формулировать тему урока.
2.Определять характер деятельности.
3. Соотносить цели и результаты своей деятельности.
4. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
2.Извлекать информацию из источников, представленных в разных формах (текст, образец) и преобразовывать её из одной формы в другую (составлять схему).
Коммуникативные УУД
1.Строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле.
2.Осуществлять речевой самоконтроль в учебной деятельности и повседневной практике.
Оборудование: учебник русского языка для 5 класса под редакцией Т.А.Ладыженской, учебник литературы под ред. Коровиной В.Я, компьютер,проектор, доска, наглядный материал, презентация, карточки-задания для работы в парах, индивидуальные задания.
Ход урока
I Орг. момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Мы рады приветствовать вас на уроке, и надеемся, что на протяжении всего урока у вас будет хорошее и рабочее настроение. Поприветствуйте партнеров по плечу. Посмотрите, пожалуйста, на партнера по лицу, улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи. А теперь поприветствуем наших гостей.
Мы с вами заканчиваем изучать на этом этапе, в 5 классе, большой раздел русского языка, который называется …. (ответы детей). Надеемся, что вы будете стараться работать хорошо, активно и творчески.
II. Постановка целей урока, обозначение темы урока
III. Актуализация знаний
Вот мы с вами погрузились в один из самых интересных разделов русского языка, который называется синтаксис. Скажите, пожалуйста, что изучает этот раздел? (ответы учеников)
Назовите мне самую маленькую единицу синтаксиса (слово)
Я предлагаю вам собрать идеи.( А4 делим на 4 части для каждого).
Каждый должен написать слова- имена существительные, которые относятся к времени года «зима». (Снег, мороз, лед). Вот вы написали слово, самую маленькую единицу синтаксиса. А теперь подберите к этому слову прилагательное и прочитайте, что у вас получилось (пушистый, крепкий, трескучий). Скажите, что у нас получилось? (словосочетание)- это тоже единица синтаксиса. Теперь напишите глагол. А теперь я вам предлагаю взять эти слова, распространить их другими словами, чтобы в них был смысл и присутствовала интонация. Что у вас получилось? Предложение -это единица синтаксиса? А как называется несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически? Правильно,текст.
Теперь в каждой группе должны выбрать 3 слова, 3 словосочетания, 3 предложения, на ваш взгляд, наиболее удачные и которые не повторяются
Значит, синтаксис изучает все эти единицы. Как вы думаете, какая самая изучаемая единица синтаксиса? Конечно, это предложение.
IV. Включение в систему знаний и повторение.
(Проверка знаний: что такое предложение по модели Фрейер?)
Сейчас я хотела бы проверить, как вы усвоили тему «Предложение»
(Ребята, перед вами лежат листы А4. Партнер1 берет лист, складывает его на две части, пополам и передает его партнеру2. Тот берет и складывает его еще раз и передает партнеру3. Партнер3 сгибает угол и передает партнеру 4. Тот раскладывает лист и ложит его на середину стола.)
Надеюсь, так же хорошо выполните синтаксический разбор, предварительно составив предложение из предложенного конструктора.
V. Проблемная ситуация «Игра конструктор»
Взять существительное, выступающее в роли обстоятельства из предложения В лесу на тропинках показались лисички
Из предложения Парашютисты опустились в центре стадиона взять сказуемое
Из предложения Вдруг послышались легкие шаги взять определение
Добавить подлежащее из предложения На щеках тают снежинки
На тропинки опустились лёгкие снежинки.(Сделать синтаксический разбор простого предложения)
(предложения на карточках и слайде)
VI. Физкультминутка «Заморозки».
Работа по тексту.
VII.Простое предложение не такое уж и простое. Когда мы его изучали, прошли немало тем. Давайте сделаем соответствие, повторяя эти темы. Найти соответствие (экран)
VIII.Лингвистическое исследование.
Ребята, все предложения имеют свои схемы. Важно разбираться в них. Попробуем опираясь на схемы, составить свои предложения. 8 предложений. Работа по схемам.
(Обоснование своего выбора).
Произведите синтаксический разбор 1 предложения
XI. Домашнее задание. Зима – прекрасное время года. И поэтому мы предлагаем вам дома сделать творческую работу, написав текст о зиме, включив простые и сложные предложения. Можете дополнить свою работу рисунком. И на следующем уроке организуем выставку ваших работ.
Наш урок подходит к концу, и пора приступать к заполнению листов самооценки.
X.Рефлексия. Выставление оценок.
3-2-1
Напишите 3 пункта характеристики простого предложения