Просмотр содержимого документа
«Простое предложение»
Простое предложение и его грамматическая основа (§ 4)
Цели урока: 1) повторить виды предложений по наличию главных членов (односоставные, двусоставные), ВИДЫ односоставных предложений, способы выражения главного члена в односоставных предложениях, виды сказуемого; 2) научить разграничивать двусоставные и односоставные предложения, определять способ выражения главного члена в односоставных предложениях, вид сказуемого; 3) совершенствовать пунктуационные навыки учащихся.
I. Опрос. Варианты опроса с учётом дифференциации. Один ученик из первой группы записывает на доске та блицу из упр. 23 на с. 15.
Второй ученик записывает более употребительные эквиваленты к иноязычным словам саммит, дайджест, сленг, дисплей, рейтинг, шоу, инвестиция.
Третий ученик читает текст, подтверждающий мысль В. Г. Костомарова о «размытости границ между стилями текста.
II. Актуализация опорных знаний учащихся в форме вопросно-ответной беседы.
— Что такое предложение?
— Чем оно отличается от словосочетания?
— Как связываются слова в словосочетании и предложении?
— Какие виды односоставных предложений, способы выражения главного члена в односоставных предложениях вы знаете?
— Расскажите о знаках препинания при однородных членах предложения.
III. Работа над темой урока (по учебнику).
1. В упр. 28 на с. 17 девятиклассники записывают текст К. Г. Паустовского, расставляют знаки препинания,подчёркивают грамматическую основу, находят однородные члены, составляют их схемы.
Рекомендации учителю: в слабом классе следует повторить особенности однородных членов (отвечают на один вопрос, являются одинаковыми членами предложения, относятся к одному члену предложения или поясняются одним членом предложения, равноправны друг другу и соединены между собой сочинительной связью, произносятся с соответствующей интонацией).
2. Перед выполнением упр. 29 следует повторить тему «Тире между подлежащим и сказуемым по таблице.
Таблица 4
Тире между подлежащим и сказуемым
ставится
не ставится
1)—
Сущ., числ. в И. п.
Лес — друг человека.
Пятью пять — двадцать пять.
2) —
Неопр. ф. глаг. — неопр.
ф. глаг.
Жить на свете — значит постоянно бороться и побеждать.
3) — .
Неопр. ф. глаг. — сущ.
Сущ. — неопр. ф. глаг.
Выспаться — моя мечта!
Наша задача — хорошо учиться.
4) — это, вот
Перед этими словами.
Чтение — вот лучшее учение.
1)Как .
Пшеничное поле как огромное море.
2) Личн. мест. .
Ончеловек необычной судьбы.
3) Не .
Старостьне радость.
Пр и м е ч а н и е
Если логическое ударение падает на личное местоимение, то тире между ____ и может ставиться.
Ты — лучший человек на свете.
В упр. 29 учащиеся записывают стихотворные строки В. И. Кочеткова, подчёркивая грамматические основы предложений и ставя тире между подлежащими и сказуемыми, чертят схемы сложных предложений.
3. Учащиеся выполняют упр. 31, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы, подчёркивают грамматические основы, определяют вид сказуемого, тип односоставных предложений.
Рекомендации учителю: перед выполнением упр. 31 необходимо повторить основные группы односоставных предложений по таблице.
Таблица 5
Вид предложения
Форма выражения главного члена
Примеры
Назывные (номинативные)
Выражен существительным в И. п. или сочетанием числительного с существительным
Май. Одиннадцать часов ночи.
Определённо-личные
Выражен глаголом в форме 1-го или 2-го лица изъявительного или 2-го лица повелительного наклонения
Замечаю под крышами голубоватые сосульки.
А приглядитеськ снегу!
Неопределённо-личные
Выражен глаголом в форме 3-го лица множественного числа настоящего или будущего времени либо глаголом во множественном числе в прошедшем времени и условном наклонении
Газеты доставляют по утрам. Сообщили бы заранее о резком похолодании.
Безличные
Выражен безличным глаголом, личным глаголом в безличном значении, неопределённой формой глагола, кратким страдательным причастием в форме среднего рода, категорией состояния, существительным в Р. п. с частицей ни или не
Зимой рано смеркается. В темноте ничего не разглядеть. В подъезде пока ещё слабо освещено. Тихо вокруг. Рядом ни души.
IV. Контроль за пониманием темы. 1-в 2-г 3-в 4-б 5-в
Тестовые задания
1. Какое из предложений является назывным?
а) Вы, я вижу, любите природу.
б) Неудача не смутила фигуриста.
в) Вот деревенская улица.
г) Приветствую тебя, пустынный уголок!
2. Укажите глагол, который не может быть сказуемым в неопределённо-личном предложении.
а) носятв) прочитают
б) не рассказалиг) посмотрю
3. Найдите ошибку в характеристике предложения.
Дела словом не заменить.
а) простоев) безличное
б) односоставноег) распространённое
4. В каком предложении сказуемое выражено безличной формой личного глагола?
а) Нельзя перегибать страницы книги.
б) Под ногами у меня приятно поскрипывало.
в) Исхода нет.
г) Мне было весело вдохнуть свежесть лесов.
5. Укажите определённо-личное предложение.
а) На обратном пути ему пришлось пережить маленькое приключение.
б) Кругом не было ни души.
в) Верь в свой народ, создавший могучий русский язык.
г) Пьера с другими преступниками привели на правую сторону девичьего поля.
♦ Задание творческого характера. Напишите сочинение-миниатюру «Осень в парке», используя для описания природы односоставные предложения.
а) первая группа учащихся выполняет упр. 30 на с. 18 письменно;
б) вторая группа учащихся составляет текст на тему «дисциплина — свобода или необходимость?», используя односоставные предложения.
Знаки препинания в предложениях с обособленными
членами (определениями и приложениями)
Выделяются запятыми
Примеры
1. Любые определения и приложения (независимо от степени их распространённости и местоположения), если они относятся к личному местоимению
Дружившие с детства, они никогда не расставались. Они, агрономы, поехали работать в село.
2. Согласованные распространенные определения и приложения, если они стоят после определяемого существительного
Ягоды, собранные детьми, были вкусны. Дед, участник военных действий, знал всё о том далёком времени.
3. Два или несколько однородных согласованных нераспространённых определений, стоящих после определяемого существительного
Ветер, тёплый и ласковый, разбудил цветы на лугу.
4. Согласованные определения и приложения (стоящие перед определяемым существительным), если имеют добавочное обстоятельственное значение (причинное, условное, уступительное и др.)
Измученные тяжёлой дорогой, ребята не могли продолжить путешествие (причина).
5. Согласованные приложения (в том числе и одиночные), если они стоят после определяемого слова — существительного собственного.
И с к л ю ч е н и е: не выделяются одиночные приложения, сливающиеся с именем существительным по смыслу и в произношении
В отрочестве я зачитывался книгами Дюма-отца.
Знаки препинания в предложениях
с обособленными приложениями
Выделяются запятыми
Примеры
1. Любые приложения (независимо от степени их распространённости и местоположения), если они относятся к личному местоимению
Оно, «Слово...» по своей поэтической мощи не имеет ничего равного в древней русской литературе.
2. Распространённые приложения, если они стоят после определяемого существительного
Сестра, студентка второго курса мединститута, уже даёт советы соседке.
3. Приложения, стоящие перед определяемым существительным, если имеют добавочное обстоятельственное значение (причинное, условное, уступительное и др.)
Смелый охотник, хорёк нападает на животных и крупнее его.
4. Распространённые приложения (в том числе и одиночные), если они стоят после определяемого слова — существительного собственного.
Ис к л ю ч е н и е: не выделяются одиночные приложения, сливающиеся с именем существительным по смыслу и в произношении
Тренером команды назначен Лучников, бывший нападающий.
Вскочил Иван-царевич на лихого коня да и был таков.
5. Обособляются приложения с союзом как, если имеют оттенок причинности
Как истинный поэт, Некрасов любим своим народом.
Не обособляются приложения, если союз как имеет значение «в качестве» или приложение с этим союзом характеризует предмет с какой-либо одной стороны
Все знают Женю как надёжного друга.
III. Работа с учащимися по учебнику.
1. В упр. 32 на с. 19 учащиеся аргументируют постановку запятых, переписывают, вставляя пропущенные буквы, находят уточняющие обстоятельства и вводные слова.
Рекомендации учителю: в слабом классе можно предложитьучащимся таблицы по теме «Предложения с обособленными членами».
Таблица 6
Таблица 7
2. В упр. 34 девятиклассники определяют тип текста, графически отмечают причастные обороты, называют условия обособления, читают выразительно текст, соблюдая эти условия. Учащиеся отвечают на вопрос, как понимают выражение «проснувшимся Везувием». Морфологический разбор причастий выполняют по вариантам:
а) I вариант — морфологический разбор действительно го причастия;
б) II вариант — морфологический разбор страдательного причастия.
Рекомендации учителю: обратите внимание учеников на то, что обособленные члены предложения выделяются интонацией, чем подчёркивается их особое значение среди других второстепенных членов как средства усиления выразительности речи. Интонация обособления выражается ударением, паузами, убыстрением темпа.
В случае затруднения при выполнении морфологического разбора причастий учащиеся пользуются планом разбора на с. 196 учебника. При объяснении выражения «проснувшимся Везувием» можно обратиться к материалам энциклопедического справочника: Везувий — действующий вулкан в Италии высотой 1277 м. Вулкан — коническая гора с кратером на вершине, через который из недр земли время от времени извергается огонь, лава, пепел.
3. В упр. 36 ученики записывают предложения, обозначая графически причастные и деепричастные обороты, расставляют запятые, соблюдая условия обособления определений и обстоятельств, объясняют, какие из причастных оборотов не являются обособленными, подбирают из текста:
а) причастия, соответствующие схеме: ;
б) деепричастие, соответствующее схеме: .
IV. Контроль за пониманием темы.
Первая группа учащихся (слабоуспевающая) списывает текст (он размножен в количестве, соответствующем числу слабоуспевающих в классе), вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы, графически обозначая выбор орфограммы, выделяя запятыми и обозначая графически обособленные члены предложения.
Т е к с т для первой группы.
Зимой 1825 года Пущин пр..вёз ссыльному Пушкину в Михайловское затеря..ное в снегах и м..телях рукописный список комедии Грибоедова «Горе от ума». Комедия начавшая своё изус..ное триумфальное ше..твие по Росси.. была встрече..а молодыми силами русского общества с л..кованием. Россия выстр..дала героя (бунтаря) предвес..ника нового пок..ления и поэтому каждое обл..чительное слово Ча..кого нах..дило взрывной отклик в прогрессивной Росси.. . Голос Ча..кого, ум Ча..кого, страсть Ча..кого это голос ум и страсть самого Грибоедова но не только: устами Ча..кого говорила вся прогрессивная Россия.
(По Н. К. Доризо)
Вторая группа учащихся (сильная) выполняет задание творческого характера: написать текст, используя в качестве зачина предложение Прогуливаясь в парке, можно любоваться очаровательными кронами деревьев, вырисовывающимися на фоне осеннего неба.
В готовом тексте следует обозначить графически обособленные члены предложения.VI.Домашнее задание дифференцированного характера:
а) упр. 35 на с. 20 (для слабоуспевающих учащихся);
б) подготовить связный рассказ на тему «Предложения с обособленными членами» (для всех);
в) написать сочинение по заданию в упр. 37 на с. 21 (для более подготовленных учащихся).
Ответы теста 1-а, в,г, 2-6 3-а
Тестовые задания
1. Укажите предложения с обособленными определениями (знаки препинания не расставлены).
а) Утомлённый долгой речью я закрыл глаза и заснул.
б) Он нетерпеливо теребил снятую с правой руки перчатку.
в) Струйки дыма вились в ночном воздухе полном влагии свежести моря.
г) Солнце великолепное и яркое поднималось над морем.
Ответ:
2. Найдите предложение, в котором не надо обособлять приложение (знаки препинания не расставлены).
а) Инженер по образованию Алексей Иванович увлекался садоводством.
б) Бунина большинство знает как прозаика.
в) Вот она северная ночь нарядная затянутая серебристой дымкой.
г) Наши любимицы берёзки стайками росли на опушке леса.
Ответ:
3. Какое из данных обстоятельств в предложении не будет обособляться?
а) смотрел не сводя глаз
б) слезает рукой опершись на седло
в) взвилась рассекая потёмки
г) мчится погоняя свои салазки
Ответ:
Тестовые задания
1. Укажите предложения с обособленными определениями (знаки препинания не расставлены).
а) Утомлённый долгой речью я закрыл глаза и заснул.
б) Он нетерпеливо теребил снятую с правой руки перчатку.
в) Струйки дыма вились в ночном воздухе полном влаги и свежести моря.
г) Солнце великолепное и яркое поднималось над морем.
Ответ:
2. Найдите предложение, в котором не надо обособлять приложение (знаки препинания не расставлены).
а) Инженер по образованию Алексей Иванович увлекался садоводством.
б) Бунина большинство знает как прозаика.
в) Вот она северная ночь нарядная затянутая серебристой дымкой.
г) Наши любимицы берёзки стайками росли на опушке леса.
Ответ:
3. Какое из данных обстоятельств в предложении не будет обособляться?
object(ArrayObject)#874 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(264) "Конспект урока по теме "Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и с союзами и, а, но", 4 класс "
["seo_title"] => string(158) "konspiekt-uroka-po-tiemie-zapiataia-v-slozhnom-priedlozhienii-s-soiuzami-i-a-no-i-v-prostom-priedlozhienii-s-odnorodnymi-chlienami-i-s-soiuzami-i-a-no-4-klass"
["file_id"] => string(6) "122207"
["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1414167316"
}
}