Урок № 13-14 | 9а от 01.10. 03.10. | 9б от 01.10. 03.10. | 9в от 01.10. 03.10. | 2018 |
Тема | «Простое осложненное предложение» |
Цель урока: | систематизировать знания о простом осложнённом предложении с обособленными однородными членами, с обособленными определениями, с обособленными обстоятельствами, дополнениями, вводными и вставными конструкциями. |
Задачи: |
предметные: | закреплять умение различать простое и сложное предложение от простого осложнённого предложения; умение находить их в тексте, объяснять постановку знаков препинания, правильно интонировать предложения с обособленными членами предложения и передавать смысловые отношения между частями предложения; закреплять умения правильно расставлять знаки препинания в простых осложнённых предложениях; пользоваться изученными конструкциями в собственной речи, соблюдать литературную норму при построении простого осложнённого предложения; |
метапредметные: | развить умения различать, сравнивать, обобщать, выбирать правильный ответ, руководствуясь полученными знаниями; |
личностные: | привить желание к самосовершенствованию, мотивированности к постоянному самообразованию. |
Тип урока: комбинированный. |
Методы урока: аналитический, показательный, диалогический, алгоритмический. |
Технология: модерации. |
Оборудование: учебник, раздаточный материал. |
ХОД УРОКА |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ |
Организационный этап |
Проверка готовности класса к уроку. Запись в журнале и тетради приёма-передачи. | Приветствуют. Дежурные по классу отвечают. |
Проверка домашнего задания |
Проверить наличие орфографического практикума и предложений. | Показывают папки. |
Мотивация УУД. Целеполагание |
Когда не знаешь слов, то нечем познавать людей. Конфуций | Запись эпиграфа. |
Объявление темы. Постановка цели, задач. Объяснение плана урока |
Объявление темы урока, цели, задач. Оформление журнала. | Оформление тетради. |
Актуализация опорных знаний |
Однородные члены – это члены предложения, связанные с одним и тем же словом и отвечающие на один и тот же вопрос. | Называю признаки. |
Работа над темой урока |
Записать предложения. Графически построить схемы, указать тип предложения. Я люблю мороженое. Я люблю мороженое, шоколад, печенье, торты. Мороженое, купленное ещё утром, совсем растаяло. Купив утром мороженое, я быстро насладился его вкусом. Мороженое, я думаю, самое вкусное лакомство детей. Танюшка, ты любишь эскимо в шоколаде? Я люблю мороженое и стараюсь лакомиться им ежедневно. Мы любим мороженое, и мама покупает нам его очень часто. Найдите различия и сходства в предложениях. | По одному работают у доски. Запись в тетради. |
Составление схемы: Дополни предложения 1.Весеннее солнце быстро … и … талые воды с полей. 2 …. , … туча растёт за рекою. 3. Прощай же, …., не забуду твоей торжественной красы. 4.Тучам, … ,не суждено было собраться в грозу. 5.Здравствуй, …. , ранней осени краса! (плавит, гонит, большая, тёмная, море, видно, пёстрая осинка) Расставьте знаки препинания и объясните их постановку. Говорила она, как-то особенно выпевая слова, и они легко укреплялись в памяти моей, похожие на цветы, такие же ласковые, яркие, сочные. Когда она улыбалась, её тёмные, как вишни, зрачки расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом, улыбка весело обнажала белые, крепкие зубы, и, несмотря на множество морщин в тёмной коже щёк, всё лицо казалось молодым и светлым. - Как осложнены простые предложения, входящие в состав сложных? | Запись схемы. Работа в парах. Двое работают у доски. В предложениях имеются ОЧП, обособленные члены) |
Обособление – способ смыслового выделения или уточнения. Обособляются только второстепенные члены предложения. Обычно обособления позволяют представить информацию более детально и привлечь к ней внимание. Обособления различны. Различаются: обособленные определения, обособленные обстоятельства, обособленные дополнения. Обособленные определения делятся на: согласованные, несогласованные. Выполнение упражнений их учебника: 195,198 | Запись определения. Коллективная работа. |
Физминутка |
Разминка для спины и рук. | Разминка. |
Закрепление материала и определение прробелов. |
Определите, сколько запятых нужно поставить в предложениях с однородными членами, связанными разделительными союзами. Напротив номера предложения напишите соответствующую букву (А — одна запятая. Б — две запятые. В — три запятые. Г — не нужны запятые.) I вариант 1) Она [неудача] или разбивает жизнь или закаляет ее. 2) Бегущая минута незаметная рождает миру подвиг или стих. 3) Глупость человека сказывается или из его действия или из его слов. 4) Глаза у нас то синие то карие то черные. 5) Бывало, с самого раннего утра убегаю или на пруд или в рощу или на сенокос или к жницам. 6) В то утро простился с тобою твой муж или брат или сын. 7) У нее на войне или муж или брат или трое родных сыновей. 8) То ль от зноя то ль от страха подошла усталость. 9) Небо над парком долго еще хранило то убывающий то вновь усиливающийся багровый свет. 10) После каждой поездки появлялись то новый рассказ то повесть то просто короткая запись в дневнике. 11) Высоко в небе парил не то коршун не то ястреб. 12) Берега или отлогие лесистые или утесистые. II вариант 1) То скрипнет дверь то тихо отворится калитка то сгорбленная фигура плетется от дома к дому по огородам. 2) А за окном то дождь то снег. 3) Хорошо бы научиться писать дневники только вот такими новеллами или в крайнем случае хоть бы сюжетами или даже намеками на сюжет. 4) Он очень долго говорил с ней то громко то тихо то печально то весело. 5) Заблестели на листьях орешника капли не то росы не то вечернего дождя. 6) Столетние сосны или лиственницы толпятся группами или разбросаны врозь. 7) Все работали или в легких брезентовых рукавицах или голыми руками. 8) Никаких признаков деревни или поселка. 9) То и дело в пыли мелькнет подкова или гайка или папиросная коробка. 10) Тропинка то поднималась вверх то спускалась вниз. 11) Гончие то заливались около самой опушки то постепенно отдалялись от меня. 12) Овсяников разъезжал либо в беговых дрожках либо в небольшой красивой тележке с кожаным верхом. Правильные ответы для взаимопроверки I вариант 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | А | Г | А | Б | В | Б | Б | А | А | Б | А | Б | II вариант 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | Б | А | Б | В | А | Г | А | Г | Б | А | А | А | | Самостоя-тельная работа с последующей взаимопро-веркой |
Рефлексия |
Над чем мы сегодня работали? Чем могут быть осложнены предложения? Что было сложным? | Анализируют, делают выводы. |
Д/з., оценивание |
§28, упр. 196, составить кластер в рабочую папку | Запись в дневник. |