kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока на тему: "Простое осложненное предложение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

разработка урока на тему Простое осложненное предложени" поможет познакомить учащихся с правилами постановки знаков препинания

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока на тему: "Простое осложненное предложение"»

Урок

Тема: Простое осложненное предложение

Цели: 1. систематизировать знания о простом осложнённом предложении с обособленными однородными членами,  с обособленными определениями,  с обособленными обстоятельствами,  дополнениями;

2.закреплять умения   различать простое и сложное предложение от простого осложнённого предложения; умение находить их в тексте,  объяснять постановку знаков препинания.

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы, целей.

  3. Основная часть.

  1. Беседа.

        - На доске дан текст – расставьте знаки препинания и объясните их постановку.

                

Говорила она,  как-то особенно выпевая слова, и они легко укреплялись в памяти моей, похожие на цветы, такие же ласковые, яркие, сочные. Когда она улыбалась, её тёмные, как вишни, зрачки расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом, улыбка весело обнажала белые, крепкие зубы, и, несмотря на множество морщин в тёмной коже щёк, всё лицо казалось молодым и светлым.(М.Горький.Детство.)

- Как осложнены простые предложения, входящие в состав сложных (в предложениях имеются однородные  члены предложения, обособленные определения и обстоятельства)

  1. Повторение теории с попутным закреплением материала:

- В каких случаях простое предложение считается осложнённым? (Простое предложение считается осложненным в тех случаях, если в его составе имеются:

1) однородные члены предложения;

2) обособленные члены предложения;

3) вводные и вставные конструкции;

4) обращения

1) однородные члены предложения: 

- Какие члены предложения называются однородными?

- Какие слова называются обобщающими?

- Каковы правила пунктуации при однородных членах?

Запятая ставится

Запятая не ставится

Если между однородными членами нет союзов:
Все проснулось, запело, зашумело, заговорило. 
Если между однородными членами есть повторяющиеся союзы
и ..., и; да ..., да; ни ..., ни;
то ..., то; либо ..., либо и др.:
Легкий ветерок то просыпался, то утихал; За дождем не видно было ни моря, ни неба; Татьяна верила преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям, и предсказаниям луны.
Если между однородными членами есть союзы а, но, да (=но):
Туман расходился, но еще закрывал вершины леса; Мал золотник, да дорог.
Если между однородными членами есть двойные союзы не только ..., но и; как ..., так и;
не столько ..., сколько:
Эта тропа считается тяжелой как для лошадей, так и для пешеходов.

Между однородными членами, соединенными одиночными союзами и, да (=и), или, либо:
Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз взялись. 
Внутри групп однородных членов, соединенных попарно:
Они сошлись. Вода и камень, стихи и проза,
лед и пламень не столь различны меж собой.
В цельных выражениях и то и се, ни то ни се, ни рыба ни мясо и др.: Иван Никифорович был ни жив ни мертв.


В предложениях с однородными членами и обобщающим словом выбор знаков препинания (тире или двоеточия) определяется позицией обобщающего слова.

      Двоеточие ставится:

      После обобщающего слова перед однородными членами:  Мне нравились его черты: мечтам невольная преданность, неподражательная странность и резкий, охлажденный ум (Пушкин).

Тире ставится:

      После однородных членов перед обобщающим словом: В траве, в кустах дикого шиповника, в виноградниках и на деревьях — всюду заливались цикады (Куприн).

 После однородных членов, если перед ними есть обобщающее слово, а предложение не закончено.


Задания:

1) -В предложениях с однородными членами  расставьте пропущенные знаки препинания,  составьте схемы.

1. Одно лишь оставалось неизменным дух коллектива преданность борьбе и вера в победу. 2. Она взглянула на него и улыбнулась но не веселой и радостной а испуганной жалостной улыбкой (Л. Толстой). 3. Около родника зеленеет короткая бархатная травка (Тургенев). 4. В вагоне электрички было тесно от рюкзаков и лыж и шумно (Казаков). 5. Они медленно прошли мимо бревенчатых глухих стен изгородей и бань вышли к обрыву над озером и сели на лавку под березой (Казаков). 6.  И воздух и вода и деревья все уже пахнет первым снегом.

2) вводные слова и вставные конструкции:

Вводные слова — это слова (или словосочетания), грамматически не связанные с предложением и вносящие дополнительные смысловые оттенки. Например: Очевидно, общение с детьми развивает в человеке многие добрые свойства (Паустовский); К счастью, тайна так и осталась тайной (Бунин).

 Обращения — это слова, называющие того, к кому обращаются с речью. Обращение имеет форму именительного падежа и произносится с особой интонацией: Татьяна, милая Татьяна! С тобой теперь я слезы лью (Пушкин). 

3) обособленные определения и обстоятельства:

-Что такое обособление?

Обособление — это смысловое и интонационное выделение второстепенных членов предложения для придания им большей самостоятельности в сравнении с остальными членами предложения. Поэтому обособленными членами предложения являются члены предложения, выделенные по смыслу с помощью интонации. На письме они выделяются чаще всего запятыми.

      Обособленными могут быть любые второстепенные члены предложения: определения, приложения, обстоятельства, дополнения.

Обособленные определения: выражаются причастными оборотами, одиночными и однородными причастиями и прилагательными, а также оборотами, состоящими из прилагательных или существительных с зависимыми словами. Например: Книги, прочитанные в детстве, помнятся всю жизнь; А лес, молчаливый, темный, тянулся на много верст вокруг (Бунин); Я прожил жизнь, полную неожиданностей (Паустовский); Коля, в своей новой курточке с золотыми пуговками, был героем дня (Тургенев).

      Обособленные обстоятельства могут выражаться деепричастными оборотами, одиночными деепричастиями, а также существительными с предлогами несмотря на, согласно, благодаря, вопреки, по причине и др. Например: Крупные капли дождя разбивались о землю, превращаясь в пыль и мельчайшие брызги (Солоухин); Несмотря на погоду, мы решили выступать (Обручев).

      Обособленные дополнения чаще всего выражаются существительными с предлогами кроме, помимо, сверх, за исключением, включая и др. Например: Кроме диких птиц и зверей, около монастыря не показывалась ни одна душа (Чехов).

  1. Практическая часть.

Спишите, расставляя знаки препинания:

   Наш корабль, ловко примостившись между судами-великанами, еще долго стоял в гавани. Небо, сплошь усыпанное зимними звездами, опустилось на верхушки спящих елей.В прохладный майский полдень я сидел на высоком берегу и любовался рекой, суетой ласточек, головками колокольчиков и лютиков, цветущими на лугу.Вдруг рядом, совсем близко от меня,  задышал светловолосый ветер.

Дрожа от волнения, он принес мне чудный запах шиповника, цветущего  поблизости.

Заросли этого кустарника, очаровывая меня, виднелись из небольшой ложбинки.

Наверное, ветру было трудно оттуда донести и сохранить чарующий розовый аромат, исходящий из ладоней благоухающего шиповника.Но в тихую осень, полную красок, вдруг  ворвались дожди и ветры. Оно, заворожив многих художников, продолжает согревать нас на полотнах.Спасибо за радость, ветерок.Темнота раннего  осеннего утра скрыла и площадку на берегу, и посёлок, и самих людей.После обеда бабушка выходила на балкон, с вязаньем или шитьем.Всё в этом человеке привлекало взгляд: печальные и мудрые глаза, большой лоб, душевная сила, проявлявшаяся и в лице его, и в спокойных, сдержанных движениях.

IV.Итог урока

V. Домашнее задание:
















Спишите, расставляя знаки препинания:

Наш корабль ловко примостившись между судами-великанами еще долго стоял в гавани. Небо сплошь усыпанное зимними звездами опустилось на верхушки спящих елей. В прохладный майский полдень я сидел на высоком берегу и любовался рекой суетой ласточек головками колокольчиков и лютиков цветущими на лугу.Вдруг рядом совсем близко от меня  задышал светловолосый ветер.

Дрожа от волнения он принес мне чудный запах шиповника цветущего  поблизости.

Заросли этого кустарника очаровывая меня виднелись из небольшой ложбинки.

Наверное ветру было трудно оттуда донести и сохранить чарующий розовый аромат исходящий из ладоней благоухающего шиповника.Но в тихую осень полную красок вдруг  ворвались дожди и ветры. Оно заворожив многих художников продолжает согревать нас на полотнах.Спасибо за радость ветерок. Темнота раннего  осеннего утра скрыла и площадку на берегу и посёлок и самих людей. После обеда бабушка выходила на балкон с вязаньем или шитьем. Всё в этом человеке привлекало взгляд печальные и мудрые глаза большой лоб душевная сила проявлявшаяся и в лице его и в спокойных сдержанных движениях.




Спишите, расставляя знаки препинания:

Наш корабль ловко примостившись между судами-великанами еще долго стоял в гавани. Небо сплошь усыпанное зимними звездами опустилось на верхушки спящих елей. В прохладный майский полдень я сидел на высоком берегу и любовался рекой суетой ласточек головками колокольчиков и лютиков цветущими на лугу.Вдруг рядом совсем близко от меня  задышал светловолосый ветер.

Дрожа от волнения он принес мне чудный запах шиповника цветущего  поблизости.

Заросли этого кустарника очаровывая меня виднелись из небольшой ложбинки.

Наверное ветру было трудно оттуда донести и сохранить чарующий розовый аромат исходящий из ладоней благоухающего шиповника.Но в тихую осень полную красок вдруг  ворвались дожди и ветры. Оно заворожив многих художников продолжает согревать нас на полотнах.Спасибо за радость ветерок. Темнота раннего  осеннего утра скрыла и площадку на берегу и посёлок и самих людей. После обеда бабушка выходила на балкон с вязаньем или шитьем. Всё в этом человеке привлекало взгляд печальные и мудрые глаза большой лоб душевная сила проявлявшаяся и в лице его и в спокойных сдержанных движениях.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Разработка урока на тему: "Простое осложненное предложение"

Автор: Смородина Галина Олеговна

Дата: 15.05.2023

Номер свидетельства: 631529

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Понятие о сложносочиненном предложении. "
    ["seo_title"] => string(48) "poniatiie-o-slozhnosochiniennom-priedlozhienii-1"
    ["file_id"] => string(6) "207689"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430590808"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(44) "Ситуативные технологии "
    ["seo_title"] => string(26) "situativnyie-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "127788"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415375670"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства