Просмотр содержимого документа
««Производные и непроизводные предлоги».»
Тема: «Производные и непроизводные предлоги».
Цель: знакомство с производными и непроизводными предлогами.
Задачи: формировать познавательный интерес, мотивацию к обучению через разнообразие используемых приёмов;
развивать творческую, речевую и мыслительную активность обучающихся;
воспитывать культуру коммуникативного общения обучающихся.
Планируемые результаты:
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него как основного носителя русской культуры, потребность сохранить чистоту русского языка как явление национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
Метапредметные: способность определять цели предстоящей учебной деятельности, умения планировать, оценивать достигнутые результаты и формулировать выводы; умение работать в парах; способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета.
Предметные: знать о признаках непроизводных и производных предлогов; уметь отличать производные предлоги от других омонимичных частей речи; учиться правильно писать производные предлоги и омонимичные им другие части речи.
Ход урока.
I. Орг.момент
– Этот урок мне бы хотелось начать со слов известного английского писателя Бернарда Шоу: «Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко и если мы обменяемся этими яблоками, то и у меня, и у вас останется по одному яблоку. А если у вас есть идея, и у меня есть идея и мы обменяемся идеями, то у каждого из нас будет по две идеи».
II. Проверка д/з
III. Актуализация знаний
Вопросы:
Как называется раздел науки о языке, которая изучает части речи? (морфология)
На какие группы делятся части речи? (самостоятельные и служебные)
Чем отличаются самостоятельные части речи от служебных? (Не имеют морфологических признаков, не выполняют синтаксической роли)
Предлог – это? (Служебная часть речи, выражающая зависимость одних слов от других в предложениях и словосочетаниях)
Какими бывают предлоги по своему строению? (простыми и составными)
Что заинтересовало вас в данных предложениях? (омонимичные слова)
Как образовался предлог благодаря (путем перехода самостоятельной части речи в служебную), от какой части речи образован (деепричастия). Какие категории утратил предлог (морфологические признаки и синтаксическую роль)
Кто-то догадался, как называются такие предлоги? Вспомните правило, что мы еще с вами не рассматривали, изучая предлог?
Запишите тему: Производные и непроизводные предлоги.
V. Работа по теме урока.
Прочитайте про себя теоретический материал.
Рассмотреть таблицу (Предлоги производные и непроизводные)
Вопросы:
Что обозначает слово производный? (Производный, значит образованный от чего-либо).
От чего могут быть произведены производные предлоги? На какие группы делятся производные предлоги (наречные, отыменные, отглагольные).
Наречные произведены от наречий, отыменные – от именных частей речи, отглагольные – от основ глагола, деепричастий)
Задание 1:
Распределительный диктант.
Распределите предлоги на две группы производные и непроизводные. Запишите в тетрадь.
Перед, благодаря, для, при, наперекор, вокруг, в течение, над, в продолжение, через.
Сверим с эталоном:
Производные
Благодаря
Наперекор
Вокруг
В течение
В продолжение
Непроизводные
Перед
Для
При
Над
Через
Задание 2:
Цифровой диктант
1 – произ
2 часть речи
В течение дня он не раз заговаривал со мной.
В течении военных событий произошли резкие изменения.
О судьбе героев автор обещал рассказать в продолжении романа.
Ванюша в продолжение часа таскал за ней по базару корзину.
Сговорившись на счет завтрашнего дня, они простились.
Все доходы переведите на счет нашей бригады.
Благодаря мастерству спортсменов наша команда победила.
Благодаря родителей, не забудьте сказать добрые слова.
Код - 12211212
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление
Различение производных предлогов от самостоятельных частей речи
Запись под диктовку
А) В течение (предлог) двадцати лет Александр Дюма написал четыреста романов и тридцать пять драм. В течении (сущ) наших сибирских рек часто встречаются пороги.
Б)Футболист промчался мимо(нар). Во время путешествия мы проплывали мимо (предлог) домика.
В) Саша и Таня радовались, благодаря (дееприч) родителей за прекрасные подарки. Андрей понял правило благодаря (предлог) учителю.
Г) Ему долго пришлось идти довольно трудным путём (сущ). Нас убедили путём (предлог) веских доказательств