Просмотр содержимого документа
«Производные и непроизводные предлоги»
Урок русского языка в 7 классе
по теме
«Производные и непроизводные предлоги»
Знать:отличие производных предлогов от омонимичных форм самостоятельных частей речи,
Уметь:правильно употреблять и писать предлоги.
Цели урока:
Образовательные:
- систематизировать знания о предлогах , его видах по происхождению;
-закрепить отличие производных предлогов от омонимичных форм самостоятельных частей речи;
закрепить слитное и раздельное написание предлогов.
2. Развивающие:
- развивать познавательный интерес учащихся, уметь вступать в речевое общение, анализировать, сравнивать, обобщать, организовывать самостоятельную работу и работу в парах.
Воспитательные:
- активизировать творческие способности учащихся,
- прививать интерес и любовь к родному языку.
Карта урока
Знайка
служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении
Предлог – это…
Лексико-структурная модель
Предлог
По происхождению
По составу
Функция
Связь слов в словосочетании и предложении
1. Простые
1. Производные
2. Составные
2. Непроизводные
Предлоги выражают различные отношения
Жилуморя
пространственное
временное
Шёлдополудня
причинное
Убежалотстраха
Предлоги
непроизводные
производные
образованы путём перехода самостоятельных частей речи в служебные, утрачивая лексическое значение и морфологические признаки
не образованы из самостоятельных частей речи
От каких самостоятельных частей речи образуются производные предлоги?
от существительных
от наречий
от деепричастий
возле
Работа с текстом
Найдите в тексте производные предлоги.
По выходным дням Таня обедала у отца.
Она отправлялась мимо городской рощи, росшей возле домов, и выходила на дорогу, ведущую в крепость…
Таня шла не торопясь… Если на дороге было тихо, то Таня слушала шипение глиняных глыб, оседавших вдоль берега реки. И собака её тоже прислушивалась к этому звуку. Она ходила за ней повсюду.
Так, в течение часа, они подходили к дому отца…
(Р. Фраерман.)
мимо
вдоль
в течение
О чём нужно помнить, работая с предлогами?
Служебная
часть речи
Связывает
главное и зависимое
слово
предлог
Карта урока
Морфлология
Знайка
Подбери синоним
за
В течение
Вследствие
Насчёт
Несмотря на
В связи с
В целях
Вокруг
из-за
о
хотя и
из-за
для
около
О чём нужно помнить, работая с предлогами?
Служебная
часть речи
Связывает
главное и зависимое
слово
предлог
Можно заменить синонимом
Четвёртый лишний
К каким словам нельзя задать вопрос?
?
?
?
По причине болезни
В целях безопасности
?
?
В течение дня
в продолжении книги
?
О чём нужно помнить, работая с предлогами?
Служебная
часть речи
Связывает
главное и зависимое
слово
предлог
Можно заменить синонимом
Не
изменяются
Нельзя
задать вопрос
Карта урока
Морфлология
Знайка
Орфография
В каких словах на конце пишетсяЕ?
в следств..
по делу
в течени.. года
вследстви.. ошибки
вследстви..
дождей
в продолжени..
повести
в течени.. реки
в продолжени..
десятилетий
в продолжени..
дня
Какие предлоги пишутся слитно?
(в)продолжение дня
двигаться (в)переди
колонны
задержаться (в)виду непогоды
(в)близи памятника
(по)причине болезни
(в)целях безопасности
(в)нутри автобуса
выйти (на)встречу гостям
Запомни!
предлогввиду
предлогв видураздельно
слитно
Опоздалввидузадержки поезда.
(ввиду = из-за)
1. В устаревшем пространственном значении (вблизи, поблизости).
Имеет значение причины или следствия.
Пароход остановилсяв видугорода.
(в виду = около)
2. В устойчивом оборотеиметь в виду
Имейте в виду, что предлоги необходимо изучать.
Раскрой скобки, определи часть речи
1.Ввидусильных морозов занятия были отменены.
( = из-за) (предлог)
1. (В)виду сильных морозов занятия были отменены.
2. Поезд начал замедлять ходв видустанции.
(= около) (предлог)
2. Поезд начал замедлять ход (в)виду станции.
3. (В)течен.. всего лета шли дожди.
3.В течениевсего лета шли дожди.(предлог)
4. (В)течени.. реки много поворотов.
4.В теченииреки много поворотов.(сущ.)
Карта урока
Морфлология
Знайка
Синтаксис
Орфография
Исправьте речевые ошибки
Получены интересные предложения с нашего района.
из
Сейчас мы выясним о том, куда пойдут выпускники школы.
Около четыреста кинокамер вчера ещё были здесь.
,
четырёхсот
О чём нужно помнить, работая с предлогами?
Служебная
часть речи
Синтаксической роли не выполняют
Связывает
главное и зависимое
слово
предлог
Можно заменить синонимом
Не
изменяются
К ним
нельзя
задать вопрос
Карта урока
Морфлология
Знайка
Синтаксис
Орфография
Грамотей
Компьютерный тест
Ответы
1
1
2
1
1
5
2
1
1
1
2
6
3
7
8
4
Критерии оценки
«5» - нет ошибок
«4» - 1-2 ошибки
«3» - 3-5 ошибки
Карта урока
Морфлология
Знайка
Синтаксис
Орфография
Грамотей
Итог урока. Рефлексия
Сегодня на уроке я закрепил(а) знания о . . .
На уроке у меня получилось (не получилось) . . .
В конце урока у меня ... настроение
Моя оценка за итоговый тест …
Итог урока. Рефлексия
Моя оценка за итоговый тест …
В конце урока у меня
!
?
Всё получилось
Остались вопросы
В конце урока моё настроение
Домашнее задание
Повторить сведения о предлогах.
Индивидуальное задание. Составить кластер (карту-схему) по теме предлог.
Индивидуальное творческое задание. Написать текст-миниатюру на тему «Употребление предлогов в речи»