Эпиграфом к уроку я взяла стихи С.Данилова. Почему?
Можно ли владеть «всеохватным русским языком», не зная, казалось бы, такой маленькой части речи, как предлог? Если бы случилось так , что предлоги пришли к нам на урок. Какие претензии они могли бы нам предъявить? ( Они бы упрекнули нас в том, что мы пишем и употребляем их неправильно. Допускаем большое количество ошибок, связанных с нарушением грамматических норм. Наверное, больше других возмутились бы предлоги из – с, в- на, потому что их часто путают между собой. Вместо пришел из школы говорят пришел со школы, вместо по окончании школы говорят по окончанию. Чтобы этого избежать, мы продолжаем сегодня говорить о предлоге. Они встречались еще в древнерусском языке. В переводе с греческого слово «предлог» обозначает «перед словом».Но далеко не во всех языках они стоят перед словами. Так, у народов коми предлоги после существительных, например: в словосочетании на дороге предлог стоит после существительного: туй вылын (туй – дорога, вылын – предлог на. В венгерском языке то же самое. В этом языке они даже пишутся слитно, например : Будапештбен ( бен - предлог в).В переводе на русский это означает в Будапеште. Вот вам и предлоги. Все ли мы знаем о них? А чтобы знать больше, мы и продолжим разговор о предлогах. И начнем с выполнения следующего задания.
3.Спишите текст, раскройте скобки, выделите морфемы, в которых пропущены орфограммы,найдите в тексте предлоги, расставьте знаки препинания. В тексте встретится новое слово «впечатление».Давайте поработаем над его запоминанием. Стр.143.
(Из)за забора выле… сосе…дский кот (Т,т)имофей. Он всегда производил хорошее впеч…тление . Сегодня весь день прос..дел ( у) норы, поджидая мышку. Поймать ее ( не) удалось. Но ,благодаря заботливой хозяйк… , ( Т,т)имофей ( не) остался голодным.
( Самопроверка, на доске . Текст записан на карточке).
4. Перед тем, как назвать предлоги, давайте вспомним , что мы знаем о них, проверим, как вы выучили дома параграф 41.Вызванные ученики выбирают вопрос и отвечают на него. Если не сможете ответить, адресуйте вопрос любому однокласснику. Итак, начинаем.К доске идет Головачева Даша.
Вопросы:
1.Дайте определение предлога. Прочитайте выразительно предложение и назовите предлоги.
Я за свечку, свечка – в печку! Я за книжку – та бежать и вприпрыжку под кровать.(К.Чуковский).
2.Для чего служат предлоги? Прочитайте предложение и назовите предлоги.
Будьте красивыми, сильными, добрыми, / Зависть и зло вырывайте без жалости!
3.Являются ли предлоги членами предложения?
4.Перечислите четыре предлога, которые могут стоять как перед словом, так и после него. Приведите примеры.
5.Предлоги могут быть многозначными. Чему это способствует? (Экономии средств языка .Если бы они не были многозначными, то в русском языке было бы 60-70 падежей.)
- Назовите предлоги в записанном тексте. Какой из предлогов вызвал затруднение? ( благодаря).Это производный предлог. Можем ли мы ответить на вопрос, какими бывают предлоги по происхождению? Значит, тема нашего урока…Запишем ее.
Исходя из темы, сформулируйте цель урока, то есть что вы должны знать и что должны уметь. Можно сформулировать цель стихами: Предлоги должны мы правильно писать, друг от друга отличать и в речи верно употреблять. Чтобы реализовать данные цели, обратимся к учебнику на стр.142, параграф 42.
5.Работа с учебником.Стр.142.
Прочитайте правило в синих рамках и теоретический материал на стр.143 под условным обозначением синий прямоугольник с восклицательным знаком.
- Какие предлоги называются производными? (Те . которые образуются в результате перехода сам. частей речи).
- Какие предлоги называются непроизводными? ( Те, которые не образованы от других частей речи.) Они первичны, т.е. с древних времен были предлогами ( их не более 30). они имеют омонимичные приставки: при доме, приехал, без рук, безрукавка). Заметим, что больше всего непроизводных предлогов употребляется с род. падежом. Самыми частотными являются предлоги в и на. В «Частотном словаре русского языка» в занимает 1 место, а на - 4.
- Какие части речи могут переходить в разряд предлогов? ( сущ., наречия, глаголы и деепричастия).
- Какие три предлога употребляются только с дат. падежом?
- А сейчас то, что мы узнали о предлоге , отразим в таблице – кластере.
6.Составление таблицы - кластера
Предлог
благодаря
согласно дат.п.
вопреки
7.Физкультминутка.
Производные - руки вверх, непроизводные -руки вперед, сжимая и разжимая ладони.
Для, в течение, из – за, навстречу, по – над, благодаря, из – под, вокруг, при, вследствие, от, кроме, без, несмотря на, из.
8.Полимнутки для шутки.
1.Какой предлог является нотой ( до ).
2.В конце какого предлога стоит сотня? ( вместо ).
3.Название какого хвойного дерева состоит из четырех предлогов? ( с - о- с – на).
4.Из каких двух предлогов можно составить название домашнего животного? ( к- от ).
5.К какому предлогу нужно прибавить загородный дом, чтобы получилось то, что требует решения? ( за – дача).
6. Из каких трех предлогов можно составить название важной принадлежности велосипеда, без которой не следует отправляться в дальнюю поездку? ( на – со – с ).
9.Замените непроизводные предлоги производными.
Стоять у стола ( около), прийти за другого ( вместо), из – за болезни ( вследствие), ходить у дома ( возле), договориться об экскурсии (насчет ), отменить из – за дождя ( в связи ).
Предлоги для справок: в связи, насчет, возле, вследствие, вместо, около.
10.Разноуровневое задание. Самостоятельная работа
Хотите получить «5» , напишите четыре отличия приставок от предлогов, разделив их на два столбика.
Хотите получить «4», составьте 10 словосочетаний с производными предлогами.
На «3» выполните упр.258.Выпишите сначала предложения с непроизводными , а затем с производными предлогами .В качестве подсказки используйте таблицу из упр.260.
1.Приставка – часть слова 1.Предлог – слово.
2.Служит для образования новых слов. 2.Служит для связи слов в пр-и.
3.Употребляется с разными частями речи 3. Не употребляется глаголами
4.Между приставкой и корнем нельзя вставить другое слово или вопрос.
4.Между предлогом и словом можно
вставить другое слово или вопрос.
11.Устно.
- Расшифруйте схемы, затем прочитайте предложения, а потом сформулируйте сами задание.
( Запишите предложения в соответствии со схемами)
1.Н.пр. 3.П.пр. и Н.пр
2.П.пр. 4. Н.пр. и П.пр.
1.Шли по лесу в течение дня. 2. ИЗ –за леса лунный отблеск отливает серебром.
3.В продолжение миллионов лет леса на Земле изменялись. 4.В России вследствие пожаров гибнут целые леса и особенно молодняки.
12.Восстановите фразеологизмы. Предлоги заключите в треугольник.
Зарубить на носу- твердо запомнить. Обвести вокруг пальца –обмануть. Язык без костей – слишком болтлив, говорит лишнее. Семь пядей во лбу – очень умный, способный. Брать быка за рога – смело начинать с самого важного. Вилами по воде писано – маловероятное, сомнительное событие. Во все лопатки – очень быстро, стремглав. Заткнуть за пояс – превзойти кого – либо.
13.Итог урока. Обобщите полученные на уроке знания, используя кластер.
14. Рефлексия ( самоанализ, оценка своей работы на уроке.)