Просмотр содержимого документа
«Проект по русскому языку "Культура речи" (4 класс)»
МБОУ СОШ №6 им. К. Минина г. Балахна Нижегородской области
Проект
по русскому языку
Выполнили
ученики 4 «Г» класса:
Руководитель
учитель начальных классов:
Вифлянцева Л. В.
г. Балахна
2018 год
Цель исследования: формировать потребность «говорить правильно», соблюдая акцентологические нормы.
Объект исследования: культура речи учащихся школы и членов их семей.
Предмет исследования: правильность произношения слов, в которых чаще всего нарушаются акцентологические нормы.
Задачи исследования:
1. На основе анализа литературы и тест-опросов выявить слова, в которых наиболее часто нарушаются акцентологические нормы.
2. Определить пути повышения культуры речи.
3. Способствовать активному включению в изучение норм литературного языка.
Этапыработы над проектом
1. Изучение литературы по данной проблеме.
2. Наблюдение за разговорной речью среди одноклассников, взрослых, в семье. Выявление слов с типичными ошибками.
3. Составление карточек со словами для тест-опроса, распределение их по группам.
4. Социальное исследование (тест-опросы среди учащихся школы, знакомых, в семье).
5. Обобщение исследований.
6. Презентация. Защита проекта.
1.Введение.
Наша жизнь – это ежедневное общение с родителями, учителями, другими взрослыми, с друзьями. Очень часто в нашей речи мы слышим неправильное произношение многих слов. Общаясь друг с другом, мы пришли к выводу, что многие из нас неправильно произносят слова. Перед собой мы поставили цель узнать, почему это происходит, как самим научиться говорить правильно и помочь правильно произносить слова другим ребятам. Когда человек знает, как правильно и без ошибок говорить слова, он стремится делать это всегда. В этом мы видим актуальность нашей работы. Причем неправильное произношение слов в повседневной речи мы слышим не, только у школьников, но и у взрослых людей. Очень часто можно услышать: – ЖАлюзи, а правильный вариант жалюзИ! – ЗвОнит, а правильно звонИт! – С тортОм, а правильно с тОртом! Также много ошибок допускается в произношении глаголов женского рода прошедшего времени: догнАла, прогнАла, убрАла. Все это неверные варианты. Люди редко задумываются над правильным произношением слов. А ведь правильная постановка ударения в словах - это необходимый признак культурного и современного человека. Поэтому мы решили привлечь внимание окружающих к данной проблеме. Для этого мы создали свой проект «Культура речи».
2. Основная часть.
Для реализации проекта мы провели исследование: как говорят окружающие нас люди. Мы подготовили опросные листы которые были предложены нашим родителям и обучающимся школы. Также мы сами решили принять участие в исследовании. В исследовании приняли участие 5 родителей, 5 учеников 4 класса, 5 учащихся МБОУ СОШ №6 им К. Минина. Участникам исследования были предложены такие задания:
1 задание:
Прочитайте. Произнесите данные слова, употребив их в форме именительного падежа множественного числа. Запишите ответы-слова в данных формах, обозначьте в словах ударение.
Прочитайте, употребляя выделенные слова в форме родительного падежа множественного числа. Запишите ответы –слова в данных формах, обозначьте в словах ударение.
В магазине мы купили 5 килогра.. ябло.., апельси.., две пары ботин…, туф…, сапо…, вареж….
Результаты опроса обучающихся 4 класса:
Вывод: анализ полученных данных, позволяет сделать вывод о том, что мы большее количество обучающихся допускали ошибки в употреблении слов: торт, адрес, доктор в форме именительного падежа множественного числа.
Во 2 задании допускали ошибки в употреблении следующих слов две пары ботинок, сапог, варежек в форме родительного падежа множественного числа.
Результаты опроса родителей обучающихся 4 класса:
Вывод: анализ полученных данных, позволяет сделать вывод о том, что мы большее количество родителей допускали ошибки в употреблении слов: торт, герб, адрес, шофёр, трактор, договор в форме именительного падежа множественного числа.
Во 2 задании допускали ошибки в употреблении следующих слов 5 килограммов яблок, две пары туфель в форме родительного падежа множественного числа.
Результаты опроса обучающихся МБОУ СОШ №6 им. К. Минина:
неправильно
Вывод: анализ полученных данных, позволяет сделать вывод о том, что мы большее количество обучающихся допускали ошибки в употреблении слов: торт, адрес, трактор, шофер в форме именительного падежа множественного числа.
Во 2 задании допускали ошибки в употреблении следующих слов 5 килограммов, две пары туфель в форме родительного падежа множественного числа.
3. Заключение.
Слова, которые по нашему мнению вызывают трудность в произношении, мы решили написать на плакатах и разместить в коридорах школы. Это и явилось продуктом нашей работы. Мы хотим, чтобы дети в нашей школе говорили грамотно и красиво. Надеемся, что наша работа поможет в этом.
4. Литература.
М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко русский язык. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч.1/ М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко. «Ассоциация XXI век», 2014.