Тема урока: Имя числительное как часть речи. Признаки имени числительного (общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении). Разряды имени числительных. | Дата 06.02.2014 |
Предмет: русский язык | Класс 6 «А» |
Цель урока: - дать понятие о числительном как части речи, входящей в группу именных частей речи; о признаках числительного как части речи (общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль); формировать умение находить числительные в тексте, различать количественные и порядковые числительные; - развивать речевую и мыслительную деятельность учащихся. |
Тип урока изучение нового материала. |
Результат обучения: - находить числительные в тексте, различать количественные и порядковые числительные, уметь отличать числительные от других частей речи. |
Ресурсы: учебник технологическая карта, презентация к уроку, оценочные листы |
Время | Вид работы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
3 мин | Вступительное слово учителя. | Добрый день! Ребята, я предлагаю вашему вниманию предложения, думаю, они помогут вам определить тему урока. | Учащиеся, просмотрев слайды, предполагают тему урока. |
3 мин | Активизация знаний. Постановка познавательной задачи. | Можно ли тему урока назвать новой для вас? Что вам уже известно? Откройте, пожалуйста, тетради ТУЗ и заполните кластер, что вам уже известно об имени числит. Как вы думаете, чему мы должны научиться сегодня на уроке, чтобы знать все об им.числит. | Учащиеся предлагают цель урока. |
7 мин | Усвоение новых знаний (знакомство с научно-лингвистической информацией) | По частоте употребления в речи числительные занимают 8-е место. Имя числительное – уникальная часть речи. Все числительные можно назвать. Можно ли перечислить все существительные, прилагательные, глаголы? В любом толковом словаре числительные приведены полностью, и новые вряд ли появятся. Но это ограниченное количество слов может образовывать неограниченное число сочетаний для обозначения любого количества! Откройте, пожалуйста, учебник стр.216, ознакомьтесь с теоретическим материалом и дополните кластер. | Заполняют кластер. |
10 мин | Первичная проверка понимания. | Комментированное письмо в рабочих тетрадях упр.705 стр.216 у доски. Вспомнить известные пословицы и поговорки, в которых встречается числительное. | Определяют разряд, падеж числительных. Три-четыре пословицы запишите в тетрадь. |
10 мин | Закрепление новых знаний. | Самостоятельная работа. Прочитай текст. Подчеркни числительные. Какие рекорды за свою жизнь совершает человек? В среднем за свою жизнь обычный человек проходит путь равный 150 тысячам километрам – это три путешествия вокруг нашей планеты. У человека вырастает такое количество волос, что если их все связать друг с другом, то можно обмотать Землю 21 раз. За всю жизнь человек съедает примерно 40 тонн пищи, а жидкости выпивает шестьдесят с половиной тысяч литров. За всю жизнь человек съедает около десяти тысяч шоколадных плиток, которые будут равны по высоте 50-этажному дому, если их поставить друг на друга. Человек выпивает порядка семидесяти пяти тысяч чашек с чаем, что по высоте будет равно десяти останкинским телебашням. Удивительно, что человек за свою, в общем-то, короткую жизнь успевает совершить такое количество съедобных и несъедобных рекордов. Если посчитать, сколько человек моргнул за свою жизнь, то получим цифру – 298 миллионов морганий. Чтобы это посчитать понадобилось бы девять лет без отдыха и сна, просто, чтобы посчитать. Спит человек тоже довольно много времени – 8 650 суток, а в переводе в годы получится около двадцати семи лет. Вот, оказывается, сколько лет от активной жизни надо отнять на сон. | Подчеркивают числительные. Самооценивание |
7 мин. | Первичный контроль за усвоением новых знаний | Проверочная работа. Ребята, числительное необходимо отличать от других самостоятельных частей речи, потому что количество могут обозначать и другие части речи. Заполни таблицу. Имя сущ | Имя прилаг. | глагол | числительн | | | | | Одиннадцать учеников, тройка по литературе, двойной лист, двенадцать карандашей, четыреста рублей, пятерка за ответ, удвоить зарплату, столетний дуб, сто лет, двадцать пять лет, девятиэтажный дом, новенький пятак, шестнадцать тетрадей, утроить энергию. | Заполняют таблицу в тетради Взаимопроверка |
| Задание для одаренных и талантливых детей | Вспомни названия художественных произведений, где встречаются числительные. | Записывают в тетради. |
3 мин. | Подведение итогов. Рефлексия. | Что мы узнали? Чему мы научились? На каком этапе урока тебе было комфортно? Почему? | На доске цветы из бумаги. У учащихся на столах лежат бабочки из цветной бумаги, каждый прикрепляет бабочку на тот цветок, где указан наиболее понравившийся этап урока. |
2 мин | Инструктаж по выполнению домашнего задания. | В тетради тематического учета знаний написать вывод, по каким признакам можно определить числит. Упр 708 стр.217; выписать 2 предложения с районной газеты с числительными, указать разряд. | Подготовить сообщение |