Деление по группам «Родственники». Деление на 4 группы (по 6 человек), в зависимости от корня слова, вытянутого из сундучка. (Детям предложены 4 группы однокоренных слов с корнями -уч-, -лес-, гриб-, -ход-). Психологический настрой. Упражнение «Неоконченное предложение», учащиеся дополняют высказывание: «Я сегодня хотел идти в школу,потому что….. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое. Распределение обязанностей в группе. Повторение правил работы в группах (сотрудничество, уважение мнения друг друга). Стартовое задание. Цель:определят цели урока. Как-то много лет назад. Посадили странный сад. Не был сад фруктовым – Был он только словом. Это слово – слово-корень, разрастаться стало вскоре. И плоды нам принесло – Вот из сада Вам рассада. Вот ещё посадки рядом. Очень интересно гулять в саду словесном. (Е. Измайлов) - О каком саде идёт речь? (сад – это слова) - Почему слова сравнивают с деревьями? - Какие плоды принесло это дерево? (родственные слова) Задание «Родственные слова». Цель: определят и выпишут родственные слова. Найдите родственные слова в стихотворении и выпишите их в тетрадь. ФО: похвала учителя. Задание «Части слова». Цель: выделят изученные части слова. Выделите в словах корень, окончание. ФО: «Волшебная линеечка». Учащиеся на полях тетради чертят шкалу и отмечают крестиком, на каком уровневыполнено задание. - В каком слове выделены не все части? Почему? (мы не знаем, что это за часть слова) Целеполагание. - Какую цель мы поставим сегодня перед собой на урок? (познакомиться с новой частью слова) - Что бы вы хотели узнать о новой части слова? Как называется; Как обозначается; Где расположена; Для чего служит. Задание «Сказка». Цель: узнать название части слова перед корнем. Учащиеся знакомятся с текстом сказки «В волшебной стране»; отвечают на вопрос: «Как называется часть слова, которая стоит перед корнем?». Ученикам предлагается по опорным словам составить свой ответ по плану: 1) Какая часть слова стоит перед корнем? 2) Для чего служит приставка? 3) Как обозначается приставка? ФО:«Большой палец». Учащимся предлагается оценить ответы другой группы и выразить согласие или несогласие (Хлопками). Вернемся к нашим словам “РАССАДА”, “ПОСАДКИ” и выделим теперь в них приставку. Задание «Составь слова». Цель:составят слова с приставками; определят различия в значении однокоренных слов с разными приставками. У детей на столах лежат карточки с частями слов: у, ход, вы, за, о, ход, ход. Составьте из данных частей слова (за-ход, у-ход, вы-ход, про-ход). - Запишите эти слова в тетрадь. - Можно ли эти слова назвать однокоренными? Почему? - Какую роль в слове играет приставка? ФО: кто не согласен, хлопните. Физминутка С при – приставкой присесть, С по – приставкой подняться, С под – подпрыгнуть, подмигнуть, С по – приставкой посмеяться, С вы – вытягиваем руки, С о – опустим их опять. Вот и все настало время С за – зарядку завершать. (И) Работа с учебником. 1. Чтение правила. 2. Выполнение упражнения. Цель: назвать действия ученика и объяснить рисунок. Обратная связь: молния-опрос. - Какое общее значение у этих слов? (движение, перемещение) - А все ли эти слова обозначают одно и тоже движение? (нет) - Какие части слова изменили смысл каждого слова? (приставки) - Какое значение придаёт слову каждая приставка? - Какой вывод можно сделать? (приставка имеет значение) - Как пишутся данные приставки? (одинаково, независимо от того, как они произносятся) Работа по развитию речи. ФО Задание«Правила нашего класса». Цель: вставят пропущенные буквы в тексте, выделят приставку. Критерии оценивания: - списывает текст; - вставляет пропущенные буквы; - выделяет в пропущенном слове приставку; Задание. Прочитайте текст, спишите его, вставляя пропущенные буквы, обозначьте приставку в выделенном слове; придумайте и запишите свое правило поведения в классе. Задание с комментарием: - списывает текст; - вставляет пропущенные буквы; - обозначает в выделенном слове приставку; - придумывает и записывает свое правило поведения в классе. ФО: письменный комментарий учителя. Игра: «Да - нет». Цель: определят сигнальной картой правильность факта. Учитель зачитывает предложения, а дети при помощи сигнальных карточек двух цветов (красный – нет, зеленый - да) определяют достоверность изложенных фактов. 1.Приставка - это часть предложения. 2. Приставка- это часть слова. 3. Приставка стоит после корня. 4. Приставка стоит перед корнем. 5. Приставка пишется отдельно. 6. Приставка пишется слитно. 7. Приставка- это главная общая часть родственных слов. 8. Приставка служит для образования новых слов. 9. Приставка имеет своё значение. ФО: «Три хлопка». Рефлексия «Яблоня». - Урок у нас заканчивается. За это время выросло удивительное дерево, благодаря которому каждый из вас может показать пользу или бесполезность нашего урока. Если урок для вас прошел плодотворно, и вы остались довольны - прикрепите к дереву плоды – яблоки. Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше – прикрепите цветы. Если урок не отличается от прежних уроков, и ничего нового не принес – зеленые листочки. А уж если совсем напрасно было потрачено время на уроке, то – желтый, чахлый лист. |