Просмотр содержимого документа
«Презентация урока по русскому языку "Язык мой"»
УЧИТЕЛЬНИЦа РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ средней ШКОЛЫ ИМЕНИ «КАРАБУЛАК» №10
ЭРНИЯЗОВОЙ Г.
Открытый урок
Тема: Язык мой - друг мой
5 класс
Карабулак 2014
Русский язык откроет тебе дорогу к новым знаниям, новым
друзьям.
Тема: Язык мой - друг мой
Цели: образовательная: раскрыть функции русского языка в современном мире; расширить и углубить общие сведения о языке, о его международном значении
Развивательная: совершенствовать навыки составления плана, тезисов по новому материалу, культуру устного и письменного речевого общения, навыки работы в группах; развивать творческое мышление; активизировать и пополнять словарный запас учащихся, развивать коммуникативную, самообразовательную компетентность; развитие внимания, памяти;
Воспитательная: воспитывать интерес к русскому языку
Тип урока: объяснение нового материала.
Методы урока: словесный, наглядный, практический.
Приёмы обучения: Лингвистический эксперимент, работа с текстом; Оборудование: компьютер, м/медийная презентация, интер. доска., учебные тексты, раздаточный материал для работы в группах
Ход урока.
Организационный момент. Приветствие Создание атмосферы психологического комфорта.
Здравствуйте, ребята! Прежде, чем начать урок, создадим себе хорошее настроение. А хорошее настроение начинается с улыбки. Улыбнемся друг другу.
Ребята, посмотрите, какой сегодня хороший день. Давайте поприветствуем друг друга.
Так,урок в пятом классе на тему «язык мой-друг мой» начинается со вступительного слова учителя с высказываниями о русском языке Учащиеся записывают предложения в тетради.
«Изучить русский язык, гордиться его знанием»
«Зная русский язык, могу много постичь»
«Надо обладать великим русским языком, на котором написаны лучшие произведения мировой литературы»
После анализа предлагаю учащимся прослушать стихотворение К Идрисова «Мой край»
Казахстан -это край и отар и пшеницы
Край, и степи, и горы вместивший в границы
Край заоблачных пиков, жайляу широких Неуёмных и пенистых речек, протоки
Край батыров, героев порывистых край.
Лишь о нём мои думы, о нём мои строки.
Затем учащихся ответит на вопросы.
О каких богатствах Казахстана говорится в строке «край и отар и пшеницы»?
Какое чувство выражено в названии стихотворения»?
Что вы знаете о своей Родине, о своей Республике?
Работа над подобным материалом способствует воспитанию у учащихся чувства любви к Родине, к окружающему миру, уважение к русскому языку - одному из развитых языков мира.
А потом мы прочитаем текст. Задумывался ли ты над тем, что такое язык? Один человек говорит, другой слушает и понимает его. Ты читаешь книгу, газету, журнал, и тоже понимаешь, что написано. С помощью слов, устно или письменно человек выражает свои мысли и передает их другим. И это происходит благодаря языку.
Мы говорили о языке вообще. А что такое русский язык? Русский язык - это родной язык русского народа. А казахский язык? Каждый из них так же является родным языком.
Теперь задаю вопросы.
Как вы думаете, о чем говорят эти слова?
Правильно, о языках
Для чего служит язык?
Чтобы выразить свои мысли.
На каких языках говорят народы нашей Республики?
Народы нашей Республики говорят на разных языках. Каждый из них является родным языком. Русский язык - это родной язык русского народа. Казахский язык - родной язык казахского народа.
Зачем нужно изучать русский язык?
В Казахстане люди говорят более чем на 100 языках. Государственным языком в нашей Республике является казахский язык. Во всех школах дети изучают, кроме родного, русский язык.
Русский язык, как один из мировых языков получил широкое распространение
в мире. Он был основным средством общения народов. Его изучают, знают и говорят на нем почти все население Казахстана. Знание русского языка сближает народы нашей Республики, укрепляют их дружбу с народами других Республик и зарубежных стран.
Выполнение тренировочных упражнений.
Прочитайте внимательно текст. Скажите, почему он так назван. Какие прилагательные вы подобрали бы к выделенным существительным?
Запишите полученные словосочетания.
Любите слово
Небо, Дорога, Сказка, Песня, Здоровье.
Упражнение 3. Выпишите сначала пословицы и поговорки, затем загадки. Объясните смысл пословиц и поговорок. Отгадайте загадки. 1) Всегда во рту, а не проглотишь. 2) Язык острее меча. 3) Если б не было его, не сказал бы ничего. 4) Не спеши языком, торопись делом. 5) Язык до Киева доведёт.
Упражнение 4. Продолжите данную группу слов. К существительным подберите прилагательные. Составьте с полученными словосочетаниями 2-3 вопросительных предложения.
Язык: русский, английский
Речь: русская, английская,
Какой речью - устной или письменной - мы пользуемся, когда читаем книгу или газету, слушаем радиопередачу или смотрим телепередачу?
Самостоятельное задание. Перед вами текст со словами, в которых есть ошибки. Вам надо их найти и исправить.
Помните, что русский язык богат и могуч. В нём огромный запас слов.
Умейте их находить и обогащать ими собственную речь
11еред вами пословицы и поговорки Спишите пословицы, объясните их смысл.
Что написано пером, того не вырубишь топором.
Слово не воробей: вьцлетит - не поймаешь»
Выстрелив, пули не схватишь, а слово, сказав, не поймаешь.
Хочу закончить урок стихами Зумакуловой Родной язык!
Он с детства мне знаком.
На нём впервые я сказала «мама» ,
На нём клялась я в верности упрямой, И каждый вздох понятен мне на нём... Но, как родной, Люблю я русский.
Он нужен мне, как небо, каждый миг... На нём живые, трепетные чувства Открылись мне,
И мир открылся в них...
Текут две речки в сердце, не мелея, Становятся единою рекой... Забыв родной язык - я онемею, Утратив русский - стану я глухой. Задание на дом
Прочитать и пересказать текст Подведение итогов урока Выставление оценок.