МБОУ Мартыновская средняя общеобразовательная школа.
Алтайский край.
1.Тема : Фразеологизмы.
2. Результаты деятельности:
2.1. Личностные (ЛР):
- владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов;
- овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации;
-способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения ;
-умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
-способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к прочитанному, услышанному, увиденному;
-овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний.
3. Цель: Формирование ценностного отношения к совместной учебно-познавательной деятельности в ходе освоения учебного материала по теме «Фразеологизмы» на основе системно-деятельностного подхода с применением элементов технологий развития критического мышления через чтение и письмо, обучение в сотрудничестве, проблемного обучения, ИКТ.
4.Основные методы : наглядно-иллюстративный, частично-поисковый, словесный, контроля.
5.Базовый учебник :5 класс Русский язык . М.М. Разумовская С.И. Львова 16-е издание. М. «Дрофа» 2010г
6.Приложение : презентация к уроку русского языка в 5 кл по теме : Фразеологизмы.
Этап урока\ Учебная ситуация | Цель этапа | Взаимодействие в образовательном процессе | Формирование УДД - Результат | |
| Характеристика деятельности учителя | Характеристика деятельности учащихся | коммуникативные | познавательные | регулятивные | личностные | |
1Этап мотивации. Самоопределение к деятельности | Формирование и развитие ценностного отношения к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности | -(Приветствует учащихся. Мотивирует на учебную деятельность на основе работы с эпиграфом урока) Мне необходимо разобраться самому! А чтобы разобраться самому, надо думать сообща! Слайд №1.2 | Приветствуют учителя. Выражают осознанное речевое высказывание о том, как будут работать на уроке, как понимают смысл эпиграфа | Взаимодействие в процессе обсуждения, формулирование простых выводов. | | волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию | Вызвать интерес и готовность к учебной деятельности | |
2.Этап. Включение в систему знаний и повторения | Включение обучающихся в практическую деятельность, направленную на воспроизведение знаний и способов действий для открытия новых знаний. | Организует ситуацию для осознания нового учебного материала а/ взаимоопрос-итог (устно) б/ «Чертежники» (на доске и в тетрадях) | Фронтально взаимодействуют, строят речевые высказывания на вопрос. Корректируют ответы товарищей Совместно на доске и в тетрадях графически демонстрируют правила. | Представлять различные формы общения | Наблюдение и анализ объекта. | Оценивать правильность общения, осуществлять самоанализ и взаимоанализ успешности в учебном диалоге. | | |
3.Постановка учебной задачи. Целеполагание | Формирование и развитие ЦО к умению определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему для изучения | Наставление педагога: Слайд №3 Мотивирует на постановку учебных задач на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; Фиксирует учебную задачу Игра «Шифровальщики» Слайд №4,5, Корректирует ответы, Вносит необходимые дополнения и коррективы. | Расшифровывают тему урока, высказывают предположения о том, что могут узнать по данной теме Ставят перед собой задачи: повторить,прогнозировать, изучить ,оценить | Взаимодействовать во фронтальной работе | | Умения правильно поставить конкретные цели, прогнозировать возможные ситуации. Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. | | |
4.Решение учебной задачи | Формирование и развитие ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по анализу понятия «фразеологизмы», их лексическому и грамматическому строению | Организует ситуацию решения учебной задачи о фразеологизмах, как устойчивых неделимых сочетаниях слов: Вовлекает в эвристическую беседу: прием «Ключевые термины» - Как понимаете «устойчивые», «неделимые» -Как рождаются фразеологизмы? Слайд 6-7 Организует ситуацию анализа учебного материала -Какие фразеологизмы вам известны? Работа с учебником на стр 87 упр 268 Организует ситуацию Текущей самооценки Фразеологизмы-синонимы.слайд №8 фразеологизмы –антонимы Слайд № 9 | Решают проблему , обсуждая и выдвигая гипотезы в совместной (парной )деятельности ,осуществляют поиск необходимой информации работают над толкованием лексического значения терминов и представляют собственное толкование термина. Дискутируют.( Прием «Групповая дискуссия» Наблюдают, анализируют, сравнивают. Приводят примеры Работают в парах с иллюстрациями учебника на стр 87 упр 268 Строят аналитическое высказывание дополняют , уточняют свои предположения. | формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументиро- вать; Воспринимают текст с учетом поставленной учебной задачи | Исследуют , наблюдают и воспринимают учебный материал. Самостоятельное решение проблем поискового характера Высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы Самостоятельный поиск информации в предложенных источниках | Самоопределение и самоконтроль | проявление в конкрет ных ситуациях доброжелательность, доверие, вниматель ность,помощь | |
5. Динамическая пауза | Формирование ценностного отношения к своему здоровью | Организует ситуацию отдыха, снятия утомления с туловища. | Под руководством 1 ученика выполняют гимнастику ( см. нормы СанПиН)упражнения для профилактики сколиоза. | | | |
6.Первичное Закрепление. Самостоятельная работа с самопроверкой | Формирование и развитие ЦО к умению выполнять и оценивать задание . | Организует ситуацию первичного закрепления, взаимопроверки и взаимооценки Упр 263 Организует ситуацию Обобщения : Особенности фразеологизмов Слайд №10 | Выполняют самостоятельно Наблюдают, исследуют, обсуждают в парах. Осуществляют самооценку и взаимооценку. Упр 266 Осуществляют информационный поиск указанного материала в учебнике | | обоснование выбора | Осуществление самоанализа успешности участия в учебном диалоге. |
7.Первичная диагностика усвоения учебного материала | Формирование и развитие ЦО к осуществлению оценочных умений (контроля , самоанализа, взаимодействия) | Организует ситуацию контроля усвоения нового материала Слайды №-11-12 | Наблюдают, исследуют, обсуждают в парах Выполняют задания Слайды 11-12 | Взаимодействуют в беседе, строят понятные для партнеров высказывания. | | | Использование усвоенных приемов работы для решения учебных задач | |
8.Обобщение усвоенного и включение его в систему ЗУНов. Итоги урока. | Формирование и развитие ЦО к учебно-информационным(поисково-познавательная деят-ть) , учебно-интеллектуальным умениям (анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать). | Организует ситуацию обобщения усвоенного и включения его в систему ЗУНов Предлагает вернуться к поставленным задачам и проанализировать , все ли удалось исследовать, осмыслить по учебному материалу ? Слайд №-13 Я знаю Слайд ;14 Я умею | Наблюдают, анализируют и осмысливают полученные результаты по изучению темы соотносят цели и полученный результат, проговария и фиксируя свои достижения, обнаруживают незнание, находят причины затруднений Слайды № 13-14 | Участвуют в организованно учителем дискуссии. | Достижение поставленной учебной задачи. | определение последовательность действий. Оценивание результатов деятельности | оценивание образовательных достижений(учебных успехов). | |
9.Предъявление и комментирование домашнего задания. | Закрепление, проверка уровня усвоения учебного материала | Осуществляет ситуацию инструктажа по домашнему заданию.. Задание творческое, вариативное (дифференцировано по объему , сложности, типу заданий) Слайд №15 Предупреждает о возможных затруднениях, рекомендует пути их преодоления | Выбирают, спрашивают, записывают в дневник. | | | | | |
10.Рефлексия (эмоциональная) учебной деятельности | Формирование и развитие ценностного отношения к умению анализировать и оценивать свои достижения в учебной деятельности | Слайды № 16,17,18.. Организует дискуссию, позволяющую ученикам осмыслить личный вклад в коллективную работу Поощряет детей за активность, познавательную инициативу | | оформляют монологи-ческое высказывание Комментируют самооценку. | | анализ эмоционального состояния, полученного от успешной (неуспешной) деятельности, | оценивание собственную учебную деятельности: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответст венность, причины неудач; | |