Тема урока:Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –О и –Е
Цель урока:Знакомство с правилом правописания НЕ с наречиями на –О и -Е; повторение правописание НЕ с именем прилагательным;развивать у учащихся память,логическое мышление,речь;воспитать сотрудничеству,взаимопомощи.
Просмотр содержимого документа
«преподаватель русского языка и литературы»
Тема урока:Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –О и –Е
Цель урока:Знакомство с правилом правописания НЕ с наречиями на –О и -Е; повторение правописание НЕ с именем прилагательным;развивать у учащихся память,логическое мышление,речь;воспитать сотрудничеству,взаимопомощи.
Мы с вами сегодня отправимся на поиски приключений,как любители русского языка.Наше путешествие будет происходить в Стране изученных и новых правил.Мы переправимся через реку Выученных правил,преодолеем горы Трудностей,пройдем сквозь лес Знаний и окажемся в городе НЕ.Именно об этих сложных отношениях НЕ с различными частями речи и рассказывает нам лингвистическая сказка.
Давно это было. Никто и (не) вспомнит сейчас, почему частица НЕ была всегда такой капризной и (не)послушной.Глагол она отвергала с (не)годованием. (Не) хочу! (Не) буду! (Не) пишите нас вместе. Смиряла свою гордость (не)воспитанная частица только тогда, когда Глагол без НЕ терял свой смысл и (не) мог употребляться самостоятельно.Так же, как и с Глаголом, с Деепричастием НЕ пишется раздельно, и только в некоторых случаях вынуждена терпеть (не)приятное соседство.Она и с другими частями речи была далеко (не)ласковой. Вела себя по отношению к ним (не)дружелюбно. Обращалась к ним с (не)лепыми предложениями. (Не)малый, а значительный вклад в эти отношения внесли Существительные, Прилагательные и Причастия. Капризной НЕ казались вовсе (не)интересными отношения с этими частями речи. Она то дружила с ними, то старалась держаться подальше от них. Такое поведение части речи считали (не)доверчивым, аподозрительным.Река выученных правил
-Итак,мы начинаем путешествие.Вам предстоит перебраться через Реку Выученных и изученных правил.Вспомним еще раз,что такое наречие,имеют ли наречий степени,ставится ли дефис между частями слова в наречиях.
Приготовьте ваши сигнальные карточки.
Я буду зачитывать предложения,а вы если согласны с утверждениями,показываете «Да»-зеленая карточка,если не согласны «Нет»-красная карточка.
1.Наречие-самостоятельная часть речи,которая обозначает признак действия,признак предмета и признак другого предмета. 2.Наречие изменяется по родам,числам,падежам. 3.В наречиях имеются сравнительные и превосходные степени. 4.В наречиях имеются простые и составные формы. 5.Наречие пишется через дефис. 6.Наречие имеет приставки не- и ни-. 7.Наречие образуется от прилагательных.
2.Новая тема.
-Откройте тетради,запишите число,тему урока «Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –О и –Е». –Как вы думаете,чему мы должны сегодня научиться?(узнать условия слитного и раздельного написания НЕ с наречиями на –О и –Е;научиться выбирать правильное написание наречий с НЕ).
НЕ с наречиями на –о,-е пишется слитно: 1.если слово без НЕ не употребляется: невзрачно,нелепо,неприятно,небрежно; 2.если слово с НЕ можно заменить близкими по значению словами без НЕ: нелегко-трудно,невесело-грустно,недалеко-близко,неплохо-хорошо.
Частица НЕ с наречиями пишется раздельно,если в предложении есть и подразумевается противопоставление: Перед дождем ласточки летают не высоко, а над самой травой.
-Перед нами горы Трудностей.
1 задание: вы должны образовать наречия, однокоренные прилагательным из данной сказки, которые пишутся слитно.
2 задание: образуйте наречия, однокоренные прилагательным из предложений с противопоставлением;
Не доверчивым, а подозрительным – не доверчиво, а подозрительно.
Не малый, а значительный – не мало, а значительно.
3 задание: Игра «Верно и неверно». В карточках указываем «+» при ответе «Верно», «-» при ответе «Неверно».
Работа в парах
.., что не с наречием всегда пишется слитно;.., что наречие недалеко пишется слитно;.., что не с наречием пишется раздельно, когда не употребляется без не-.., что вовсе не серьёзно пишется раздельно;.., что не с наречием пишется раздельно, когда есть противопоставление с союзом а;.., что наречие пишется раздельно, когда можно заменить синонимом без не- ; .., что не редко пишется раздельно.
3. Релаксация (под ф/запись «шум моря)».
- Мы переправились через Горы Трудностей. А теперь немного отдохнём. Сядьте удобно, расслабьтесь. Закройте глаза и представьте, что вы – на берегу Каспийского моря. Наступает ночь. Вас ласкает тёплый ветерок…Вы видите свободных белых чаек, парящих над морем. И вы превращаетесь в прекрасных чаек и летите к сказочному островку. Там золотой песок, экзотические деревья. Вы отдыхаете в тени пальм, слушаете пение цикад. Вы отдохнули и возвращаетесь на берег. Откройте глаза, потянитесь. Теперь вы ученики 8 класса. Итак, продолжим нашу работу.
Лес Знаний
- Перед нами лес Знаний. До города НЕ осталось совсем не много – нужно выполнить несколько заданий.
1 задание. Из первых букв перечисленных ниже слов составьте новое слово, запишите их в столбик:
- Слова какой части речи у нас получились? (наречия)
Работа по учебнику (Упражнение 1) -Запишите к каждому наречию синоним с не-, а затем антонимы.
Близко – недалеко,далеко Низко – невысоко,высоко Тихо – негромко,громко Плохо – нехорошо,хорошо Медленно – небыстро,быстро Мало – немного,много Почему вы написали НЕ слитно в наречиях? Чем является НЕ в наречиях? (приставкой)
2 задание: соедините части слов, записанных в два столбика, запишите полученные слова и словосочетания, скобки раскройте
1) вовсе(не) 1) няв
2) (не) 2) довать
3) (не)дол 3) ливый
4) (не)ле 4) строит
5) (не)прав 5) а злой
6) (не)го 6) да
7) (не)веж 7) соко, а низко
8) (не)при 8) красиво
9) (не)вы 9) по
10) (не)добрый 10) го
Ответы:
1) вовсе не красиво 6)негодовать 2) не строит 7) невежливый 3) недолго 8) не приняв 4) нелепо 9) не высоко, а низко 5) неправда 10) не добрый, а злой
4.Итоги урока. Рефлексия.
Город НЕ
- И вот мы уже стоим перед воротами города Не. Осталось сделать один шаг – ответить на несколько вопросов:
Вам понравился урок? Что мы вспомнили? Вам было интересно? А теперь свои впечатления об уроке выразите в смайликах.
5.Оценки.
6. Домашнее задание.
ГУ «Устюртская средняя школа»
Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –О и –Е
(Открытый урок по русскому языку в 8 «Б»классе)
Проводила:Кирбаева Камажай
2013-2014 учебный год
3 задание: Игра «Верно и неверно». В карточках указываем «+» при ответе «Верно», «-» при ответе «Неверно».
Работа в парах
.., что не с наречием всегда пишется слитно;.., что наречие недалеко пишется слитно;.., что не с наречием пишется раздельно, когда не употребляется без не-.., что вовсе не серьёзно пишется раздельно;.., что не с наречием пишется раздельно, когда есть противопоставление с союзом а;.., что наречие пишется раздельно, когда можно заменить синонимом без не- ; .., что не редко пишется раздельно.
3 задание: Игра «Верно и неверно». В карточках указываем «+» при ответе «Верно», «-» при ответе «Неверно».
Работа в парах
.., что не с наречием всегда пишется слитно;.., что наречие недалеко пишется слитно;.., что не с наречием пишется раздельно, когда не употребляется без не-.., что вовсе не серьёзно пишется раздельно;.., что не с наречием пишется раздельно, когда есть противопоставление с союзом а;.., что наречие пишется раздельно, когда можно заменить синонимом без не- ; .., что не редко пишется раздельно.
3 задание: Игра «Верно и неверно». В карточках указываем «+» при ответе «Верно», «-» при ответе «Неверно».
Работа в парах
.., что не с наречием всегда пишется слитно;.., что наречие недалеко пишется слитно;.., что не с наречием пишется раздельно, когда не употребляется без не-.., что вовсе не серьёзно пишется раздельно;.., что не с наречием пишется раздельно, когда есть противопоставление с союзом а;.., что наречие пишется раздельно, когда можно заменить синонимом без не- ; .., что не редко пишется раздельно.
3 задание: Игра «Верно и неверно». В карточках указываем «+» при ответе «Верно», «-» при ответе «Неверно».
Работа в парах
.., что не с наречием всегда пишется слитно;.., что наречие недалеко пишется слитно;.., что не с наречием пишется раздельно, когда не употребляется без не-.., что вовсе не серьёзно пишется раздельно;.., что не с наречием пишется раздельно, когда есть противопоставление с союзом а;.., что наречие пишется раздельно, когда можно заменить синонимом без не- ; .., что не редко пишется раздельно.
3 задание: Игра «Верно и неверно». В карточках указываем «+» при ответе «Верно», «-» при ответе «Неверно».
Работа в парах
.., что не с наречием всегда пишется слитно;.., что наречие недалеко пишется слитно;.., что не с наречием пишется раздельно, когда не употребляется без не-.., что вовсе не серьёзно пишется раздельно;.., что не с наречием пишется раздельно, когда есть противопоставление с союзом а;.., что наречие пишется раздельно, когда можно заменить синонимом без не- ; .., что не редко пишется раздельно.
3 задание: Игра «Верно и неверно». В карточках указываем «+» при ответе «Верно», «-» при ответе «Неверно».
Работа в парах
.., что не с наречием всегда пишется слитно;.., что наречие недалеко пишется слитно;.., что не с наречием пишется раздельно, когда не употребляется без не-.., что вовсе не серьёзно пишется раздельно;.., что не с наречием пишется раздельно, когда есть противопоставление с союзом а;.., что наречие пишется раздельно, когда можно заменить синонимом без не- ; .., что не редко пишется раздельно.
2 задание: соедините части слов, записанных в два столбика, запишите полученные слова и словосочетания, скобки раскройте
1) вовсе(не) 1) няв
2) (не) 2) довать
3) (не)дол 3) ливый
4) (не)ле 4) строит
5) (не)прав 5) а злой
6) (не)го 6) да
7) (не)веж 7) соко, а низко
8) (не)при 8) красиво
9) (не)вы 9) по
10) (не)добрый 10) го
2 задание: соедините части слов, записанных в два столбика, запишите полученные слова и словосочетания, скобки раскройте
1) вовсе(не) 1) няв
2) (не) 2) довать
3) (не)дол 3) ливый
4) (не)ле 4) строит
5) (не)прав 5) а злой
6) (не)го 6) да
7) (не)веж 7) соко, а низко
8) (не)при 8) красиво
9) (не)вы 9) по
10) (не)добрый 10) го
2 задание: соедините части слов, записанных в два столбика, запишите полученные слова и словосочетания, скобки раскройте
1) вовсе(не) 1) няв
2) (не) 2) довать
3) (не)дол 3) ливый
4) (не)ле 4) строит
5) (не)прав 5) а злой
6) (не)го 6) да
7) (не)веж 7) соко, а низко
8) (не)при 8) красиво
9) (не)вы 9) по
10) (не)добрый 10) го
2 задание: соедините части слов, записанных в два столбика, запишите полученные слова и словосочетания, скобки раскройте
1) вовсе(не) 1) няв
2) (не) 2) довать
3) (не)дол 3) ливый
4) (не)ле 4) строит
5) (не)прав 5) а злой
6) (не)го 6) да
7) (не)веж 7) соко, а низко
8) (не)при 8) красиво
9) (не)вы 9) по
10) (не)добрый 10) го
2 задание: соедините части слов, записанных в два столбика, запишите полученные слова и словосочетания, скобки раскройте
1) вовсе(не) 1) няв
2) (не) 2) довать
3) (не)дол 3) ливый
4) (не)ле 4) строит
5) (не)прав 5) а злой
6) (не)го 6) да
7) (не)веж 7) соко, а низко
8) (не)при 8) красиво
9) (не)вы 9) по
10) (не)добрый 10) го
2 задание: соедините части слов, записанных в два столбика, запишите полученные слова и словосочетания, скобки раскройте
1) вовсе(не) 1) няв
2) (не) 2) довать
3) (не)дол 3) ливый
4) (не)ле 4) строит
5) (не)прав 5) а злой
6) (не)го 6) да
7) (не)веж 7) соко, а низко
8) (не)при 8) красиво
9) (не)вы 9) по
10) (не)добрый 10) го
2 задание: соедините части слов, записанных в два столбика, запишите полученные слова и словосочетания, скобки раскройте
1) вовсе(не) 1) няв
2) (не) 2) довать
3) (не)дол 3) ливый
4) (не)ле 4) строит
5) (не)прав 5) а злой
6) (не)го 6) да
7) (не)веж 7) соко, а низко
8) (не)при 8) красиво
9) (не)вы 9) по
10) (не)добрый 10) го
2 задание: соедините части слов, записанных в два столбика, запишите полученные слова и словосочетания, скобки раскройте
1) вовсе(не) 1) няв
2) (не) 2) довать
3) (не)дол 3) ливый
4) (не)ле 4) строит
5) (не)прав 5) а злой
6) (не)го 6) да
7) (не)веж 7) соко, а низко
8) (не)при 8) красиво
9) (не)вы 9) по
10) (не)добрый 10) го
2 задание: соедините части слов, записанных в два столбика, запишите полученные слова и словосочетания, скобки раскройте
1) вовсе(не) 1) няв
2) (не) 2) довать
3) (не)дол 3) ливый
4) (не)ле 4) строит
5) (не)прав 5) а злой
6) (не)го 6) да
7) (не)веж 7) соко, а низко
8) (не)при 8) красиво
9) (не)вы 9) по
10) (не)добрый 10) го
2 задание: соедините части слов, записанных в два столбика, запишите полученные слова и словосочетания, скобки раскройте
object(ArrayObject)#863 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(124) "статья на тему " Роль и значение русского языка в современном мире" "
["seo_title"] => string(73) "stat-ia-na-tiemu-rol-i-znachieniie-russkogho-iazyka-v-sovriemiennom-mirie"
["file_id"] => string(6) "173442"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1423995499"
}
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(258) ""Использование педагогических технологий на уроках русского языка и литературы как условие обеспечения современного качества образования""
["seo_title"] => string(161) "ispol-zovaniie-piedaghoghichieskikh-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-kak-usloviie-obiespiechieniia-sovriemiennogho-kachiestva-obrazovaniia"
["file_id"] => string(6) "204505"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
["date"] => string(10) "1429683848"
}
}