Просмотр содержимого документа
«Приемы педагогической техники на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)»
Приемы педагогической техники на уроках русского языка и литературы
(из опыта работы)
Повысить интерес к урокам русского языка и литературы можно, используя различные приемы педагогической техники. Организация урока предполагает различные этапы. Одни и те же приемы допустимы на разных этапах урока.
Паспорт приёма педагогической техники
1. Название приёма - «Кто быстрее найдет информацию?»
3. Возраст учащихся - любой класс
4. Предмет - русский язык, литература
5. Этап урока, на котором возможно применение приёма
организация опроса;
объяснение нового материала;
закрепление нового материала;
повторение изученного материала;
домашнее задание
6. Описание приёма
У нас в школе в каждом кабинете есть Интернет, но не к каждой парте он подведен. Не секрет, что дети быстрее нас осваивают любые новшества. Бороться с этим не нужно, да и ни к чему.
Сейчас, имея доступ к любой информации, мы, учителя, должны учить детей находить нужную информацию, выбирать ее из огромного материала. Мои подросшие восьмиклассники, начиная с прошлого года, все чаще при поиске какого-нибудь ответа обращаются к своим телефонам. Тогда недолго думая, я решила легализовать данный вид деятельности.
Теперь на любом этапе урока при работе с упражнениями наш помощник Интернет всегда с нами. «Кто быстрее найдет информацию?» Например, на уроках русского языка, если встречаются неизвестные фамилии, слова, авторы или надо продолжить предложение, учащиеся ищут информацию в своих мобильных телефонах.
-Кто такой Хейдок, автор текста упражнения?
-Кто такой Коптюг, о котором идет речь в тексте упражнения?
-Назвать заслуги Менделеева и записать их как приложения.
-Дописать строки из литературных произведений и т. д.
Паспорт приёма педагогической техники
1. Название приёма- «Выполни задание с мамой, или с папой, или с бабушкой»
2. Возраст учащихся - любой класс
3. Предмет - русский язык, литература
4. Этап урока, на котором возможно применение приёма
домашнее задание
5. Описание приёма
Конечно, этот прием лучше всего использовать в 5 классе, когда мы стараемся привлечь родителей в период адаптации, когда ученику сложно привыкнуть к разным требованиям учителей.
Задания могут быть такими: подберите пословицы и поговорки на тему...; запишите слова, которые использовали ваши бабушки, но не используете вы (тема «Лексика»); напишите историю своей фамилии (тема «Имена существительные собственные»); творческие работы- это сочинения о детстве родителей, описание внешности, описания действий, рассказ об интересной профессии и т. д.
Такая работа продолжается и в старших классах: например, напишите любимый рецепт вашей мамы; недавно во 8 классе встретилось упражнение, в котором рассказывается о том, как сеять астры, я снова попросила выполнить его с мамами и бабушками.
Паспорт приёма педагогической техники
1. Название приёма - «Услышь ошибку»
2. Возраст учащихся - любой класс
3. Предмет - русский язык, литература
4. Этап урока, на котором возможно применение приёма
организация опроса;
объяснение нового материала;
закрепление нового материала;
повторение изученного материала;
организация контроля;
домашнее задание
после уроков
5. Описание приёма
Мы учим детей находить ошибки, но чаще в письменных работах. Недавно мы с пятиклассниками стали искать ошибки и устной речи. А самое главное, учимся корректно исправлять их, не обижаясь друг на друга. Все началось с пресловутых: ложим, полОжим, полОжу, звОнит, хочем и т. д. Ученики либо запоминают, либо записывают.
Паспорт приёма педагогической техники
1. Название приёма - «Третий лишний»
2. Возраст учащихся - любой класс
3. Предмет - русский язык, литература
4. Этап урока, на котором возможно применение приёма
организация опроса;
объяснение нового материала;
закрепление нового материала;
повторение изученного материала;
организация контроля;
домашнее задание
5. Описание приёма
Я думаю, этот прием используют многие учителя на своих уроках, Он очень прост, легко придумать задания по любой теме, на любом предмете. На мой взгляд, работа с такими заданиями готовит к выполнению тестовых заданий на экзаменах. Такие задания я составляю по правописанию, по разным орфограммам, по теоретическому материалу. На уроках литературы я раньше не использовала подобные задания. С появлением компьютера стало проще составлять их нагляднее и интереснее, например, найди лишний портрет героев или писателя; что лишнее из предметов, принадлежавших герою; какие слова не произносит герой и т.д.
Паспорт приёма педагогической техники
1. Название приёма - «Вопрос на миллион» или по-другому «Вопрос на пять»
2. Возраст учащихся - любой класс
3. Предмет - русский язык, литература
4. Этап урока, на котором возможно применение приёма
организация опроса;
объяснение нового материала;
закрепление нового материала;
повторение изученного материала;
организация контроля;
домашнее задание
5. Описание приёма
Задаются самые трудные вопросы, ответ на которые оцениваются сразу на пятерку.