Работа по теме урока Беседа. -Проведите самостоятельные наблюдения (§ 29, с. 70., в начале страницы) и сделайте вывод. Укажите, какие предложения: а) сообщают о чём-либо, б) содержат вопрос, в) выражают совет, просьбу. 1. Обязательно прочитайте рассказы Е. И. Носова о жизни ребят. 2. Ребята с большим интересом прочли рассказ Е. И. Носова «Белый гусь». 3. Вы читали рассказы Е. И. Носова? 4. Расскажите нам, пожалуйста, о писателе Е.И Носове. Вывод.Цели высказываний: сообщить что-либо, спросить о чем-либо, попросить о чем-либо или дать совет. Учитель читает теоретические сведения по интерактивной доске: По цели высказывания различаются повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. Предложения, в которых мы сообщаем о чём-либо, называются повествовательными; предложения, в которых содержится вопрос,- вопросительными; предложения, в которых мы побуждаем кого-либо к действию, приказываем, просим, — побудительными. 1) Не переходите улицу на красный сигнал светофора. 2) Улицу надо переходить осторожно. 3) Вы знаете Правила дорожного движения? 4) Как обозначается на дороге пешеходный переход? 5) Пешеходный переход называют «зеброй». 6) На дороге не отвлекайтесь на разговоры. (Повествовательные — 2, 5; вопросительные — 3, 4; побудительные — 1, 6.) Работа над интонацией повествовательных и побудительных предложений. Вывод.Мы узнали, что при чтении повествовательных предложений голос сначала повышается, а после небольшой паузы, к концу предложения понижается. Комментарий Паузы внутри предложений (обозначаем их одной вертикальной чертой |) обычно чуть заметны. Они далеко не всегда совпадают со знаками препинания, которые тоже обозначают паузы в речи. Паузы между предложениями (обозначаем их двумя вертикальными чертами ||) более длительные. Улицу надо переходить | осторожно. Пешеходный переход | называют «зеброй». Воспитательный момент. Дорога предназначена только для машин, для пешеходов есть тротуар! Переходить дорогу можно только по пешеходному переходу, при зеленом сигнале светофора! Нельзя перебегать дорогу не на переходе и перед близко идущим транспортом! На остановках общественного транспорта нужно подождать, когда автобус, трамвай, троллейбус отъедет, только тогда можно переходить дорогу!
Работа с карточками. Расставить знаки препинания в конце предложения. Определить, какие это предложения по цели высказывания. Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет( ) Чем вы, гости, торг ведете и куда теперь плывете( ) Воротись, поклонись рыбке( ) Упр. 145, 146 - чтение с соблюдением правильной интонации — устная работа по цепочке. Конструирование предложений. Упр. 147 (работа по вариантам, на подготовку 1—2 мин). Работа над интонацией вопросительных предложений. Упр. 148 - отработка интонации вопросительных предложений. Упр. 150 — отработка выразительного чтения стихотворения. |