Коррекционно- развивающий урок по теме " Предложение. Грамматическая основа предложения. Двусоставные и односоставные предложения"
Коррекционно- развивающий урок по теме " Предложение. Грамматическая основа предложения. Двусоставные и односоставные предложения"
Тема: Предложение. Грамматическая основа предложения. Двусоставные и односоставные предложения.
Цели: закрепить понятия: «предложение», «грамматическая основа предложения», дать представление о двусоставных и односоставных предложениях.
Задачи:
1. Образовательная: повторить сведения о предложении и грамматической основе, изученные в начальной школе, познакомить с предложениями с одним главным членом.
2. Воспитательная: воспитывать любовь к природе, наблюдательность.
3. Развивающая: формировать и развивать универсально-учебные действия (познавательный интерес, умение общаться, высказывать свое мнение, работать в коллективе и самостоятельно, объективно оценивать себя).
Коррекционно- развивающая: корректировать недостатки мыслительной деятельности (анализ).
Оборудование: Репродукция картины И.Левитана “Золотая осень”, дополнительный материал на доске и карточках, презентация, разноцветные листочки и «Древо познания», смайлики, «Дом, где живет предложение»
Тип урока: получение новых знаний.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Коррекционно- развивающий урок по теме " Предложение. Грамматическая основа предложения. Двусоставные и односоставные предложения" »
Тема: Предложение. Грамматическая основа предложения. Двусоставные и односоставные предложения.
Цели: закрепить понятия: «предложение», «грамматическая основа предложения», дать представление о двусоставных и односоставных предложениях.
Задачи:
1. Образовательная: повторить сведения о предложении и грамматической основе, изученные в начальной школе, познакомить с предложениями с одним главным членом.
2. Воспитательная: воспитывать любовь к природе, наблюдательность.
3. Развивающая: формировать и развивать универсально-учебные действия (познавательный интерес, умение общаться, высказывать свое мнение, работать в коллективе и самостоятельно, объективно оценивать себя).
Коррекционно- развивающая: корректировать недостатки мыслительной деятельности (анализ).
Оборудование: Репродукция картины И.Левитана “Золотая осень”, дополнительный материал на доске и карточках, презентация, разноцветные листочки и «Древо познания», смайлики, «Дом, где живет предложение»
Тип урока: получение новых знаний.
Прикосновение к природе
неизбежно пробуждает чувства и порождает мысли.
Ход урока
1. Организационный момент.
1.Запись числа. Коллективная работа над орфограммами.
Шестнадцатоеоктября.
Классная работа.
2.Введение в тему (тема записана на доске)
Предложение. Грамматическая основа предложения. Двусоставные и односоставные предложения.
А. Формулирование учащимися цели урока.
- Исходя из темы урока, сформулируйте его цель. Используйте для этого запись на доске:
Цель: 1) вспомнить, что … … … …;
2) узнать новые лингвистические термины;
3) учиться выделять … … …
Б.Чтение эпиграфа и работа с ним.
Прикосновение к природе неизбежно пробуждает чувства и порождает мысли.
Вопрос: Какое влияние на человека оказывает природа?
Слово учителя: Сегодня мы с вами поговорим о прекраснейшем времени года осени, любимом многим композиторами и поэтами. В частности, А.С. Пушкиным, которому именно осенью приходило вдохновение, это был самый плодотворный период в его жизни. Я надеюсь, что сегодня вы покажите все, чему вы научились и что вы узнали. Успехов вам и новых открытий.
Работа с одаренными детьми
Работа с детьми со средними способностями
Работа с детьми с ограниченными возможностями
Задание: составить предложения, используя данное слово, подчеркнуть его как член предложения.
1. Словарно-орфографическая работа
Багрец-“багр” - красная краска (слав.)
Задание: составить и разобрать словосочетания с данным словом
Задание: подобрать однокоренные слова (багряный, багровый, багроветь)
Задание: 1. выписать из предложения словосочетания, определить вид словосочетания, способ подчинительной связи.
2.Запись предложения с комментированием
Люблю я чудное природы увяданье,
в багрец и золото одетые леса.
Задание: 1. объяснить орфограммы,
Задание: 1. Подчеркнуть известные вам орфограммы, за справками обращаться к вашему словарику.
Рефлексия.
1.Справились ли вы с заданием?
Обоснуйте свою точку зрения.
Поднимите смайлик
3. Актуализация знаний.
1. Работа с научным материалом.
Самостоятельная работа по учебнику
(читается параграф) и составление вопросов, которые записываются на заранее приготовленных разноцветных листочках и прикрепляются к «Древо познания» ( к ним возвращаются в конце урока)
Беседа, предложенная учителем.
1.Повторение наиболее существенных правил
2.Заполнение домика предложения (на доске)
Вопросы к классу:
1.Что такое словосочетание? (Словосочетание – это соединение двух и более самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу и грамматически).
2.Почему сочетание слов «люблю я» не является словосочетанием? (это предложение, грамматическая основа)
3.В каком разделе изучается предложение?
4.Как связаны слова в предложении?
5.Дайте определение предложению?
6. Какие признаки отличают предложение от словосочетания?
Выводы:заполнение «Домика, где живет предложение» (на доске) детьми с ограниченными возможностями (каждое положение прочитывается и прикрепляется к доске)
А. Предложение содержит высказывание о ком-то или о чем-то.
Б. Конец предложения в устной речи показывает особая интонация конца предложения, а в письменной речи - знаки препинания.
В. В каждом предложении есть грамматическая основа – подлежащее и сказуемое. Грамматическая основа может состоять из одного или двух главных членов предложения.
4. Физ. Минутка (слайд)
5. Контроль и оценка знаний
Самостоятельная работа по учебнику
Выполнение упражнения
Задание:
А) Найти грамматическую основу.
Б) Объяснить орфограммы в словах.
В) Сделать вывод о грамматических основах предложения
Синтаксический разбор предложения (один ученик вызывается к доске)
Обливаюсь водой и слушаю рожок пастуха. (Пов, невоскл ,прост, односост, распростр, осл. однор.сказ.,полн.)
Комментированное письмо.
Задание:1. познакомьтесь с заданиями предложенными в карточке
А) Найти грамматическую основу.
Б) Объяснить орфограммы в словах.
В) Сделать вывод о грамматических основах предложения
2. объясните алгоритм выполнения вами задания
1.Рассвет. Туман.
2. В тумане ( м.р., 2скл, П.п.) падают листья.
3. Идёшь по разноцветному (какому?) ковру (коврик) из листьев и любуешься окружающей тебя красотой (красоты).
4.З…л…тая ос…нь.
5. Шуршание оп…дающих листьев слышится в мёртвой тиш…не.
6. Вместе с лё…ким утренним заморо…ком устанавлива…тся ясная п…года (приставка, котораяя срослась с корнем).
Вывод: 1. Что такое грамматическая основа?
2. Как иначе можно назвать грамматическую основу? (главные члены предложения)
3.Какое предложение будет называться односоставным, двусоставным? ( «говорящие» слова)
Учитель. Итак, если грамматическая основа предложения состоит из одного члена предложения (подлежащего или сказуемого), это предложение является односоставным.
Если грамматическая основа предложения состоит из двух членов предложения, это предложение является двусоставным.
( положение урока повторяется учеником 3 группы)
Вопросы (продолжение)
4.Какие вы знаете предложения по цели высказывания? (пов., вопросит., побудит.)
5.Какие предложения называются восклиц., невосклиц.? (содержат особые чувства)
6.Что называется подлежащим, сказуемым?(слайд)
6.Самостоятельная работа (карточки)
Работа со схемами( слайд)
Задание: Прочитайте предложения. Рассмотрите схемы. Сформулируйте задание к упражнению.
1) Идёш… по разноцветному к…вру из листьев и любуеш…ся окружающей тебя красотой.
2)З…л…тая ос…нь.
3) Шуршание оп…дающих листьев слыш…тся в мёртвой тиш…не.
4) Вместе с лё…ким утренним заморо…ком устанавлива…тся ясная п…года.
_______
1.
2.
=
----- ===
3.
== и ==
4.
Задание: Цифрами обозначь количество главных членов предложения.
1.Осень пришла.
2.Какая красота.
3.Янтарем и рубинами загорелись листья.
4.Притих лес.
5.Оглянись вокруг.
6.Уже пожелтели березки.
7. Листопад.
8. Я иду по осеннему сказочному лесу.
Ответы: 2, 1, 2,2,1,2,1, 2. (взаимопроверка)
Задание: определите количество основ в предложении, цифру предложения запишите
1.Гуляешь по прекрасной местности и любуешься красотой природы.
(звучит музыка Петра Ильича Чайковского «Времена года. Осень. Октябрь»)
Читает подготовленный ученик
Петра Ильича Чайковского «Времена года. Осень. Октябрь»)Не видно птиц. Покорно гаснет
Лес, опустевший и больной.
Грибы сошли, но крепко пахнет
В оврагах сыростью грибной.
Глушь стала ниже и светлее,
В кустах свалялася трава,
И, под дождем осенним тлея,
Чернеет темная листва.
А в поле ветер. День холодный
Угрюм и свеж - и целый день
Скитаюсь я в степи свободной,
Вдали от сел и деревень.
Задание: 1.Написать работу на тему “Осень ”, используя данные слова.
2.Найти в каждом предложении грамматическую основу.
мини- сочинение из 10 и более предложений
до 10 предложений
5 и более предложений
Проверка набросков мини- сочинений “Осень ”.
4. Итог урока (с «Древа познания» снимаются разноцветные листочки с вопросами, приготовленными 1 группой ребят)
Примерные вопросы:
1. С какими терминами вы познакомились сегодня на уроке?
2. Как называется подлежащее и сказуемое?
3.Какие предложения называются односоставными и двусоставными?
4.Что такое предложение?
5. Чем предложения отличаются от словосочетаний?
УЧИТЕЛЬ: Молодцы. Все работали хорошо.
- А это значит, что урок закончен. (Сообщение оценок за урок.)
Домашнее задание: 1. выучить теоретический материал урока
2.
Продолжить работу над текстом –описанием об осени, который будет содержать односоставные и двусоставные предложения. В двусоставных предложениях определите, какими частями речи выражены подлежащее и сказуемое.
1. составить рассказ, используя данные предложения,
2. найти грамматическую основу и определить вид предложения по количеству главных членов в грамматической основе.
Музыка листопада.
Медленно падают с берёз жёлтые листья. А вы видели лесной хоровод? Видишь терем расписной. Красив русский лес осенью!
выполните упражнение по учебнику 85 ( по заданию)
Рефлексия
«учебное затруднение»
«неоконченное предложение»
«цветопись»
Вопрос: обоснуйте, что сегодня на уроке у вас вызвало затруднение?
Задание: продолжите предложение
Мне было интересно…
Я сегодня понял…
Вопрос: как вы думаете, какого цвета у нас сегодня получился урок?