Предложения с прямой речью. Диалог.
Тип урока: обобщение. Форма урока: брэйн-ринг.
Цель урока: обобщить полученные знания по теме; закрепить работу по этике ведения диалога;
продолжить отработку навыков внимания, логического мышления, коллективной игры.
Оборудование:
гонг, молоточек, карточки с заданиями, 2 игрушечных телефона, отличительный знак для команд, магнитофон,
На доске: девиз игры «Правильно. Быстро. Красиво.»
В классе организованы 2 круглых стола
(из парт, вокруг стулья по количеству учащихся).
ХОД УРОКА.
Организационный момент: 2 команды разделены, в каждой выбран капитан.
Учитель:
За красный стол приглашается команда... (заняли места);
За синий стол приглашается команда... (заняли места).
Сообщение темы и целей игры:
Сегодня на игре вам предстоит нелёгкий бой, так как команды обе сильны, хорошо подготовлены по теме «Предложения с прямой речью. Диалог». Мы в ходе игры должны обобщить полученные знания по теме, повторить знаки препинания при прямой речи и диалоге в устной и письменной форме. Вас ещё ожидает немало интересного. От вас требуется только соблюдать девиз сегодняшней игры, прочтём вместе: «Правильно. Быстро. Красиво.»
За каждое верно выполненное и быстрее выполненное задание команде полагается очко. Если команда готова, капитан поднимает листок своего цвета (он на столе). Капитан внимательно следит за своими игроками и в конце брэйн - ринга выставляет оценки каждому. Игра до 6 очков.
Брейн-ринг
1. Разыгрывается первое очко (гонг бьёт).
Перед вами слово «ПЕРФОКАРТА». Из букв этого слова составить как можно больше слов, записывая их с маленькой буквы через запятую. Слова - имена существительные, нарицательные, в единственном числе (время 2 минуты).
Проверка: капитан выбирает ответчика. По очереди команды называют слова, не повторяя название.
Итог: у кого слов больше - тому очко.
2. Разыгрывается второе очко (гонг бьёт).
Капитаны, подойдите ко мне, выберите любую карточку. На ней задание, которое вам предстоит выполнить. 1 карточка:
а) Дать определение диалога.
б) Используя слова из 1 тура и, конечно, другие, составить и записать короткий диалог (не более 4-х реплик),
с) Объяснить знаки пунктуации при диалоге. В ответе участвуют 3 человека, каждому 1 пункт.
3. Разыгрывается третье очко (бьёт гонг).
Сейчас вы услышите 2 песни. Вам необходимо установить, в какой песне использован диалог, а в какой прямая речь. Предложение с прямой речью записать, начертить схему.
а) Девочки-помощницы поют песню «Думай».
б)Я пою песню «Жил да был чёрный кот». При проверке: двое от команд чертят схему на доске.
4.Разыгрывается четвёртое очко (бьёт гонг).
Игра на мышление «Кот в мешке».
По очереди команды задают вопрос, что в мешке, а я отвечаю «да» или «нет».
Подсказка: «Есть почти у каждого в квартире. Находится на виду, очень нужная вещь».
Ответ: телефон.
Итог (ставлю каждой команде по телефону).
5. Разыгрывается пятое очко (бьёт гонг).
Человек из команды звонит в другую команду. |
Запишите слово звонит (я на доске) и поставьте ударение на последний слог. \
Там берёт трубку капитан и передаёт тому, кого зовут к телефону.
Тема разговора «школа». В разговоре должны использоваться обращения, вводные слова. Затем та лее работа предстоит другой команде.
Чем вы пользовались в вашей речи по телефону, диалогом или прямой речью?
Правила телефонного общения.
Я расскажу правила, а вы подумайте, чей телефонный разговор получился ближе к правилам, тот и получит очко.
Воспитательный момент:
Телефонная линия всегда перегружена, а люди заняты неотложными делами. Поэтому, прежде чем звонить, подумай: насколько твой звонок необходим, не помещаешь ли ты людям, не оторвёшь ли их попусту от дела. Разговор должен быть не только вежливым, но и кратким. Требование краткости особенно важно в разговоре по телефону-автомату. (Далее слова на доске.)
Вот что об этом писал А. Дорохов: «Никогда не заводи длинный разговор по телефону-автомату. Помни о тех, кто, может быть, ждёт возле будки, чтобы вызвать врача или позвонить по срочному делу». Кстати, скажите, подходит данное предложение к теме урока? Докажите.
Пример телефонного разговора:
- Здравствуйте! Это говорит одноклассник Миши Кирилл Иванов.
- Здравствуй, Кирилл!
- Будьте добры, позовите Мишу.
- Одну минуточку.
- Спасибо.
- Миша, здравствуй! У тебя есть книга «Дом т орбите»
П. Клушанцева?
- Есть.
Ты не можешь дать мне на недельку. Очень хочется прочитать, а в библиотеке нет.
- Дам, конечно.
- Может, захватишь завтра в школу?
- Хорошо. Захвачу!
- Спасибо. До свидания!
- Пока.
6. Разыгрывается шестое очко (бьёт гонг).
1 карточка: Прочитайте диалог, попробуйте превратить его в прямую речь.
- Здравствуй, Ваня! Куда ты идёшь?
- К Пете. Он болен
- А что с ним случилось? - спросила Катя.
- Помогал соседке тушить пожар и обжёг руку.
2карточка: Прочитайте предложения с прямой речью, попробуйте превратить ее в діалог
«Что с вами приключилось, малыши?» - спросил Гаврош.
И они ответили: «Нам негде жить, нас выгнали.» Тогда Гаврош произнёс: «Пойдёмте со мной, ребятки!»
(Если есть время, можно полученное записать.)
Итог игры.
Подведение итогов по очкам.
Когда мы пользуемся в речи диалогом, а когда прямой речью?
Какие основные знаки пунктуации присущи диалогу в письменной речи? В прямой речи?
Какими средствами пользуемся в устной речи?
Оценки капитанов.
Урок окончен