Уметь:-определять место слов автора и прямой речи;
- правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью и обосновывать их постановку;
- составлять схемы предложений с прямой речью
Оборудование: мультимедийный проектор, карточки с заданиями, лестница Знаний, схемы.
Тип урока: закрепление и обобщение знаний по теме
Метод урока: частично-поисковый, творческий, репродуктивный
Форма проведения: урок- практикум
Форма обучения: индивидуальная, групповая
Ход урока
I.Организационный момент.
Психологический тренинг.
( показываю три смайлика, с разными выражениями лица. Ученики выбирают им понравившийся. –А теперь, посмотрим друг на друга , улыбнемся и приступим к работе).
II.Сообщение темы урока, целеполагание.
Учитель: Сегодня на уроке мы закрепим знания, умения и навыки по теме «Прямая речь и диалог». До конца урока мы должны преодолеть высоту Знаний. Кто быстрее всех доберется до высоты «Финиш», тот получает звание ЧЕМПИОН УРОКА. Оценивать вашу работу будет эксперт, который будет вносить полученные вами баллы в ЛИСТ ОЦЕНКИ. В конце урока он объявит количество набранных за урок баллов. Желаю вам всем успехов в достижении высоты Знаний!
III. Основные этапы урока.
1. Первая высота-«Мы знаем!»
Задание: Ответить на вопросы:
- Что такое прямая речь?
- Чем сопровождается прямая речь?
- Где может стоять прямая речь?
- Что такое диалог?
- Как называется каждое предложение в диалоге?
2.Работа со схемами.
Задание: Учитель читает предложения, а ученики на слух подбирают соответствующие схемы к ним. «П»,-а «П,-а.-П?» А: «П». А: «П!»
1.В каком из предложений пропущены знаки препинания?
А. «Чего это он?»- снова подумал Ослик и вошел в дом.
Б) «Если у тебя будут клыки, то тебя все станут бояться- сказала Звезда.
В) «Чайку пришел попить»,- прохрипел Ослик.
Г) Медвежонок закричал: «Я только на прошлой неделе подарил тебе самовар!»
2. Найдите предложение без ошибки.
А) «Так ты пойдешь за мной повсюду?»- говорил он ей.
Б) Раздался чей-то голос: «к вам можно?»
В) Она не плакала, а только твердила-«О мой друг! О мой брат!»
Г) « Ведь это все-таки мой дом!- думала она!»
3. Найдите предложение без ошибки.
А) «Что же ты не едешь?»- Спросил я ямщика с нетерпением.
Б) « Нет, дело не ладно: надо достать лодку»,- промолвил Ермолай.
В) « Стой, братцы, стой»-кричит Мартышка.
Г) «Он приедет завтра вечером, его надо встретить»- добавил Макаров.
4. Найдите предложение с ошибкой.
А) «Где же город?»- подумал Кузьмин.
Б) А Балда приговаривал с укоризной: «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной»
В) Наконец-то я ей сказал: «Хочешь, пойдем прогуляться на вал?»
Г)»Пожар! Пожар!»: Раздался внизу отчаянный крик.
5. В каком предложении прямая речь оформлена правильно?
А) « Да неужели отец не догадался, что Белла у вас в крепости»-продолжил я.
Б) Столяр впадал в добродушный тон, подзывал к себе Каштанку и говорил ей:»Ты, Каштанка, насекомое существо и больше ничего».
В) Где-то далеко-далеко слышны человеческие голоса:»Какой у него пульс».
Г)И еще тише отвечал другой голос, женский- «Пульс у него сто тридцать восемь. Температура тридцать девять»
4. Третья высота- «Штурм».
Работа по карточкам. Взаимопроверка .Соответствие предложений со схемами.
“А вы поняли тему?- спросил Винни Пух.-Я так надеюсь на вас.»
«П!»-а
Карлсон предложил мальчику : « Малыш, полетели со мной на крышу».
«П?»-а
Заяц спросил друзей: « Вы в гости ко мне придете?»
«П?-а.-П»
Карлсон крикнул : «Я самый лучший артист на свете!»
А:»П».
«Бегите от пчел!»- заорал Винни Пух
А:»П!»
«Где заяц?»- строго спросил волк
А:»П?»
5. Четвертая высота-«Грамотеи».
Диалоги на заданные темы. Работа групповая.
- Составить диалоги по схеме и началу:
1. Разговор по телефону.
Сауле позвонила Арману по телефону.
2. В магазине.
Айгуль пришла в магазин.
Разыграть диалоги.
6. Пятая высота-«Финиш»
Перестроить диалог с репликами в диалог с прямой речью.
( письменная работа у доски и в тетрадях)
ЗАПИШИТЕ ДИАЛОГ
«Угадай, Синица, какое у людей самое страшное оружие?»- спросил Воробей. «Ружье»,- прочирикала синица. « Э-э, не угадала!»- ответил Воробей. «Пушка?»- удивилась Синичка. « Опять не угадала!»- засмеялся Воробей. « Какое же тогда, Воробей?»- поинтересовалась Синица. «Рогатка…»- сказал Воробей.
Перестройте диалог в диалог с репликами.
— Угадай, Синица, какое у людей самое страшное оружие?
— Ружье. — Э-э, не угадала! — Пушка? — Опять не угадала! — Какое же тогда, Воробей? — Рогатка...
IY. Обобщение по уроку. Встреча с журналистом.
- Добрый день ! Меня зовут Нурай. Я – журналист 8 класса. Вместе с экспертом мы внимательно наблюдали за вашей работой, отмечали каждый правильный ответ, следили за тем как вы работаете в группе. И мне тоже хочется задать вам несколько вопросов, т.е. продолжить диалог.
- Что же такое прямая речь, Кунымай?
- Гульнур, чем отличается прямая речь от диалога?
- Акбаян, где может стоять прямая речь в предложении?
- Как можно оформить диалог на письме, Бекболат?
- Гульжайна, можно ли назвать наш разговор диалогом?
Спасибо. Ну, а теперь несколько вопросов нашим гостям.
- Скажите , пожалуйста, вам понравился наш урок?
- Что именно вам понравилось?
- Что бы вы хотели пожелать ученикам? Спасибо.
Y. Подведение итогов урока. Слово эксперта.
(Эксперт знакомит учащихся с полученными баллами за каждое задание, называет итоговый балл за 5 заданий, объявляет ЧЕМПИОНА УРОКА и вручает переходящий флажок.)
YI. Домашнее задание: Составить диалог на тему: «Разговор за столом во время еды»