Тип: урок обобщения, повторения и систематизации ЗУНов.
Вид: урок-практикум.
Цель: систематизировать знания о предлогах, отработать навык написания производных предлогов;
развивать умственные действия для решения практических задач (обобщение, классификация, анализ), психические процессы (воображение, внимание, логическое мышление), речь уч-ся;
способствовать воспитанию личностных качеств (успешность, работоспособность, организован- ность) и творческой деятельности (активность, самостоятельность, увлеченность).
Оборудование: интерактивная доска, карточки с индивидуальным заданием, тесты (2 варианта).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Урок в 7 классе с применением интерактивной доски.
Тема «Предлог».
Тип: урок обобщения, повторения и систематизации ЗУНов.
Вид: урок-практикум.
Цель: систематизировать знания о предлогах, отработать навык написания производных предлогов;
развивать умственные действия для решения практических задач (обобщение, классификация, анализ), психические процессы (воображение, внимание, логическое мышление), речь уч-ся;
способствовать воспитанию личностных качеств (успешность, работоспособность, организован- ность) и творческой деятельности (активность, самостоятельность, увлеченность).
Оборудование: интерактивная доска, карточки с индивидуальным заданием, тесты (2 варианта).
Ход урока.
1.Организационный момент (запись темы, постановка целей урока)
Учитель: В течение нескольких уроков мы с вами работали по теме «Предлог». Итак, что мы должны знать?
Уч-ся (н.п.): что такое предлог, каким бывает по строению, на какие группы делится и т.д.
А что мы должны уметь?
Уч-ся (н.п.): отличать предлог от самостоятельных частей речи, правильно писать производные предлоги и т.д.
Учитель: прежде чем мы приступим к теме сегодняшнего урока, запишите домашнее задание.
(Д/з дифференцированное (на выбор уч-ся): сочинение - миниатюра «Этот загадочный предлог» или стр.157 упр365)
«Теоретический» этап.
Проводится тест «Верно - неверно». Учитель читает утверждение – учащиеся должны определить правильность или ошибочность данного утверждения. Один ученик работает у доски. По окончании работы тест проверяется с привлечением всего класса и сверяется с доской (самопроверка).
Утверждения.
1.Предлог – служебная часть речи, которая вносит дополнительные смысловые оттенки. (неверно)
2.Предлоги бывают производные и непроизводные. (верно)
3.Предлог через непроизводный. (верно)
4.Производные предлоги произошли от существительных, глаголов, наречий. (неверно)
5.Предлог вследствие - простой. (верно)
6.В словосочетании жить ради тебя предлог имеет причинное значение. (неверно)
7.Синонимичным предлогу ввиду является предлог из-за. (верно)
8.Предлог в течение употребляется с Д.п. (неверно)
9.Предлоги не являются членами предложения. (верно)
Устная разминка.
На доске предлагается ряд слов, учащиеся должны найти «лишнее» слово и указать, по какому признаку оно является «лишним».
Без, к, для, согласно, чтобы, над. (союз)
Благодаря брата, навстречу другу, благодаря брату. (деепричастие)
В течение, вследствие, в продолжение. (простой предлог)
Через, перед, мимо, без. (производный предлог)
Значение предлога.
Учитель: Вспомните, какие значения может приобретать предлог? (уч-ся перечисляют значения предлогов) На доске появляются словосочетания.
Учитель: Выпишите только те сочетания, в которых верно указаны значения предлогов, предлог обозначьте.
Один ученик у доски работает по индивидуальной карточке. По окончании работы ребята называют выписанные словосочетания, сверяются с доской ( лишние исчезают), проверяют индивидуальную работу ученика на доске.
Перечитать перед уроком (временное).
Пропустить из-за болезни (причинное).
Забыть об обидах (целевое).
Писать без ошибок (способ действия).
Загорать на песке (пространственное).
Ввиду затруднений (временное).
Зайти за книгой (пространственное).
Индивидуальная карточка№1
Запиши словосочетания, выделяя предлоги, в скобках укажи их значение.
Шли по мосту (….
Не спать из(за) ветра (….
Идти за подарком (….
Говорить без акцента (….
Зайти после обеда (….
Словосочетание с каким значением предлога отсутствует?
Синонимичные предлоги.
Учитель: Ребята, вы знаете, что многие предлоги взаимозаменяемы, т.е. синонимичны.
Вспомните, что такое синонимы? (уч-ся дают ответ)
Посмотрите на доску, что объединяет предлоги каждого столбика? (непроизводные, производные)
Ваша задача соединить предлоги левого и правого столбиков и записать пары. (можно устно: ребята называют пары, а на доске предлоги соединяются стрелочками и исчезают)
ответы
из-за навстречу из-за - вследствие
о вместо о - насчет
к вследствие к - навстречу
за насчет за - вместо
перед напротив перед - напротив
Производные предлоги.
Учитель: Какие предлоги являются производными? (ответ уч-ся)
- От каких частей речи они образовались? (от существительных, деепричастий, наречий)
Выпишите из предложений предлоги, согласно их происхождению, в соответствующий столбик (можно устно: читать предложение, находить предлог, называть от какой части речи образован)
Вокруг клумбы посадили кусты.
Благодаря отличной погоде мы здорово отдохнули.
Внутри дома было темно.
В течение часа я решил три задачи.
Противники двигались навстречу друг другу.
Спустя полчаса все стихло.
от сущ.от нар. от дееприч.
в течение вокруг благодаря
навстречу внутри спустя
Учитель: А теперь мы проверим, умеете ли вы отличать предлоги от самостоятельных частей речи. Вам предстоит составить и записать 2 предложения: одно с предлогом, а другое – с самостоятельной частью речи.
1 ряд – насчет 2 ряд – несмотря на 3 ряд – впереди Ученик у доски - вследствие
(ребята зачитывают свои примеры)
Физминутка ( можно предложить ребятам игру на внимание под ритмичную музыку, н.п.: учитель называет непроизводный предлог – руки скрестить на груди, производный – руки вытянуть вперед, другая часть речи – подпрыгнуть с хлопком)
Комментированное письмо.
Учитель: Вспомним правописание предлогов. Объясняем написание: раскрываем скобки и вставляем пропущенные буквы, указываем часть речи. Записываем словосочетания.
Один ученик у доски работает по индивидуальной карточке.
(в) следствии… какой(то) задержки;
(не) пришла (на)встречу;
(по)окончани.. школы;
(в)последстви.. вернуться;
вопреки указани..
об..яснить (по)приезд..
(не)взирая на трудности
Индивидуальная карточка№2
Запиши словосочетания, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.
Укажи, какой частью речи являются выделенные слова.
Отсутствовать (в)течени… недели;
надо иметь (в)виду;
(не)смотря на усталость;
согласуется (в)роде, числе, падеже;
(на)встречу ветру;
(по)прибыти… поезда.
Учитель: Выпишите номера примеров, содержащих производные предлоги.(1 3 5 6)
1.Согласно вашему приказу;
2.прибыть (в) место назначения;
3.сдать (в)место сочинения;
4.отправиться (на)встречу с друзьями;
5.(на)встречу солнечным лучам;
6.работать (в)продолжени… часа
7.узнаем (в)продолжени… рассказа
Пока ребята выполняют задание, учитель проверяет индивидуальную работу ученика на доске.
Работа над текстом.
На доске появляется текст.
Учитель: Ребята, прочитаем этот отрывок. Что перед вами? (текст)
- Почему этот отрывок можно считать текстом? (предложения связаны по смыслу и грамматически) - О чем этот текст? (о реке Волге)
Задания:
1.Выписать все предлоги, указать разряд.
2.Выписать слова с выделенными орфограммами, объяснить их.
3.Схематично объяснить знаки препинания (или произвести синтаксический разбор выделенного предложения)
У доски работают три ученика с индивидуальными заданиями.
Волга вследствие малого падения имеет медленное течение. Главная масса воды поступает весной. В течение весеннего половодья уровень воды в Волге поднимается выше летнего. Вдоль берегов не видно ни кустов, ни низкорослых деревьев. Пароходы, сокращая свой путь, идут по-над лугами и узкими протоками, отделенными от главного русла. Эти протоки впоследствии не судоходны, ввиду малого количества воды.
Индивидуальные задания:
1.Выписать все предлоги, указать разряд.
Волга вследствие малого падения имеет медленное течение. Главная масса воды поступает весной. В течение весеннего половодья уровень воды в Волге поднимается выше летнего. Вдоль берегов не видно ни кустов, ни низкорослых деревьев. Пароходы, сокращая свой путь, идут по-над лугами и узкими протоками, отделенными от главного русла. Эти протоки впоследствии не судоходны, ввиду малого количества воды.
2.Выписать слова с выделенными орфограммами, объяснить их графически.
Волга вследствие малого падения имеет медленное течение. Главная масса воды поступает весной. В течение весеннего половодья уровень воды в Волге поднимается выше летнего. Вдоль берегов не видно ни кустов, ни низкорослых деревьев. Пароходы, сокращая свой путь, идут по-над лугами и узкими протоками, отделенными от главного русла. Эти протоки впоследствии не судоходны, ввиду малого количества воды.
Волга вследствие малого падения имеет медленное течение. Главная масса воды поступает весной. В течение весеннего половодья уровень воды в Волге поднимается выше летнего. Вдоль берегов не видно ни кустов, ни низкорослых деревьев. Пароходы, сокращая свой путь, идут по-над лугами и узкими протоками, отделенными от главного русла. Эти протоки впоследствии не судоходны, ввиду малого количества воды.
Вместо работы по тексту (ввиду слабой подготовки уч-ся или недостаточного количества времени) можно предложить Контрольный тест (6-7 мин). По окончании теста вывести на экран ключи и провести взаимопроверку. Ребятам предложить оценить товарища (выставить оценку).
Подведение итогов.
Учитель: Чем мы занимались сегодня на уроке?
Какое задание понравилось вам больше всего?
Что вызвало наибольшее затруднение? Почему?
Учитель благодарит учеников за урок и выставляет оценки, комментируя их.
Ключ.
Вариант 1. Вариант 2.
1.а 1.в
2.а в д 2.а б е
3.б 3.г
4.а в г 4.б в г
5.б 5.а
6.а 6.г
Предлог.
Вариант 1.
Предлог – служебная часть речи, которая:
а) Выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении;
б) Связывает однородные члены и простые предложения в составе сложного;
в) Вносит различные оттенки в предложение.
Укажите словосочетания с производными предлогами:
Ходить вокруг дома;
Идти через мост;
Двигаться вдоль дороги;
Надпись на конверте;
Стоять около школы;
Отступать от темы.
В каком ряду все предлоги пишутся через дефис:
(со)мной, (из)под стола, (перед)ним;
(из)за горы, (из)под дивана, (по)над Волгой;
(за)тем домом, (из)тех книг, (по)той дороге;
(из)за тучи, (из)редка говорили, (передо)мной.
4.Укажите предложения, в к-ых выделенные слова – предлоги:
А) Стадо потянулось мимо дома.
Б) Дева глядит вокруг изумленными глазами.
В) Около леса, как в мягкой постели, выспаться можно.
Г) Поперек дороги уложили бревна.
Д) Впереди шли самые стойкие.
5. Укажите столбик, соответствующий написанию всех слов
а) б) в) г)
Благодаря решени.. я ю ю я
Согласно желани.. ю ю я я
Встретиться по прибыти.. и и ю ю
Сообщить по окончани.. ю и и ю
В каком предложении предлог употреблен неверно?
а) Мальчик пришел со школы.
б) Он принял порошок от головной боли.
в) В аптеке продаются капли для лечения насморка.
г) Группа туристов отправилась на Урал.
Предлог.
Вариант 2.
Укажите неверное утверждение:
Предлог – служебная часть речи;
Предлог служит для соединения слов в предложении;
Предлоги служат для выражения лексических значений;
Найдите словосочетания с непроизводными предлогами: