kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Предлог»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема «Предлог».

Тип: урок обобщения, повторения и систематизации ЗУНов.

Вид: урок-практикум.

Цель: систематизировать знания о предлогах,  отработать навык написания производных предлогов;

            развивать умственные действия для решения практических задач (обобщение, классификация,                анализ), психические процессы (воображение, внимание, логическое мышление), речь уч-ся;

            способствовать воспитанию личностных качеств (успешность, работоспособность, организован- ность) и творческой деятельности (активность, самостоятельность, увлеченность).

Оборудование: интерактивная доска, карточки с индивидуальным заданием, тесты (2 варианта).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Предлог»»



КГУ «Средняя школа №3»

ГУ «Отдел акимата Житикаринского района»







Разработка урока

по русскому языку

в 7 классе по теме

«Предлог»

(обобщающий урок)



Учитель Фролова Л.В.













Урок в 7 классе с применением интерактивной доски.

Тема «Предлог».


Тип: урок обобщения, повторения и систематизации ЗУНов.

Вид: урок-практикум.

Цель: систематизировать знания о предлогах, отработать навык написания производных предлогов;

развивать умственные действия для решения практических задач (обобщение, классификация, анализ), психические процессы (воображение, внимание, логическое мышление), речь уч-ся;

способствовать воспитанию личностных качеств (успешность, работоспособность, организован- ность) и творческой деятельности (активность, самостоятельность, увлеченность).

Оборудование: интерактивная доска, карточки с индивидуальным заданием, тесты (2 варианта).


Ход урока.

1.Организационный момент (запись темы, постановка целей урока)

Учитель: В течение нескольких уроков мы с вами работали по теме «Предлог». Итак, что мы должны знать?

Уч-ся (н.п.): что такое предлог, каким бывает по строению, на какие группы делится и т.д.

А что мы должны уметь?

Уч-ся (н.п.): отличать предлог от самостоятельных частей речи, правильно писать производные предлоги и т.д.

Учитель: прежде чем мы приступим к теме сегодняшнего урока, запишите домашнее задание.

(Д/з дифференцированное (на выбор уч-ся): сочинение - миниатюра «Этот загадочный предлог» или стр.157 упр365)


«Теоретический» этап.

Проводится тест «Верно - неверно». Учитель читает утверждение – учащиеся должны определить правильность или ошибочность данного утверждения. Один ученик работает у доски. По окончании работы тест проверяется с привлечением всего класса и сверяется с доской (самопроверка).

Утверждения.

1.Предлог – служебная часть речи, которая вносит дополнительные смысловые оттенки. (неверно)

2.Предлоги бывают производные и непроизводные. (верно)

3.Предлог через непроизводный. (верно)

4.Производные предлоги произошли от существительных, глаголов, наречий. (неверно)

5.Предлог вследствие - простой. (верно)

6.В словосочетании жить ради тебя предлог имеет причинное значение. (неверно)

7.Синонимичным предлогу ввиду является предлог из-за. (верно)

8.Предлог в течение употребляется с Д.п. (неверно)

9.Предлоги не являются членами предложения. (верно)


Устная разминка.

На доске предлагается ряд слов, учащиеся должны найти «лишнее» слово и указать, по какому признаку оно является «лишним».

  1. Без, к, для, согласно, чтобы, над. (союз)

  2. Благодаря брата, навстречу другу, благодаря брату. (деепричастие)

  3. В течение, вследствие, в продолжение. (простой предлог)

  4. Через, перед, мимо, без. (производный предлог)


Значение предлога.

Учитель: Вспомните, какие значения может приобретать предлог? (уч-ся перечисляют значения предлогов) На доске появляются словосочетания.

Учитель: Выпишите только те сочетания, в которых верно указаны значения предлогов, предлог обозначьте.

Один ученик у доски работает по индивидуальной карточке. По окончании работы ребята называют выписанные словосочетания, сверяются с доской ( лишние исчезают), проверяют индивидуальную работу ученика на доске.

Перечитать перед уроком (временное).

Пропустить из-за болезни (причинное).

Забыть об обидах (целевое).

Писать без ошибок (способ действия).

Загорать на песке (пространственное).

Ввиду затруднений (временное).

Зайти за книгой (пространственное).


Индивидуальная карточка№1

Запиши словосочетания, выделяя предлоги, в скобках укажи их значение.

Шли по мосту (….

Не спать из(за) ветра (….

Идти за подарком (….

Говорить без акцента (….

Зайти после обеда (….

Словосочетание с каким значением предлога отсутствует?


Синонимичные предлоги.

Учитель: Ребята, вы знаете, что многие предлоги взаимозаменяемы, т.е. синонимичны.

Вспомните, что такое синонимы? (уч-ся дают ответ)

Посмотрите на доску, что объединяет предлоги каждого столбика? (непроизводные, производные)

Ваша задача соединить предлоги левого и правого столбиков и записать пары. (можно устно: ребята называют пары, а на доске предлоги соединяются стрелочками и исчезают)

ответы

из-за навстречу из-за - вследствие

о вместо о - насчет

к вследствие к - навстречу

за насчет за - вместо

перед напротив перед - напротив


Производные предлоги.

Учитель: Какие предлоги являются производными? (ответ уч-ся)

- От каких частей речи они образовались? (от существительных, деепричастий, наречий)

Выпишите из предложений предлоги, согласно их происхождению, в соответствующий столбик (можно устно: читать предложение, находить предлог, называть от какой части речи образован)

  1. Вокруг клумбы посадили кусты.

  2. Благодаря отличной погоде мы здорово отдохнули.

  3. Внутри дома было темно.

  4. В течение часа я решил три задачи.

  5. Противники двигались навстречу друг другу.

  6. Спустя полчаса все стихло.

от сущ. от нар. от дееприч.

в течение вокруг благодаря

навстречу внутри спустя


Учитель: А теперь мы проверим, умеете ли вы отличать предлоги от самостоятельных частей речи. Вам предстоит составить и записать 2 предложения: одно с предлогом, а другое – с самостоятельной частью речи.

1 ряд – насчет 2 ряд – несмотря на 3 ряд – впереди Ученик у доски - вследствие

(ребята зачитывают свои примеры)


Физминутка ( можно предложить ребятам игру на внимание под ритмичную музыку, н.п.: учитель называет непроизводный предлог – руки скрестить на груди, производный – руки вытянуть вперед, другая часть речи – подпрыгнуть с хлопком)




Комментированное письмо.

Учитель: Вспомним правописание предлогов. Объясняем написание: раскрываем скобки и вставляем пропущенные буквы, указываем часть речи. Записываем словосочетания.

Один ученик у доски работает по индивидуальной карточке.

(в) следствии… какой(то) задержки;

(не) пришла (на)встречу;

(по)окончани.. школы;

(в)последстви.. вернуться;

вопреки указани..

об..яснить (по)приезд..

(не)взирая на трудности


Индивидуальная карточка№2

Запиши словосочетания, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.

Укажи, какой частью речи являются выделенные слова.

Отсутствовать (в)течени… недели;

надо иметь (в)виду;

(не)смотря на усталость;

согласуется (в)роде, числе, падеже;

(на)встречу ветру;

(по)прибыти… поезда.


Учитель: Выпишите номера примеров, содержащих производные предлоги. (1 3 5 6)

1.Согласно вашему приказу;

2.прибыть (в) место назначения;

3.сдать (в)место сочинения;

4.отправиться (на)встречу с друзьями;

5.(на)встречу солнечным лучам;

6.работать (в)продолжени… часа

7.узнаем (в)продолжени… рассказа

Пока ребята выполняют задание, учитель проверяет индивидуальную работу ученика на доске.


Работа над текстом.

На доске появляется текст.

Учитель: Ребята, прочитаем этот отрывок. Что перед вами? (текст)

- Почему этот отрывок можно считать текстом? (предложения связаны по смыслу и грамматически) - О чем этот текст? (о реке Волге)

Задания:

1.Выписать все предлоги, указать разряд.

2.Выписать слова с выделенными орфограммами, объяснить их.

3.Схематично объяснить знаки препинания (или произвести синтаксический разбор выделенного предложения)

У доски работают три ученика с индивидуальными заданиями.

Волга вследствие малого падения имеет медленное течение. Главная масса воды поступает весной. В течение весеннего половодья уровень воды в Волге поднимается выше летнего. Вдоль берегов не видно ни кустов, ни низкорослых деревьев. Пароходы, сокращая свой путь, идут по-над лугами и узкими протоками, отделенными от главного русла. Эти протоки впоследствии не судоходны, ввиду малого количества воды.


Индивидуальные задания:

1.Выписать все предлоги, указать разряд.

Волга вследствие малого падения имеет медленное течение. Главная масса воды поступает весной. В течение весеннего половодья уровень воды в Волге поднимается выше летнего. Вдоль берегов не видно ни кустов, ни низкорослых деревьев. Пароходы, сокращая свой путь, идут по-над лугами и узкими протоками, отделенными от главного русла. Эти протоки впоследствии не судоходны, ввиду малого количества воды.

______________________________________________________________________________________

2.Выписать слова с выделенными орфограммами, объяснить их графически.

Волга вследствие малого падения имеет медленное течение. Главная масса воды поступает весной. В течение весеннего половодья уровень воды в Волге поднимается выше летнего. Вдоль берегов не видно ни кустов, ни низкорослых деревьев. Пароходы, сокращая свой путь, идут по-над лугами и узкими протоками, отделенными от главного русла. Эти протоки впоследствии не судоходны, ввиду малого количества воды.

______________________________________________________________________________________
3. Произвести синтаксический разбор выделенного предложения.

Волга вследствие малого падения имеет медленное течение. Главная масса воды поступает весной. В течение весеннего половодья уровень воды в Волге поднимается выше летнего. Вдоль берегов не видно ни кустов, ни низкорослых деревьев. Пароходы, сокращая свой путь, идут по-над лугами и узкими протоками, отделенными от главного русла. Эти протоки впоследствии не судоходны, ввиду малого количества воды.


Вместо работы по тексту (ввиду слабой подготовки уч-ся или недостаточного количества времени) можно предложить Контрольный тест (6-7 мин). По окончании теста вывести на экран ключи и провести взаимопроверку. Ребятам предложить оценить товарища (выставить оценку).


Подведение итогов.

Учитель: Чем мы занимались сегодня на уроке?

Какое задание понравилось вам больше всего?

Что вызвало наибольшее затруднение? Почему?

Учитель благодарит учеников за урок и выставляет оценки, комментируя их.


Ключ.

Вариант 1. Вариант 2.

1.а 1.в

2.а в д 2.а б е

3.б 3.г

4.а в г 4.б в г

5.б 5.а

6.а 6.г























Предлог.

Вариант 1.

  1. Предлог – служебная часть речи, которая:

а) Выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении;

б) Связывает однородные члены и простые предложения в составе сложного;

в) Вносит различные оттенки в предложение.

  1. Укажите словосочетания с производными предлогами:

    1. Ходить вокруг дома;

    2. Идти через мост;

    3. Двигаться вдоль дороги;

    4. Надпись на конверте;

    5. Стоять около школы;

    6. Отступать от темы.

  2. В каком ряду все предлоги пишутся через дефис:

    1. (со)мной, (из)под стола, (перед)ним;

    2. (из)за горы, (из)под дивана, (по)над Волгой;

    3. (за)тем домом, (из)тех книг, (по)той дороге;

    4. (из)за тучи, (из)редка говорили, (передо)мной.

4.Укажите предложения, в к-ых выделенные слова – предлоги:

А) Стадо потянулось мимо дома.

Б) Дева глядит вокруг изумленными глазами.

В) Около леса, как в мягкой постели, выспаться можно.

Г) Поперек дороги уложили бревна.

Д) Впереди шли самые стойкие.

5. Укажите столбик, соответствующий написанию всех слов

а) б) в) г)

Благодаря решени.. я ю ю я

Согласно желани.. ю ю я я

Встретиться по прибыти.. и и ю ю

Сообщить по окончани.. ю и и ю

  1. В каком предложении предлог употреблен неверно?

а) Мальчик пришел со школы.

б) Он принял порошок от головной боли.

в) В аптеке продаются капли для лечения насморка.

г) Группа туристов отправилась на Урал.




Предлог.

Вариант 2.

  1. Укажите неверное утверждение:

  1. Предлог – служебная часть речи;

  2. Предлог служит для соединения слов в предложении;

  3. Предлоги служат для выражения лексических значений;

  1. Найдите словосочетания с непроизводными предлогами:

  1. Прыгать через лужи;

  2. Жить при станции;

  3. Благодаря обильным дождям;

  4. Поступать согласно норме;

  5. Растет около забора;

  6. Строить перед домом.

  1. В каком ряду все предлоги пишутся через дефис?

  1. (из)за снегопада, (под)крышей, (на)тарелке;

  2. (ото)сна, (подо)мной, (во)всем;

  3. (ко)мне, (со)мной, (из)за меня;

  4. (из)под листвы, (из)за урагана, (по)над пропастью.

  1. Укажите предложения, в к-ых выделенные слова – предлоги:

  1. Все ушли, благодаря хозяйку за гостеприимство.

  2. Ребята не пошли в лес ввиду ненастья.

  3. Земля вращается вокруг солнца.

  4. Вопреки моему желанию, они познакомились.

  5. Впереди шел командир отряда.

  1. Укажите столбик, соответствующий написанию всех слов

а) б) в) г)

в продолжени.. ночи е и е и

в продолжени.. романа и е и е

в продолжени.. часа е и е и

в продолжени.. повести и и е е

  1. В каком предложении предлог употреблен неверно?

  1. Работа ведется согласно графику.

  2. Вопреки прогнозу, погода установилась теплая.

  3. Аптека находится напротив дома.

  4. По окончанию школы поступай в институт.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
«Предлог»

Автор: Фролова Лариса Васильевна

Дата: 26.02.2016

Номер свидетельства: 299162

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "Предлог как отдельное слово "
    ["seo_title"] => string(31) "priedlogh-kak-otdiel-noie-slovo"
    ["file_id"] => string(6) "200860"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428929969"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Конспект урока по русскому языку по теме "Общее понятие о предлоге" "
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-obshchieie-poniatiie-o-priedloghie"
    ["file_id"] => string(6) "105339"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402842847"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) ""Общее понятие о предлоге" "
    ["seo_title"] => string(36) "obshchieie-poniatiie-o-priedloghie-1"
    ["file_id"] => string(6) "122241"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414170197"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Конспект урока по русскому языку на тему: "Правописание приставок и предлогов""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_po_russkomu_iazyku_na_tiemu_pravopisaniie_pristavok_i_priedlogho"
    ["file_id"] => string(6) "351384"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1477177548"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(15) "Предлог "
    ["seo_title"] => string(9) "priedlogh"
    ["file_id"] => string(6) "150685"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420543397"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства