Просмотр содержимого документа
«Придаточные обстоятельственные цели и места»
Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными цели и места.
Цели: 1.дать понятие об СПП с придаточными обстоятельственными цели и места, о знаках
препинания в таких предложениях , о составлении схем.
2. уметь находить СПП с придаточными обстоятельственными цели и места , расставлять
знаки препинания в таких предложениях, составлять схемы .
3.воспитание интереса к изучению русского языка.
Оборудование:
Презентация, структурная карта.
Ход урока: 1. Оргмомент. (слайд 1)
2. Работа над предложением
Задание: запишите предложение, дайте характеристику, найдите главное и придаточное предложение, определите место придаточного предложения , составьте схему предложения.
Язык, чтобы оставаться средством общения, должен постоянно развиваться.
(А. Корнилов)
(Пов., невоскл.,сложное, союзное с/п).
[ , ( чтобы… ), ].
-- Сформулируйте и запишите тему нашего урока.
(СПП с придаточными обстоятельственными цели)
3. Объяснение нового материала
.Задание: прочитайте $12 стр. 82-83, ответьте на вопросы опорного конспекта
« ВОПРОС» (слайд 2)
В – вопросы ( зачем? для чего ? с какой целью?)
О – относится ( относится ко всему главному предложению )
П – присоединяется союзами ( чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, дабы, лишь бы )
Р – разделяется запятой
о
С – стоит ( придаточное предложение может стоять впереди, в середине и после главного предложения ).
4 .Выборочная работа.(слайд 4).
Задание: прочитайте , определите тему и основную мысль текста. Выпишите в тетрадь СПП с придаточными обстоятельственными цели, определите грамматическую основу предложения, составьте схемы, объясните знаки препинания.
Зачем нужен язык? Для чего человеку членораздельная речь?
Во-первых, язык нужен для того, чтобы люди могли обмениваться мыслями при всякого рода совместной деятельности. Он нужен как средство общения. Правда, кроме языка, для этой цели могут использоваться и другие средства, например, система знаков, регулирующих уличное движение.
Во-вторых, язык нужен для того, чтобы закреплять и сохранять коллективный опыт человечества, достижения общественной практики. Когда Архимед открыл свой знаменитый закон, то первое, что он сделал, - сформулировал этот закон в словах, выразил свою мысль так, что она стала доступной для понимания и его современникам, и нам – его далеким потомкам. Когда вы учитесь в школе, вы усваиваете достижения общественного опыта по учебникам, где необходимые сведения изложены в языковой форме.
Наконец, в-третьих, язык нужен для того, чтобы человек мог с его помощью выразить свои мысли, чувства, эмоции. Например, в стихах человек передает самые сокровенные мысли, чувства, переживания. И все это благодаря языку. Без языка не было бы самого человека, потому что все то, что есть в нем человеческого, связано с языком, выражается в языке и закрепляется в языке.
А. Леонтьев.
Во-первых, язык нужен для того, чтобы людимогли обмениваться мыслями при всякого рода совместной деятельности.Во-вторых, языкнужен для того, чтобы закреплять и сохранять коллективный опыт человечества, достижения общественной практики.Наконец, в-третьих, языкнужен для того, чтобы человекмог с его помощью выразить свои мысли, чувства, эмоции.
[ … для того ], ( чтобы… ).
5 Индивидуальная работа ( опережающее задание).
Задание: 1( инд.) прочитать $ на стр. 110, сделать вывод об СПП с придаточными
места.
Вывод : 1.придаточные места обозначают место или пространство, где находится или
происходит то, о чем говорится в главной части СПП;
5.может находиться перед главным , после и в середине него;
6. в главной части бывают указательные слова.
6. Прием «Думай- объединяйся-делись» (Работа по таблице)
Задание:1 прочитайте предложения, сходны ли сложноподчиненные предложения в русском и казахском языках: а) по строению; б) по значению придаточных; в)по средствам связи?
Сравните
в русском языке
в казахском языке
1.Откуда дует ветер, оттуда и дождь.
2.Он будет там, где буду я.
3.Там , где дорога поднимается в гору, растут три березы.
1.Жел қайдан соқса, жаңбыр да сол жақтан болады.
2.Мен қайда болсам, ол да сонда болады.
3.Жол тауға көтерілген жерде, үш қайын өсіп тұр.
7 Работа над переводом( упр. 138стр.111) ( по учебнику)
8. Пунктуационный разбор.
Задание : запишите сложноподчиненные предложения, определите вид придаточного, расставьте
знаки препинания.
1) Там где ранее было устье реки тропа взбирается на гору.
2) Куда ни взглянешь -всюду холмы.
.3) Я решил подняться на гору чтобы оттуда осмотреть окрестности.
5) Где не достает разумных доводов там их заменяет крик.
6) Там где замешано честолюбие нет места чистосердечию.
7) Чтобы понимать людей надо любить их.
8) Дружба кончается там где начинается недоверие.
9. КЛЮЧ
1) Там, где ранее было устье реки, тропа взбирается на гору.
2) Куда ни взглянешь,- всюду холмы.
.3) Я решил подняться на гору, чтобы оттуда осмотреть окрестности.
5) Где не достает разумных доводов, там их заменяет крик.
6) Там, где замешано честолюбие, нет места чистосердечию.
7) Чтобы понимать людей, надо любить их.
8) Дружба кончается там, где начинается недоверие.
10. Работа со схемами.
Задание: прочитать предложения и составить схемы.
1.Чтобы сделать что- нибудь великое , нужно все силы души устремить в одну точку ( Чтобы…), […]. 2. Трудности существуют, чтобы их одолеть.
[… ], (чтобы..).
3.Там, где растут розы, растут и шипы. [Там… ,(где …),..].