kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Причастный оборот. Синтаксическая роль полных и кратких причастий.

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                                                         Урок русского языка в 10 классе

                                                                         Учитель I категории

                                                                         Жаксыгулова Мадина Жумабековна 

                                                                         сш. № 18 Ж.Едилбаева

                                                                         ЮКО г. Туркестан

Тема: Причастный оборот. Синтаксическая роль полных и кратких причастий.

Цель:

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Причастный оборот. Синтаксическая роль полных и кратких причастий.»

Урок русского языка в 10 классе

Учитель I категории

Жаксыгулова Мадина Жумабековна

сш. № 18 Ж.Едилбаева

ЮКО г. Туркестан


Тема: Причастный оборот. Синтаксическая роль полных и кратких причастий.


Цель:


1. Систематизировать знание, умение, навык по данной теме; научить определять одиночные причастия от причастий с зависимым словом. Уметь определять синтаксическую роль полных и кратких причастий.



2. Развивать речь, память, логическое мышление, закрепить навыки анализа языкового материала, развивать самостоятельность, образность мышления, активизировать творческую деятельность учащихся.



3. Воспитывать в детях доброту, любовь, уважение к окружающему миру. Прививать детям нравственные качества.





Тип урока: Урок-практикум.




Форма урока: Коллективная, индивидуальная.



Методы работы: Практический, исследовательский, словесный.



Оборудование: слайды, интерактивная доска, эпиграф к уроку.






ХОД УРОКА


I. Организационный момент.

- Объявление темы и цели урока.

- Сегодня мы научимся определять синтаксическую роль полных и кратких причастий, а также причастный оборот в предложениях.


II. Работа над эпиграфом:

« Нет в мире прекраснее чувства, чем ощущение, что ты сделал

людям хоть каплю добра» (Л.Н.Толстой)

- Лексическое значение урока « Добро и доброта»



III. Психологический настрой.

Урок начнем с добрых слов. Давайте подарим друг другу добрые слова.

Улыбнитесь. Пожелайте всему классу что-то доброе, приятное.

(ответы детей, пожелание учителя всему классу)


IV. Мозговой штурм.


1. Что такое причастие?

2. Назовите группы причастий,

3. Действительные причастия.

4. Страдательные причастия.



V. АЛГОРИТМ ( 1 СЛАЙД )


ПРИЧАСТИЕ


Признаки прилагательного Признаки глагола

Собственные признаки



-Ученики должны определить морфологические признаки прилагательного и глагола, а затем составляют алгоритм к причастию.








VI. ВЫБОРОЧНО – МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ ПОИСК. ( 2 СЛАЙД )


« ДОБРЫЕ СЕРДЦА – ЭТО СЕРДЦА, УМЕЮЩИЕ ЛЮБИТЬ, ЧУВСТВОВАТЬ ЖАЛОСТЬ И СОСТРАДАНИЕ К ДРУГИМ »



Задание:

1. Выписать прилагательное, глагол, причастие и определить их морфологические признаки, выделить отличительные признаки причастия от глагола и прилагательного.

2. Определить смысловое значение данного предложения.


VII. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ РАССКАЗ. ( 3 СЛАЙД )


- дети, опираясь на опорную таблицу, должны рассказать об образовании действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени.




1. ОСНОВА ИНФИНИТИВА ВШ Ш ИЙ



2. ОСНОВА ИНФИНИТИВА НН ЕНН Т ЫЙ



3. ОСНОВА ГЛАГОЛА УЩ ЮЩ ИЙ


НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ АЩ ЯЩ ИЙ



4. ОСНОВА ГЛАГОЛА ЕМ ЫЙ


НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ ИМ ЫЙ




- назвать отличительные признаки причастий.










VIII. НОВАЯ ТЕМА


- Сегодня на уроке мы научимся определять синтаксическую роль полных и кратких причастий, а также вспомним, что такое причастный оборот. Наша задача обобщить и закрепить знания о причастиях.


1. Работа по опорной таблице. (слайд)


Полные причастия

Краткие причастия

Потерянное время


Исправленные ошибки


Открытая душа


Любимая всеми женщина


Задержанный нами преступник


Время потеряно


Ошибка исправлена


Душа открыта


Женщина всеми любима


Преступник задержан нами


- опираясь на эту таблицу, определите, какая группа причастий имеет полную и краткую форму? (ответы детей)


- что вы можете сказать о правописание суффиксов причастий полных и кратких?

- почему не вписаны действительные причастия?

-как изменяются полные и краткие причастия?

Вывод:

1.Действительные причастия употребляют только в полной форме, страдательные же имеют полную и краткую форму. Полные страдательные причастия в предложении выполняют роль определения и сказуемого,

краткие же причастия – только сказуемого

2. В полных причастиях енн нн - в кратких ен н


3. Полные причастия, как и полные прилагательные, изменяются по родам, числам и падежам


4. Краткие причастия, как и краткие прилагательные, изменяются только по

родам и числам.



IX. ТВОРЧЕСКИЙ ДИКТАНТ.( слайд)

Задание:

1. от глаголов образовать страдательные причастия полной и краткой формы.

2. Просклонять краткие причастия по родам и числам.

3. составить два предложения: одно предложение с полной формой причастия, другое – с краткой формой причастия.


Рассмотреть, задержать, обидеть, получить, открыть.

Образец: засеять засеянный засеян.

засеян засеяна засеяно засеяны



X. Исследователи. (слайд)


1. Нам жизнь дана на добрые дела.


2. Каждый день, прожитый вами, должен быть насыщен добрыми делами.


-записать предложения, провести синтаксический разбор, определить синтаксическую роль причастий (полных и кратких)


-объяснить смысловое значение данных предложений.




XI. Поиск (слайд)


1. Каждый день, прожитый вами, должен быть насыщен добрыми делами.

2. Каждый прожитый вами день должен быть насыщен добрыми делами.


- прочитайте предложения и определите их отличительные признаки.


- смысловое значение этих предложений не изменилось, но изменилось по своему строению. Почему во втором предложении причастный оборот не обособляется? Что такое причастный оборот?

(ответы детей)


XII.Слово учителя:


- причастие с зависимым словом называется причастным оборотом:

(прожитый вами)


- если причастный оборот стоит после определяемого слова, то на письме выделяется запятыми. Если же перед определяемым словом, то не обособляется.



XIII. ПЕРЕСТРОЙЩИК (слайд)


1. Доброе слово, идущее от сердца, согревает три зимы.


2. Солнце, показавшееся из-за туч, ярко осветило поляну


3. Добрые мысли, зарождающиеся в добром сердце, несут тепло.

Задание:

1. Перестроить предложения так, чтобы причастный оборот не выделялся

на письме запятыми.


2. Перестроить простые предложения с обособленным определением в СПП

с придаточными определительными.



XIV. ЖИЗНЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ. (СЛАЙД)


- на экране появляется портрет Ибрая Алтынсарина с опорными словами:

поэт, писатель, учитель, педагог, учёный, этнограф, исследователь,

создатель светских народных школ, просветитель, создатель нового

казахского алфавита, переводчик.


ЗАДАНИЕ:

1. Составьте рассказ о великом человеке Ибрай Алтынсарине, опираясь на

опорные слова, используя в предложениях причастия, причастные обороты

2. Записать 2-3 предложения, составленными детьми. Провести

синтаксический разбор,

3. Из предложений выписать причастия, провести морфологический разбор.


-СЛОВО УЧИТЕЛЯ:

Ибрай Алтынсарин – великий казахский писатель, педагог, посвятивший свою жизнь просвещению простого казахского народа. По его инициативе

были открыты семинария для учителей,7 начальных школ, 4 училища, где обучались не только юноши, но и девушки. Им были разработаны учебники, методические пособия, дидактический материал. На основе русской графики создаёт казахский алфавит. Ибрай Алтынсарин – это великий человек, который жил не во имя своего блага, а для народа. Это человек с огромным, добрым сердцем.




XV. ИГРА: « ПЕРЕВОДЧИК» (СЛАЙД)

РАЗЪЯРЁННАЯ ВЬЮГА ЗАНЕСЛА ТРОПИНКИ.

(Разбушевавшаяся метель замела дороги)



ЗЕМЛЯ, ОСВЕЩЁННАЯ СОЛНЦЕМ, ПРЕКРАСНА!

( Мир, озарённый светом, красив!)


Задание:


1. Прочитать предложения, устно перевести предложения на казахский язык

2. Каждое слово в данных предложениях заменить синонимами.

3. Определить причастия, причастный оборот. Выделить суффиксы

действительных и страдательных причастий.




XVI. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ.

1.Фронтальный опрос:

-С какой темой мы познакомились на уроке?

-Что такое причастие?

-Какие причастия относятся к действительным, какие к страдательным?

-Причастный оборот. Способы обособления причастного оборота

-Синтаксическая роль полных и кратких причастий и их правописание.


2.- Назовите лексическую тему нашего урока.

- Что же такое добро и доброта?

- Что вы взяли для себя с этого урока?


XVII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Мини – сочинение: « Спешите делать добрые дела!»



XVIII: ОЦЕНИВАНИЕ УЧАЩИХСЯ.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Причастный оборот. Синтаксическая роль полных и кратких причастий.

Автор: Жаксыгулова Мадина Жумабековна

Дата: 07.01.2016

Номер свидетельства: 273259

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Синтаксическая роль полных и кратких причастий."
    ["seo_title"] => string(46) "sintaksichieskaiarolpolnykhikratkikhprichastii"
    ["file_id"] => string(6) "273261"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452175394"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(35) "Причастный оборот. "
    ["seo_title"] => string(20) "prichastnyi-oborot-1"
    ["file_id"] => string(6) "195416"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427904924"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(236) "Конспект  урока: Синтаксическая роль полных и кратких страдательных причастий в предложении. Морфологический разбор причастия. "
    ["seo_title"] => string(138) "konspiekt-uroka-sintaksichieskaia-rol-polnykh-i-kratkikh-stradatiel-nykh-prichastii-v-priedlozhienii-morfologhichieskii-razbor-prichastiia"
    ["file_id"] => string(6) "130051"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415811142"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Конспект урока  по русскому языку в 7 классе по теме:  Морфологический разбор причастия"
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekturokaporusskomuiazykuv7klassiepotiemiemorfologhichieskiirazborprichastiia"
    ["file_id"] => string(6) "280610"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453393910"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Конспект урока  по русскому языку в 7 классе по теме:  Морфологический разбор причастия"
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekturokaporusskomuiazykuv7klassiepotiemiemorfologhichieskiirazborprichastiia1"
    ["file_id"] => string(6) "280611"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453393917"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства