Конспект урока: Синтаксическая роль полных и кратких страдательных причастий в предложении. Морфологический разбор причастия.
Конспект урока: Синтаксическая роль полных и кратких страдательных причастий в предложении. Морфологический разбор причастия.
ЦЕЛИ:обобщить и систематизировать знания учеников о причастиях, развивать навыки морфологического разбора причастий, закрепить орфографические и пунктуационные навыки; развитие познавательной активности (работа с текстами и материалами из древнегреческой мифологии) и игровых навыков;воспитание любви и интереса к родному языку (использование разнообразного лингвистического материала: пословиц, поговорок, фразеологизмов);
Задачи: закрепление умения находить причастия в тексте; определять его грамматические признаки; находить и правильно писать орфограммы в причастии; выделять запятыми причастный оборот; правильно употреблять причастия и причастные обороты.
Форма урока: урок-игра, урок-путешествие.
Тип урока: обучающий урок (урок повторения и обобщения пройденного).
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока: Синтаксическая роль полных и кратких страдательных причастий в предложении. Морфологический разбор причастия. »
Предмет: русский язык 27 -28 урок
Класс: 7 а,б Тема урока :Синтаксическая роль полных и кратких страдательных причастий в предложении. Морфологический разбор причастия. Переход из причастий и прилагательных в существительные (настоящее, будущее).
Цели: обобщить и систематизировать знания учеников о причастиях, развивать навыки морфологического разбора причастий, закрепить орфографические и пунктуационные навыки; развитие познавательной активности (работа с текстами и материалами из древнегреческой мифологии) и игровых навыков;воспитание любви и интереса к родному языку (использование разнообразного лингвистического материала: пословиц, поговорок, фразеологизмов);
Задачи: закрепление умения находить причастия в тексте; определять его грамматические признаки; находить и правильно писать орфограммы в причастии; выделять запятыми причастный оборот; правильно употреблять причастия и причастные обороты.
Форма урока: урок-игра, урок-путешествие.
Тип урока: обучающий урок (урок повторения и обобщения пройденного).
II. Систематизация известной информации о причастии. - Предлагаю размяться и настроиться на работу.
Проверка раннее изученного . 8 минут.
На доске записаны слова с ошибками, так как к ним подобраны неверные проверочные слова.
Задача учеников – исправить ошибки и подобрать верные проверочные слова).
Стелящийся – стелить I спр.; сдерженный – сдержать I спр.; растаевший – растаять I спр.; видещий – видеть; увидинный – увидеть искл. II спр.; зависемый – зависеть; кованный – ковать сов. вид.
Первые 3 учеников, справившихся с заданием, становятся капитанами команд и набирают себе членов команды.
2. задание «Игра на внимание» (3 м)
- Я читаю утверждения, если вы согласны, то хлопаете в ладоши, если не согласны, то не хлопаете, а поднимаете руку, чтобы называть правильный ответ.
1. Причастие - особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию;
2. Причастие имеет признаки наречия и существительн; А признаки, каких частей речи?
3. Причастия бывают полными и краткими;
4. Краткие причастия в предложении являются сказуемым;
5. Полные причастия в предложении являются обстоятельством; А чем? (определением)
6. Причастия бывают действительными и страдательными?
7. Страдательные причастия прошедшего времени образуются от глаголов при помощи суффиксов вш и ш; А каких? ( от основы прошедшего времени переходных глаголов совершенного и несовершенного вида с помощью формообразовательных суффиксов -нн-, -енн- ( -ённ- ), -т)
8. Действительные причастия прошедшего времени образуются при помощи суфф вш и ш.
9. Причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом;
10. Причастный оборот обособляется, если он стоит перед определяемым словом.
А когда обособляется причастный оборот?(после опред.слова)
11. Не с причастиями всегда пишется слитно?(нет)
Не с причастиями пишется
Раздельно:
Слитно:
1.Если причастие имеет зависимые слова:
На столе лежалане прочитанная мною книга.
На вершинах гор лежалиникогда не тающие снега.
2.Если в предложении есть противопоставление с союзом а:
Это была не законченная, а только что начатые работа;
3.Если это краткое причастие:
Задача не решена.
Задание не подготовлено.
1.Если причастие не имеет зависимых слов:
На столе лежаланепрочитаннаякнига.
На вершинах гор лежалинетающиеснега
2.Если причастие без НЕ не употребляется:
Он обратил внимание на еёнегодующий взгляд.
3.Если имеются наречия меры и степени – совершенно, очень, весьма, крайне, вполне, в высшей степени:
Совершенно неподготовленный ответ, крайне необоснованное заявление.
III. Изучение темы «Морфологический разбор причастия». Интерактивная игра. 30 минут.
Запуск презентации:
Слайд №1: «Морфологический разбор причастия».
Слово учителя: Сегодня у нас с вами необычный урок. Тема и форма нашего урока записана на доске.
Итак, нам сегодня предстоит отправиться в удивительное путешествие по бурному морю причастий. Наша с вами главная цель – добраться до тихой и спокойной гавани умения разбирать причастие как часть речи. Но для этого нам необходимо вспомнить все уже изученные нами грамматические признаки причастий и повторить изученные орфограммы, которые очень часто бывают связаны именно с умением определять морфологические и синтаксические особенности причастий.
Слайд №2: «Маршрутный лист»
Слово учителя: Прежде чем отправиться в путешествие, конечно, необходимо знать не только цели движения, но и пункты остановок. Для этого у нас есть маршрутный лист.
Небо пока ясное и светлое, но вот появляются тучи, которые хотят помешать нам, добраться до цели. Мы должны разогнать их, а для этого нужны ваши знания.
Итак, перед вами 10 тучек с заданиями.
Каждой команде достанется по 3-4 тучки.
Когда мы выполним все задания, выглянет ясное солнце и осветит наш дальнейший путь. Правила нашей игры таковы: максимальное количество баллов, которое может заработать каждая команда за одно задание – 5 баллов, а далее либо 4, либо 3, либо 0, если ответ не состоялся.
*Если выкрикивает противоположная команда – минус балл.
*Если команда после неудачи отвечающего соперника поднимает руку и дает правильный ответ, то тогда она получает плюс 1 балл.
Начинает выбирать та команда, капитан которой первый справился с проверкой задания.
Слайды № 3 - №12 будут появляться в произвольном порядке, в зависимости от выбора учащихся
(№3 – путеводная звезда;
№4 – Магомет идет к горе;
№5 – Танталовы муки;
№6 – делу время, потехе час;
№7 – не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня;
№8 – допотопные времена; №9 – ломаный грош;
№10 – яблочко от яблоньки;
№11 – играем первую скрипку;
№12 – всё свое ношу с собой).
Слайд № 3. «Умение находить причастие в тексте».
Слово учителя: наша путеводная звезда – это умения находить и опознавать причастия в тексте. Ведь без опознания языкового явления невозможно двигаться дальше.
На слайде помещен текст (этот текст дублируется раздаточным материалом, который кладется на парту каждой команде и гостям):
«Прометей – титан, могучий герой древнегреческих мифов. Прометей, охваченный жалостью к людям, выкрал божественное пламя, горящее в чертогах богов на Олимпе, и передал его людям. За это Зевс осудил его на страшную казнь: титан был прикован к скалам на вершине Кавказа. Каждый день гигантский орел терзал и клевал его печень. Каждую ночь она снова заживала для новых мук.
Человек, желающий описать бесконечные страдания, говорит: «муки Прометея». А слова «прометеев огонь» обозначают благородство, мужество и талант».
Задача участников команды: найти в тексте все причастия, выписать их на доске, выделить суффиксы и окончания причастий. Остальные учащиеся то же самое выполняют у себя в тетрадях.
Для проверки правильности выполнения задания на слайде появляются все причастия:
охваченный, горящее, прикован, желающий.
(Используется метод формирования опознавательных умений).
Слайд № 4. «Действительные причастия».
Слово учителя: Действительные причастия не умеют ждать и медлить, они, как и Магомет сами идут к горе.
Вопрос учителя: Что такое действительные причастия? Что они обозначают?
Далее: на слайде появляются все возможные суффиксы причастий. Нужно назвать те из них, с помощью которых образуются действительные причастия:
ВШ, ЕМ, ИМ, АЩ, ЯЩ, НН, УЩ, ЕНН, Т, ЮЩ
Далее: на слайде появляются три глагола: брить, тащить, дышать.
Задача участников команды: записать эти глаголы на доске в столбик, от каждого из них образовать сначала действительное причастие настоящего времени, затем прошедшего времени и выделить суффиксы получившихся причастий. Все остальные учащиеся в тетради выполняют те же задания.
(Используется метод формирования навыка преобразования языкового явления).
Слайд № 5. «Страдательные причастия».
Слово учителя: Страдательные причастия у нас также страдают, как и Тантал в мрачном царстве Аида.
Вопрос учителя: Что такое страдательные причастия? Что они обозначают?
Далее: на слайде появляются все возможные суффиксы причастий. Нужно назвать те из них, с помощью которых образуются страдательные причастия:
ВШ, ЕМ, ИМ, АЩ, ЯЩ, НН, УЩ, ЕНН, Т, ЮЩ
Далее: на слайде появляются четыре глагола:читать, видеть, прочитать, увидеть.
Задача участников команды: записать эти глаголы на доске в столбик, от первых двух образовать страдательные причастия настоящего времени, от третьего и четвертого – прошедшего времени и выделить суффиксы получившихся причастий. Все остальные учащиеся в тетради выполняют те же задания.
(Используется метод формирования навыка преобразования языкового явления).
Слайд № 6. «Время причастий».
Вопрос учителя: Причастий какого времени не бывает?
Далее: на слайде появляются три глагола: читать, гнать, любить.
Задача участников команды: записать эти глаголы на доске в столбик, от каждого из них образовать сначала действительное причастие настоящего времени, затем страдательное причастие настоящего времени и выделить суффиксы получившихся причастий. Все остальные учащиеся в тетради выполняют те же задания.
(Используется метод формирования навыка преобразования языкового явления).
Слайд № 7. «Причастия настоящего времени».
Слово учителя: В настоящем времени действие не может быть отложено, оно делается здесь и сейчас.
Вопросы учителя: - Приведите примеры.
- От чего зависит написание гласных в суффиксах причастий настоящего времени?
- Назовите эти суффиксы.
- Расскажите правило правописания суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени (2 правила).
(Используется метод постановки вопросов и метод монологического высказывания на лингвистическую тему).
Слайд № 8. «Причастия прошедшего времени».
Слово учителя: Сейчас нам с вами нужно обратиться к тем действиям, которые произошли давным-давно, в допотопные времена.
Вопросы учителя: - Приведите примеры;
- От чего зависит написание гласных в суффиксах причастий прошедшего времени?
- Назовите эти суффиксы.
- Расскажите правило правописания суффиксов действительных и страдательных причастий прошедшего времени (2 правила).
(Используется метод постановки вопросов и метод монологического высказывания на лингвистическую тему).
Слайд № 9. «Виды причастий».
Вопросы учителя:
- Каких видов бывают причастия? Как определить вид причастия?
- Какое орфографическое правило связано с определением вида причастия?
- Расскажите правило написания Н и НН в суффиксах причастий.
Далее: на доске появляются два слова с пропусками: краше…ый, решё…ый.
Задание для участников команды: выписать эти два слова на доске, вставить пропущенные Н или НН, объяснить орфограммы. Все остальные учащиеся в тетради выполняют те же задания.
(Используется метод постановки вопросов, метод монологического высказывания на лингвистическую тему и метод формирования умения обосновывать условия написания).
Слайд № 10. «Сходство с именем прилагательным».
Слово учителя: Прилагательное – одно из родителей причастия. И неудивительно, что порой они как две капли воды похожи друг на друга.
Вопрос учителя: Какие одинаковые морфологические признаки имеет прилагательное и причастие?
На слайде появляются 4 яблока, в каждое из которых нужно поместить общий для прилагательного и причастия морфологический признак (род, число, падеж, полная и краткая форма).
Итог: Как изменяются причастия?
(Используется метод постановки вопросов и метод монологического высказывания на лингвистическую тему).
Слайд № 11. «Синтаксическая роль причастий».
Вопросы учителя:
- Какую роль в предложении могут выполнять причастия?
- От чего это зависит?
Далее: на слайде появляется предложение – Нам оказана обещанная поддержка.
Задача участников команды: выписать предложение на доске и подчеркнуть причастия как члены предложения. Все остальные учащиеся в тетради выполняют те же задания.
(Используется метод постановки вопросов и метод формирование аналитико-синтетических умений).
Слайд № 12. «Причастный оборот».
Слово учителя: Очень часто причастие живет не одно, а несет с собой от одного до целой кучи зависимых слов.
Вопросы учителя:
- Расскажите, что такое причастный оборот.
- Когда причастный оборот выделяется на письме запятыми?
Далее: на доске появляется 2 предложения с пропущенными знаками препинания.
Лес стоящий всё лето сухим загорелся.
2) К реке сбегает, еле видимая во мгле, тропинка.
Задача участников команды: записать эти предложения на доске и верно расставить знаки препинания. Все остальные учащиеся в тетради выполняют те же задания.
(Используется метод постановки вопросов и метод формирование пунктуационной зоркости).
Слайд № 13. «Признаки глагола и прилагательного у причастия».
Подведение итогов игры: подсчитывается количество баллов, определяется команда победитель.
Слово учителя: Вот почти и добрались мы до тихой гавани морфологического разбора причастий. Осталось лишь нам сделать выводы из пройденного материала. Как мы уже говорили, причастие – это дитя двух частей речи: прилагательного и глагола.
- Какие морфологические признаки заимствует причастие у глагола? (вид, время)
- Какие морфологические признаки заимствует причастие у прилагательного? (род, число, падеж, полная и краткая форма)
- Какие из этих морфологических признаков являются постоянными для причастия, а какие непостоянными, изменяющимися?
А теперь выглянуло солнышко, так как мы с вами прошли все испытания.
А вот и схема морфологического разбора (на слайде появляется схема разбора, которая дублируется раздаточным материалом для каждого учащегося и для гостей).
Слайд № 15. «Примеры морфологического разбора».
Итак, итогом нашей работы становится морфологический разбор причастий.
Перед вами на доске 5 предложений или словосочетаний с причастиями:
1. Земля покрыта снегом.
2. Появившийся из-за туч месяц.
3. Мальчик, просеявший муку.
4. Работа окончена.
5. Едва слышимый голос.
Капитан каждой команды выбирает своей команде причастие для разбора.
Начинает выбирать та команда, которая заняла 1 место.
А тем, кто занял последнее место, достается никем не выбранное словосочетание.
А к доске идет разбирать причастие тот, кто был не очень активен на уроке.
4. Подведение итогов урока и новое домашнее задание. 7 минут.
Слайд № 16. «Молодцы».
Слово учителя: Мы с вами совершили длительное путешествие, и будет справедливо, если итогом нашего путешествия станет клад. А клад этот – положительные оценки за урок.
Команда победитель получает «отлично»,
команда, занявшая 2 место – «хорошо», и, конечно, отдельными «пятёрками» и «четверками» награждаются самые активные ученики.
Давайте с вами сделаем вывод о проделанной работе.
Какую ценность – практическую и теоретическую – имел данный урок (практическая – повторение всех изученных орфограмм, теоретическая – схема морфологического разбора).
А теперь похлопаем друг другу за выполненную работу.
Морфологический разбор причастий
План разбора причастия
I
Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.
II
Начальная форма (единственное число, мужской род, именительный падеж). Морфологические признаки:
1
разряд причастия (действительное, страдательное);
2
признаки глагола: вид, возвратность, время;
3
признаки прилагательного:
а
только для страдательных причастий – полная / краткая форма;
б
для всех причастий – число, род (в единственном числе), падеж (в полной форме).
III
Роль в предложении (каким членом предложения является причастие в данном предложении).
Образцы разбора причастий
Вокруг меня, подгоняемый знакомыми мальчиками, промчался табун (Тургенев).
Подгоняемый(табун)
Причастие, обозначает признак предмета по действию; отвечает на вопрос какой?
Н. ф. – подгоняемый. Морфологические признаки: 1) страдательное; 2) признаки глагола: несовершенный вид, невозвратное, настоящее время; 3) признаки прилагательного: употреблено в полной форме, единственном числе, мужском роде, именительном падеже.
В предложении выполняет роль определения.
Пушка наша заряжена была картечью (Пушкин).
Заряжена
Причастие, обозначает признак предмета по действию; отвечает на вопрос какова?
Н. ф. – заряженный. Морфологические признаки: 1) страдательное; 2) признаки глагола: совершенный вид, невозвратное, прошедшее время; 3) признаки прилагательного: употреблено в краткой форме, единственном числе, женском роде.
В предложении выполняет роль сказуемого.
Приложение
1 задание: слайд 3 «Умение находить причастие в тексте»
«Прометей – титан, могучий герой древнегреческих мифов. Прометей, охваченный жалостью к людям, выкрал божественное пламя, горящее в чертогах богов на Олимпе, и передал его людям. За это Зевс осудил его на страшную казнь: титан был прикован к скалам на вершине Кавказа. Каждый день гигантский орел терзал и клевал его печень. Каждую ночь она снова заживала для новых мук.
Человек, желающий описать бесконечные страдания, говорит: «муки Прометея». А слова «прометеев огонь» обозначают благородство, мужество и талант».
2 задание: слайд 4 «Действительные причастия»
ВШ, ЕМ, ИМ, АЩ, ЯЩ, НН, УЩ, ЕНН, Т, ЮЩ
Далее: на слайде появляются три глагола: брить, тащить, дышать.
Задача участников команды: записать эти глаголы на доске в столбик, от каждого из них образовать сначала действительное причастие настоящего времени, затем прошедшего времени и выделить суффиксы получившихся причастий. Все остальные учащиеся в тетради выполняют те же задания.
3 задание: слайд 5 «Страдательные причастия».
Слово учителя: Страдательные причастия у нас также страдают, как и Тантал в мрачном царстве Аида.
Вопрос учителя: Что такое страдательные причастия? Что они обозначают?
Далее: на слайде появляются все возможные суффиксы причастий. Нужно назвать те из них, с помощью которых образуются страдательные причастия:
ВШ, ЕМ, ИМ, АЩ, ЯЩ, НН, УЩ, ЕНН, Т, ЮЩ
Далее: на слайде появляются четыре глагола:читать, видеть, прочитать, увидеть.
Задача участников команды: записать эти глаголы на доске в столбик, от первых двух образовать страдательные причастия настоящего времени, от третьего и четвертого – прошедшего времени и выделить суффиксы получившихся причастий. Все остальные учащиеся в тетради выполняют те же задания.
4 задание Слайд № 6. «Время причастий». Вопрос учителя: Причастий какого времени не бывает?
Далее: на слайде появляются три глагола: читать, гнать, любить.
Задача участников команды: записать эти глаголы на доске в столбик, от каждого из них образовать сначала действительное причастие настоящего времени, затем страдательное причастие настоящего времени и выделить суффиксы получившихся причастий. Все остальные учащиеся в тетради выполняют те же задания.
5 задание Слайд № 7. «Причастия настоящего времени».
Слово учителя: В настоящем времени действие не может быть отложено, оно делается здесь и сейчас.
Вопросы учителя: - Приведите примеры.
- От чего зависит написание гласных в суффиксах причастий настоящего времени?
- Назовите эти суффиксы.
- Расскажите правило правописания суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени (2 правила).
Слово учителя: Сейчас нам с вами нужно обратиться к тем действиям, которые произошли давным-давно, в допотопные времена.
Вопросы учителя: - Приведите примеры;
- От чего зависит написание гласных в суффиксах причастий прошедшего времени?
- Назовите эти суффиксы.
- Расскажите правило правописания суффиксов действительных и страдательных причастий прошедшего времени (2 правила).
7 задание Слайд № 9. «Виды причастий».
Вопросы учителя:
- Каких видов бывают причастия? Как определить вид причастия?
- Какое орфографическое правило связано с определением вида причастия?
- Расскажите правило написания Н и НН в суффиксах причастий.
Далее: на доске появляются два слова с пропусками: краше…ый, решё…ый.
Задание для участников команды: выписать эти два слова на доске, вставить пропущенные Н или НН, объяснить орфограммы. Все остальные учащиеся в тетради выполняют те же задания.
8 задание Слайд № 10. «Сходство с именем прилагательным».
Слово учителя: Прилагательное – одно из родителей причастия. И неудивительно, что порой они как две капли воды похожи друг на друга.
Вопрос учителя: Какие одинаковые морфологические признаки имеет прилагательное и причастие?
На слайде появляются 4 яблока, в каждое из которых нужно поместить общий для прилагательного и причастия морфологический признак (род, число, падеж, полная и краткая форма).
Итог: Как изменяются причастия?
9 задание Слайд № 11. «Синтаксическая роль причастий».
Вопросы учителя:
- Какую роль в предложении могут выполнять причастия?
- От чего это зависит?
Далее: на слайде появляется предложение – Нам оказана обещанная поддержка.
Задача участников команды: выписать предложение на доске и подчеркнуть причастия как члены предложения. Все остальные учащиеся в тетради выполняют те же задания.
10 задание Слайд № 12. «Причастный оборот».
Слово учителя: Очень часто причастие живет не одно, а несет с собой от одного до целой кучи зависимых слов.
Вопросы учителя:
- Расскажите, что такое причастный оборот.
- Когда причастный оборот выделяется на письме запятыми?
Далее: на доске появляется 2 предложения с пропущенными знаками препинания.
Лес стоящий всё лето сухим загорелся.
2) К реке сбегает, еле видимая во мгле, тропинка.
Задача участников команды: записать эти предложения на доске и верно расставить знаки препинания. Все остальные учащиеся в тетради выполняют те же задания.