Урок по теме «причастие» и «деепричастие».
ЦЕЛИ УРОКА: систематизация знаний о причастии и деепричастии, формирование умения находить причастия, деепричастие, и определить их грамматические признаки, находить и правильно писать орфограммы в причастии, деепричастии выделять запятыми причастный и деепричастный оборот.
1.Оргонизационный момент.
Здравствуйте ребята, присаживайтесь. Назовите фамилии отсутствующих.
ХОД УРОКА
2. Постановка цели урока.
Цель: повторить и обобщить все полученные знания на уроках русского языка по теме «Причастие», «деепричастие».
Учитель: вспомните, что такое причастие?
-Причастие - это особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию
- Почему особая форма глагола?
- Образуется от глагола, имеет признаки глагола:совершенный и несовершенный вид;
настоящее и прошедшее время;
Учитель: Почему обозначает признак предмета по действию?
- Имеет признак прилагательного: отвечает на вопрос какой? изменяется по родам, числам и падежам; в предложении является определением.
Учитель: посмотрите на слайд, прочитайте текст. Обратите внимание на выделенные слова. Задайте к ним вопросы. Какую часть речи они напоминают?
Текст
- Стихи и напевы, созданные Абаем, распространялись вокруг. Новое слово, хранившее в себе тайны сокровища, летело по степи, как тихий ветер Сары-Арки, медлительно и плавно веющий над ее просторами. Новые песни, никогда раньше не звучавшие в этих краях, летели на крыльях ветров. Голос нового поколения – они летели как вестники будущих дней. Не ушедшая зима породила их: они явились для наступающего лета с его новым цветением, с его возрождением.
Слова созданные, хранившее, веющий и др. обозначают признаки предметов и отвечают на те же вопросы, что и имена прилагательные:
- стихи и напевы какие? созданные Абаем,
- слово какое? Хранившее тайны,
- ветер какой? Веющий над просторами,
- зима какая? Ушедшая.
Но эти же слова указывают и на действия предметов, к ним можно задать вопросы что делающий? Что сделавший? и заменить глаголом. (На слайде записаны примеры).
Таким образом, слова, которые называются в грамматике причастиями, обозначают те признаки предмета, которые создаются действием. В письменной речи причастия используются чаще, чем в устной.
-Учитель: запишите морфологические признаки причастий- объединение свойств глагола и прилагательного в одном слове.
-Синтаксические признаки причастий: в предложении причастия являются определениями.
3 Тренировочные упражнения.
Учитель: Выпишите в два столбика сущ.+прил., сущ+прич.
1.Мы нашли место первобытное, заросшее чинаровыми лесами, (сущ+прилаг) цветущими кустарниками,(сущ.+прич.) красным деревом, магнолиями. 2.Перед глазами ослепляющим рубиновым огнем (сущ.+прич.) жгла сверху вниз резкая(прил), ветвистая молния, (сущ+прилаг) а над головой с треском летел шипящий хвост(сущ.+прич.), разрывавшийся затем необыкновенными(прил) по своей сокрушающей силе(сущ.+прич.) ударами(прил). 3. Мокрые рельсы, покрытые тающим снегом, (сущ.+прич.) сбегали сверху. 4. Половина луга, еще озаренная солнцем(сущ.+прич.) , дрожала и сияла в стеклянной, переливающейся золотом сети(сущ.+прич.), - резкий крупный дождь(сущ.+прил) сыпался торопливо т шумно. 5. Мы долго шли прохладной просекой(сущ.+прил), по корням и утопанным(сущ.+прич.) , упругим тропинкам(сущ.+прил), среди осин и густого орешника(сущ.+прил), задевавшего нас бархатистой листвой(сущ.+прил).
Сущ. + прил.Упругим тропинкам, густого орешника, прохладной просекой, бархатистой листвой, резкий дождь, крупный дождь, в стеклянной сети, мокрые рельсы,необыкновенными ударами, рубиновым огнем,резкая молния, ветвистая молния,первобытное место, красным деревом, чинаровыми лесами, цветущими кустарниками.
Сущ + прич. Утоптанным тропинкам, переливающейся золотом, переливающейся сети, озаренная солнцем, покрытые снегом, покрытые рельсы, тающим снегом,по сокрушающей силе, разрывавшийся хвост,ослепляющим огнем, разрывавшийся по силе, заросшее лесами. заросшее место, шипящий хвост.
- Причастный оборот.
Причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом: Вода в пруду была покрыта листьями, опавшими с деревьев.
- Причастный оборот принято считать одним членом предложения, обычно определением.
-В состав прич.оборота не входит определяемое слово. Причастный оборот может находиться как перед определяемым словом, так и после него:
причастный оборот определяемое слово. Определяемое слово, причастный оборот.
Если прич.оборот находится после определяемого слова, то он обособляется, то есть выделяется запятыми. Жизнь, насыщенная событиями, бросила Сатпаева из одного края в другой.
Если прич.оборот находится перед определяемым словом, он, как правило, запятыми не выделяется. Насыщенная событиями жизнь бросала Сатпаева из одного края в другой.
Тренировочное упражнение.
Учитель: В данном тексте найдите причастный оборот.
«Деепричастие».
Деепричастный оборот.
-Учитель: Что такое деепричастие?
Деепричастие - особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие и имеет признаки не только глагола, но и наречия.
Деепричастие отвечает на вопросы что делая?, что сделав? Как? Каким образом? Когда? Почему? и др.
Общее грамматическое значение деепричастия – это обозначение добавочного действия, которое показывает, как совершается главное действие, выраженное глаголом-сказуемым.
Морфологические признаки дееприч.-сочетание в одном слове свойств глагола и наречия.
Синтаксические признаки деепричастия: в предложении является обстоятельством. Сравните два предложения:
Где-то близко ударил гром и напугал всех.
Где-то близко ударил гром, напугав всех.
В первом предложении выделенные слова выражают однородные действия и являются сказуемым, во втором предложении они обозначают неоднородные действия: одно действие – главное, основное (ударил), второе-добавочное (напугав). Добавочное действие выражено деепричастием напугав, которое является обстоятельством.
Тренировочные упражнения
Текст 3.Спишите предложения, подчеркивая их грамматическую основу, а также обстоятельства, выраженные дееприч.
Стр.83
Текст 4.
Спешите текст,выделяя запятыми деепричастные обороты и подчёркивая их как члены предложения.
Сокол скользнул с руки охотника, будто падая на землю, нырнув под самой мордой кобылицы, и низко, почти касаясь травы, устремился вперёд. Как стрела, он перелетел через реку и, мелькнув на миг в травах, исчез из глаз всадников. "Притаился" - была их общая мысль. Но сокол внезапно вновь появился над рекой и, блеснув грудью в зареве заката, резко взмыл вверх и тотчас камнем упал с высоты. Перепуганные птицы, крича и хлопая крыльями, рассыпались по всему небу, спасаясь от хищника.
4.Подведение итогов. Выставление оценок.
5. Д/з. Задание вынесено на слайд