kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Причастие и деепричастие"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме «причастие» и «деепричастие».

ЦЕЛИ УРОКА: систематизация знаний о причастии и деепричастии, формирование умения находить причастия, деепричастие, и определить их грамматические признаки, находить и правильно писать орфограммы в причастии, деепричастии  выделять запятыми причастный и деепричастный оборот.

1.Оргонизационный момент.

Здравствуйте ребята, присаживайтесь. Назовите фамилии отсутствующих.

ХОД УРОКА

2. Постановка цели урока.

Цель: повторить и обобщить все полученные знания на уроках русского языка по теме «Причастие», «деепричастие».

Учитель: вспомните, что такое причастие?

-Причастие - это особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию

- Почему особая форма глагола?

- Образуется от глагола, имеет признаки глагола:совершенный и несовершенный вид;

настоящее и прошедшее время;

Учитель: Почему обозначает признак предмета по действию?

- Имеет признак прилагательного: отвечает на вопрос какой? изменяется по родам, числам и падежам; в предложении является определением.

Учитель: посмотрите на слайд, прочитайте текст. Обратите внимание  на выделенные слова. Задайте к ним вопросы. Какую часть речи они напоминают?

Текст

- Стихи и напевы, созданные Абаем, распространялись вокруг. Новое слово, хранившее в себе тайны сокровища, летело по степи, как тихий ветер Сары-Арки, медлительно и плавно веющий над ее просторами.  Новые песни, никогда раньше не звучавшие в этих краях, летели на крыльях ветров. Голос нового поколения – они летели как вестники будущих дней. Не ушедшая зима породила их: они явились для наступающего лета с его новым цветением, с его возрождением.

Слова созданные, хранившее, веющий и др. обозначают признаки предметов и отвечают на те же вопросы, что и имена прилагательные:

- стихи и напевы какие? созданные Абаем,

- слово какое? Хранившее тайны,

- ветер какой? Веющий над просторами,

- зима какая? Ушедшая.

Но эти же слова указывают и на действия предметов, к ним можно задать вопросы что делающий? Что сделавший? и заменить глаголом. (На слайде записаны примеры).

Таким образом, слова, которые называются в грамматике причастиями, обозначают те признаки предмета, которые создаются действием. В письменной речи причастия используются чаще, чем в устной.

-Учитель: запишите морфологические признаки причастий- объединение свойств глагола и прилагательного в одном слове.

-Синтаксические признаки причастий: в предложении причастия являются определениями.

3 Тренировочные упражнения.

Учитель: Выпишите в два столбика сущ.+прил., сущ+прич.

1.Мы нашли место первобытное, заросшее чинаровыми лесами, (сущ+прилаг) цветущими кустарниками,(сущ.+прич.) красным деревом, магнолиями. 2.Перед глазами ослепляющим рубиновым огнем (сущ.+прич.)  жгла сверху вниз резкая(прил), ветвистая молния, (сущ+прилаг) а над головой с треском летел шипящий хвост(сущ.+прич.), разрывавшийся затем необыкновенными(прил) по своей сокрушающей силе(сущ.+прич.)   ударами(прил). 3. Мокрые рельсы, покрытые тающим снегом, (сущ.+прич.)   сбегали сверху. 4. Половина луга, еще озаренная солнцем(сущ.+прич.)  , дрожала и сияла в стеклянной, переливающейся золотом сети(сущ.+прич.), - резкий крупный дождь(сущ.+прил) сыпался торопливо т шумно. 5. Мы долго шли прохладной просекой(сущ.+прил), по корням и утопанным(сущ.+прич.) , упругим тропинкам(сущ.+прил), среди осин и густого орешника(сущ.+прил), задевавшего нас бархатистой листвой(сущ.+прил).

Сущ. + прил.Упругим тропинкам, густого орешника, прохладной просекой, бархатистой листвой, резкий дождь, крупный дождь, в стеклянной сети, мокрые рельсы,необыкновенными ударами, рубиновым огнем,резкая молния, ветвистая молния,первобытное место, красным деревом, чинаровыми лесами, цветущими кустарниками.
 Сущ + прич. Утоптанным тропинкам, переливающейся золотом, переливающейся сети, озаренная солнцем, покрытые снегом, покрытые рельсы, тающим снегом,по сокрушающей силе, разрывавшийся хвост,ослепляющим огнем, разрывавшийся  по силе, заросшее лесами. заросшее место, шипящий хвост.

- Причастный оборот.

Причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом: Вода в пруду была покрыта листьями, опавшими с деревьев.

- Причастный оборот принято считать одним членом предложения, обычно определением.

-В состав прич.оборота не входит определяемое слово. Причастный оборот может находиться как перед определяемым словом, так и после него:

 причастный оборот  определяемое слово. Определяемое слово, причастный оборот.

Если прич.оборот находится после определяемого слова, то он обособляется, то есть выделяется запятыми. Жизнь, насыщенная событиями, бросила Сатпаева из одного края в другой.

 Если прич.оборот находится перед определяемым словом, он, как правило, запятыми не выделяется. Насыщенная событиями жизнь бросала Сатпаева из одного края в другой.

Тренировочное упражнение.

Учитель: В данном тексте найдите причастный оборот.

«Деепричастие».

Деепричастный оборот.

-Учитель: Что такое деепричастие?

Деепричастие - особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие и имеет признаки не только глагола, но и наречия.

Деепричастие отвечает на вопросы что делая?, что сделав? Как? Каким образом? Когда? Почему? и др.

Общее грамматическое  значение деепричастия – это  обозначение добавочного действия, которое показывает, как совершается  главное действие, выраженное глаголом-сказуемым.

Морфологические признаки дееприч.-сочетание в одном слове свойств глагола и наречия.

Синтаксические признаки деепричастия: в предложении является обстоятельством. Сравните два предложения:

Где-то близко ударил гром и напугал всех.

Где-то близко ударил гром, напугав всех.  

В первом предложении выделенные слова выражают однородные действия и являются сказуемым, во втором предложении они обозначают неоднородные действия: одно действие – главное, основное (ударил), второе-добавочное (напугав). Добавочное действие выражено деепричастием напугав, которое является обстоятельством.

Тренировочные упражнения

Текст 3.Спишите предложения, подчеркивая их грамматическую основу, а также обстоятельства, выраженные дееприч.

Стр.83

Текст 4.

Спешите текст,выделяя запятыми деепричастные обороты и подчёркивая их как члены предложения. 
Сокол скользнул с руки охотника, будто падая на землю, нырнув под самой мордой кобылицы, и низко, почти касаясь травы, устремился вперёд. Как стрела, он перелетел через реку и, мелькнув на миг в травах, исчез из глаз всадников. "Притаился" - была их общая мысль. Но сокол внезапно вновь появился над рекой и, блеснув грудью в зареве заката, резко взмыл вверх и тотчас камнем упал с высоты. Перепуганные птицы, крича и хлопая крыльями, рассыпались по всему небу, спасаясь от хищника.

4.Подведение итогов. Выставление оценок.

5. Д/з. Задание вынесено на слайд 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Причастие и деепричастие"»

Урок по теме «причастие» и «деепричастие».

ЦЕЛИ УРОКА: систематизация знаний о причастии и деепричастии, формирование умения находить причастия, деепричастие, и определить их грамматические признаки, находить и правильно писать орфограммы в причастии, деепричастии выделять запятыми причастный и деепричастный оборот.

1.Оргонизационный момент.

Здравствуйте ребята, присаживайтесь. Назовите фамилии отсутствующих.



ХОД УРОКА

2. Постановка цели урока.

Цель: повторить и обобщить все полученные знания на уроках русского языка по теме «Причастие», «деепричастие».

Учитель: вспомните, что такое причастие?

-Причастие - это особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию

- Почему особая форма глагола?

- Образуется от глагола, имеет признаки глагола:совершенный и несовершенный вид;

настоящее и прошедшее время;

 

Учитель: Почему обозначает признак предмета по действию?

- Имеет признак прилагательного: отвечает на вопрос какой? изменяется по родам, числам и падежам; в предложении является определением.

Учитель: посмотрите на слайд, прочитайте текст. Обратите внимание на выделенные слова. Задайте к ним вопросы. Какую часть речи они напоминают?

Текст

- Стихи и напевы, созданные Абаем, распространялись вокруг. Новое слово, хранившее в себе тайны сокровища, летело по степи, как тихий ветер Сары-Арки, медлительно и плавно веющий над ее просторами. Новые песни, никогда раньше не звучавшие в этих краях, летели на крыльях ветров. Голос нового поколения – они летели как вестники будущих дней. Не ушедшая зима породила их: они явились для наступающего лета с его новым цветением, с его возрождением.

Слова созданные, хранившее, веющий и др. обозначают признаки предметов и отвечают на те же вопросы, что и имена прилагательные:

- стихи и напевы какие? созданные Абаем,

- слово какое? Хранившее тайны,

- ветер какой? Веющий над просторами,

- зима какая? Ушедшая.

Но эти же слова указывают и на действия предметов, к ним можно задать вопросы что делающий? Что сделавший? и заменить глаголом. (На слайде записаны примеры).

Таким образом, слова, которые называются в грамматике причастиями, обозначают те признаки предмета, которые создаются действием. В письменной речи причастия используются чаще, чем в устной.

-Учитель: запишите морфологические признаки причастий- объединение свойств глагола и прилагательного в одном слове.

-Синтаксические признаки причастий: в предложении причастия являются определениями.

3 Тренировочные упражнения.

Учитель: Выпишите в два столбика сущ.+прил., сущ+прич.

1.Мы нашли место первобытное, заросшее чинаровыми лесами, (сущ+прилаг) цветущими кустарниками,(сущ.+прич.) красным деревом, магнолиями. 2.Перед глазами ослепляющим рубиновым огнем (сущ.+прич.) жгла сверху вниз резкая(прил), ветвистая молния, (сущ+прилаг) а над головой с треском летел шипящий хвост(сущ.+прич.), разрывавшийся затем необыкновенными(прил) по своей сокрушающей силе(сущ.+прич.) ударами(прил). 3. Мокрые рельсы, покрытые тающим снегом, (сущ.+прич.) сбегали сверху. 4. Половина луга, еще озаренная солнцем(сущ.+прич.) , дрожала и сияла в стеклянной, переливающейся золотом сети(сущ.+прич.), - резкий крупный дождь(сущ.+прил) сыпался торопливо т шумно. 5. Мы долго шли прохладной просекой(сущ.+прил), по корням и утопанным(сущ.+прич.) , упругим тропинкам(сущ.+прил), среди осин и густого орешника(сущ.+прил), задевавшего нас бархатистой листвой(сущ.+прил).


Сущ. + прил.Упругим тропинкам, густого орешника, прохладной просекой, бархатистой листвой, резкий дождь, крупный дождь, в стеклянной сети, мокрые рельсы,необыкновенными ударами, рубиновым огнем,резкая молния, ветвистая молния,первобытное место, красным деревом, чинаровыми лесами, цветущими кустарниками.
 Сущ + прич. Утоптанным тропинкам, переливающейся золотом, переливающейся сети, озаренная солнцем, покрытые снегом, покрытые рельсы, тающим снегом,по сокрушающей силе, разрывавшийся хвост,ослепляющим огнем, разрывавшийся  по силе, заросшее лесами. заросшее место, шипящий хвост.


- Причастный оборот.

Причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом: Вода в пруду была покрыта листьями, опавшими с деревьев.

- Причастный оборот принято считать одним членом предложения, обычно определением.

-В состав прич.оборота не входит определяемое слово. Причастный оборот может находиться как перед определяемым словом, так и после него:

причастный оборот определяемое слово. Определяемое слово, причастный оборот.


Если прич.оборот находится после определяемого слова, то он обособляется, то есть выделяется запятыми. Жизнь, насыщенная событиями, бросила Сатпаева из одного края в другой.

Если прич.оборот находится перед определяемым словом, он , как правило, запятыми не выделяется. Насыщенная событиями жизнь бросала Сатпаева из одного края в другой.

Тренировочное упражнение.

Учитель: В данном тексте найдите причастный оборот.

«Деепричастие».

Деепричастный оборот.

-Учитель: Что такое деепричастие?

Деепричастие - особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие и имеет признаки не только глагола, но и наречия.

Деепричастие отвечает на вопросы что делая?, что сделав? Как? Каким образом? Когда? Почему? и др.

Общее грамматическое значение деепричастия – это обозначение добавочного действия, которое показывает, как совершается главное действие, выраженное глаголом-сказуемым.

Морфологические признаки дееприч.-сочетание в одном слове свойств глагола и наречия.

Синтаксические признаки деепричастия: в предложении является обстоятельством. Сравните два предложения:

Где-то близко ударил гром и напугал всех.


Где-то близко ударил гром, напугав всех.


В первом предложении выделенные слова выражают однородные действия и являются сказуемым, во втором предложении они обозначают неоднородные действия: одно действие – главное, основное (ударил), второе-добавочное (напугав). Добавочное действие выражено деепричастием напугав, которое является обстоятельством.



Тренировочные упражнения

Текст 3.Спишите предложения, подчеркивая их грамматическую основу, а также обстоятельства, выраженные дееприч.

Стр.83

Текст 4.

Спешите текст ,выделяя запятыми деепричастные обороты и подчёркивая их как члены предложения. 
Сокол скользнул с руки охотника, будто падая на землю, нырнув под самой мордой кобылицы, и низко, почти касаясь травы, устремился вперёд. Как стрела, он перелетел через реку и, мелькнув на миг в травах, исчез из глаз всадников. "Притаился" - была их общая мысль. Но сокол внезапно вновь появился над рекой и, блеснув грудью в зареве заката, резко взмыл вверх и тотчас камнем упал с высоты. Перепуганные птицы, крича и хлопая крыльями, рассыпались по всему небу, спасаясь от хищника.

4.Подведение итогов. Выставление оценок.

5. Д/з. Задание вынесено на слайд


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Причастие и деепричастие"

Автор: Бугаева Татьяна Александровна

Дата: 22.01.2017

Номер свидетельства: 382485

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Трудные случаи при изучении глагола, причастия, деепричастия."
    ["seo_title"] => string(64) "trudnyiesluchaipriizuchieniighlagholaprichastiiadieieprichastiia"
    ["file_id"] => string(6) "257989"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448432652"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Разработка урока по русскому языку для 9 класса по теме:Повторение по темам: «Причастие», «Деепричастие». "
    ["seo_title"] => string(111) "razrabotka-uroka-po-russkomu-iazyku-dlia-9-klassa-po-tiemie-povtorieniie-po-tiemam-prichastiie-dieieprichastiie"
    ["file_id"] => string(6) "187952"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426599971"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(190) "Разработка урока по русскому языку в 9 классе по теме: Повторение по темам: «Причастие», «Деепричастие». "
    ["seo_title"] => string(109) "razrabotka-uroka-po-russkomu-iazyku-v-9-klassie-po-tiemie-povtorieniie-po-tiemam-prichastiie-dieieprichastiie"
    ["file_id"] => string(6) "188257"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426648737"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Контрольная работа на тему "Причастие, деепричастие, наречие, союз" "
    ["seo_title"] => string(74) "kontrol-naia-rabota-na-tiemu-prichastiie-dieieprichastiie-nariechiie-soiuz"
    ["file_id"] => string(6) "121181"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413902265"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Контрольная работа по теме «Причастие. Деепричастие»"
    ["seo_title"] => string(52) "kontrolnaiarabotapotiemieprichastiiedieieprichastiie"
    ["file_id"] => string(6) "332602"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1465057154"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства