Причастие и причастный оборот
Цели и задачи
Образовательные:
- Систематизировать знания учащихся о причастии; отработать умения применять на практике орфографические и пунктационные правила; определить роль причастий в художественном тексте;
Развивающие:
- Развивать речь учащихся, совершенствовать навыки выразительного чтения, расширять и обогащать словарный запас, развивать память, мышление.
Воспитательная:
- Воспитывать любовь к родной природе, способствовать желанию учащихся овладеть языком, развитием речи. Формировать интерес к предмету.
Оборудование: презентации к уроку, содержащие – тексты и ответы к ним,
демонстрационные таблицы, иллюстративный, дидактический материалы,
мультимедийный проектор (все работы проецируются на экран).
Форма работы: индивидуальная, индивидуально-групповая, фронтальная под
руководством учителя
Ход и структура урока
Игра- разминка,перевод (для поднятия хорошего настроения и создания рабочей обстановки)
-Подберите слова в рифму:
казакша-жел-жар- тар- т?р-а?ма?-
орысша- сел- пар- дар- сор- дурак-
Организационный момент
Запись даты, темы урока. Постановка цели и задачи урока.
+
Падающая указка- обозначает признак действия, ж.р,ед.ч,несов.вид;наст.в.
Слово падающая объединяет в себе признаки двух частей речи- глагола и имени прилагательного, т.е есть признаки
Прилагательного глагола
Обозначает признак действие
Род вид
Число время
Падеж
Могут иметь определяемое слово зависимое слово
Итак, причастие - особая форма глагола, совмещает признаки прилагательного и глагола.
Причастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию, объединяет в себе свойства прилагательного и глагола. Делятся на действительные и страдательные причастия.
Морфемным признаком действительных причастий являются суффиксы: -ущ- (-ющ-), -ащ- (-ящ-), -вш-(-ш-),
Морфемным признаком страдательных причастий являются суффиксы -ем- (-ом-, -им-), -енн-, -нн-, -т- Краткие причастия имеют суффиксы –ен-, -н-.
Например: Летящая птица – действительное причастие , ж.р: ед.ч; несов.в; И.п; наст.в.
Блеснувший луч- действительное причастие, м.р;ед.ч;И.п; прош.в; сов.в.
-В данных словосочетаниях укажем причастия, почему?
Старший брат, лаявшая собака (причастие), растаявший снег (причастие), плывущие облака (причастие), построенный дом (причастие), волнистые волосы, дремучий лес.
Работа по тексту(Найдите причастия и докажите)
Если мне случиться иногда здесь услышать скрип дверей, тогда мне вдруг так и запахнет деревнею,низенькой комнаткой, озаренной свечкой в старинном подсвечнике, ужином, уже стоящим на столе, майской темной ночью, глядящий из сада сквозь растворенное окно и боже, какая умная навевается мне тогда вереница воспоминаний!
К причастию могут относиться и зависимые слова. Причастие с зависимым словом называют причастным оборотом.
Если причастный оборот стоит после определяемого слова, то он с обеих сторон выделяется запятыми.
Косой дождь, гонимый сильным ветром, лил как из ведра.
Грянул гром- и тучи дрогнули, охваченные синим огнем.
-Выделите причастный оборот и укажите определяемое слово.
Тронутые заморозком листья, пожелтели.
Голубое южное небо, потемневшее от пыли, мутно.
Упражнения на закрепление
-В данных предложениях вставьте недостающие запятые. Назовите картины русских художников, которые могут служить иллюстрациями к предложениям.
Прочитайте предложения, соблюдая интонации при причастных оборотах.
1.Старая дорога, заросшая кудрявой муравой ,уходила в бесконечную русскую даль.
2. Прелестный неуловимо- лиловатый тон был этих белых с золотом вершинах, сквозивших по лазури.
3. Она видела колокольню, мелькавшую своей белизной, птиц, кружившихся над крестом, а потом улицу, выходящую в поле.
4. Кипит играет и спешит, крутясь хрустальными клубами. И под ветвистыми дубами. Стеклом расплавленным бежит.
5. Они косили и пели,и весь березовый лес, еще не утративший пустоты и свежести, звучно откликался им.
6. Над глубокими свежими снегами, завалившими чаши деревьев, синее, огромное и удивительное нежное небо.
7. Чуть показавшееся сзади солнце, озаряло осыпанные золотом вершины белоствольных берез.
Проверка: 1) И.И.Шишкин «Рожь»; 2) И.И.Левитан «Большая вода»; 3) А.К.Саврасов «Грачи прилетели»; 4) И.И.Шишкин «Родник в лесу»; 5) Г.Г. Мясоедов «Косцы»; 6) И.Э.Грабарь «Февральская лазурь»; 7) И.И.Левитан «Золотая осень».
Обращается внимание на выписанные причастия и причастные обороты. Какую роль играют причастия в художественном тексте? (придают тексту эмоциальную окраску)
Творческая работа
-Подберите причастия и причастные обороты в данный текст
На картине Маковского изображена (приближающаяся) гроза. На (потемневшем) небе большая серая туча.Она закрыла почти все небо. Солнца не видно. (Налетевший) ветер клонит к земле траву, спелую рожь, (желтевшую вдали), и цветы. Перед нами крестьянские ребятишки, (убегающие от грозы). Они, очевидно, ходили в лес за грибами. У девочки в переднике много грибов. Ее льняные волосы растрепались от быстрой ходьбы и сильного ветра. На спине у нее маленький братишка, (обнявший шею сестры ручонками). Он боится хоть на минуту оторваться от нее. (Замирающее от страха) сердце девочки громко стучит, успеет ли она добраться до деревни, прежде чем (сверкающая) молния вспыхнет в черном небе, загрохочет гром хлынет дождь. Вот уже девочка на мостике, (слегка прогнувшемся под тяжестью детей). Вот – вот разразится гроза.
-Работа по карточкам. Образуйте причастия от глаголов
Пилить – пилящий-пиливший
Стоять-стоящий-стоявший
Зевать-зевающий-зевавший
Держать-держащий-державший
Раздеваться-раздевающийся- раздевшийся
Увидеть-видящий-видевший
Рисовать-рисующий-рисовавший
Читать-читающий-читавший
Самостоятельная работа
Найдите в предложениях причастия, запишите их в соответствующую группу (САД, ЛЕС, ЛИСТВА, ПОЛЕ),объясните написание причастий (учащиеся работают в тетрадях).
- Я в холодный обнаже(н,нн) сад войду.
- А возле леса еще тянется длинный островок снега, и ярко-голубые подснежники пробиваются из-под гниющ...й листвы.
- Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад,помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавш...й листвы- и запах антоновских яблок.
- И небеса, и без границы в них уходящ..е поля.
- Вечер был сумрачный, за окошками вырубле(н,нн)ого садавспыхивали зарницы.И глубокая тишина вечера, степи, глухой Руси царила надо всем.
- Свернувш..еся и почерневш..е от мороза листья шуршат под сапогами в березовой аллее.
- А лес стоит в оцепененье.Наполне(н,нн) бледной легкой мглой.
- Лес, точно терем расписной.Лиловый, золотой, багряный, Стоит над солнечной поляной, Заворож..(н,нн) тишиной.
Работа в группах
1 группа – запишите пословицы и поговорки с причастиями (Пропущенный час годом не воротишь. Обдуманное слово дороже жемчуга. Язык, сказавший глупые слова, не виноват, виновата голова. Слова, рожденные обидой, не торопись произносить. и т.д.)
2 группа – запишите названия фильмов и книг, где употреблены причастия («Униженные и оскорбленные», «Унесенные ветром», «Рожденные бурей» и т.д.)
Работа по учебнику
Стр 27 упр53 – спишите, заменяя данные глаголы в скобках причастиями и расставьте знаки препинания.
Работа по карточкам. Образуйте причастия от глаголов
Подведение итогов урока, задание на дом
Обобщение изученного материала по учебнику.
Написать сочинение- миниатюру с причастиями и причастным оборотом на тему
«Моя будущая профессия».