Цели: закреплять умения распознавать предложения с прямой речью, различать знаки разделения и выделения при прямой речи; развивать пунктуационные навыки; познакомить с разными пилами диалога.
Планируемые результаты: умения распознавать на слух пред-тления с прямой речью, различать прямую речь и слова автора, i оставлять схемы предложений с прямой речью, составлять диа-IOI и, читать предложения с прямой речью и диалоги с правильной интонацией, правильно ставить знаки препинания при прямой речи и в диалоге, работать в парах и группах, объяснять языко-НЫС явления; развитие мотивации к познавательной и творческой деятельности.
Ход урока
Организационный момент
Проверка домашнего задания
Упр. 51 — выразительное чтение текста, обсуждение вопро-I ОВ, фонетический и морфологический разбор, построение схемы предложения на доске.
Что мы будем повторять сегодня на уроке? Какие задачи поставим перед собой? (Повторить изученное о прямой речи и диалоге, упражняться в умениях распознавать предложения с прямой речью, отличать их от диалоговой речи, правильно расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью и при диалоге.)
IV. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
(Обсуждение вопросов рубрики «Материалы для
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Прямая речь и диалог»»
Урок1 2. Прямая речь и диалог
Цели: закреплять умения распознавать предложения с прямой речью, различать знаки разделения и выделения при прямой речи; развивать пунктуационные навыки; познакомить с разными пилами диалога.
Планируемые результаты: умения распознавать на слух пред-тления с прямой речью, различать прямую речь и слова автора, i оставлять схемы предложений с прямой речью, составлять диа-IOI и, читать предложения с прямой речью и диалоги с правильной интонацией, правильно ставить знаки препинания при прямой речи и в диалоге, работать в парах и группах, объяснять языко-НЫС явления; развитие мотивации к познавательной и творческой деятельности.
Ход урока
Организационный момент
Проверка домашнего задания
Упр. 51 — выразительное чтение текста, обсуждение вопро-I ОВ, фонетический и морфологический разбор, построение схемы предложения на доске.
Что мы будем повторять сегодня на уроке? Какие задачи поставим перед собой? (Повторить изученное о прямой речи и диалоге, упражняться в умениях распознавать предложения с прямой речью, отличать их от диалоговой речи, правильно расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью и при диалоге.)
IV. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
(Обсуждение вопросов рубрики «Материалы для самостоя-н-льных наблюдений» (с. 31).)
2. Объяснительный диктант
«Кому нужны книжки без картинок или хоть стишков, не понимаю!» — думала Алиса. Вдруг совсем рядом появился белый кролик с ровными глазками! Алиса не так уж удивилась, даже когда услыхала, что Кролик сказал: «Ай-ай-ай! Я опаздываю!» (Л. Кэрролл)
Грамматическое задание: выпишите словосочетания из второго предложения. (Белый кролик, кролик с розовыми глазками, вдруг появился, рядом появился, совсем рядом.)
3. Работа с текстом
(По книге Л. Кэрролла «Алиса в Стране чудес» в переводе Б. Заходера.)
Первый фрагмент
(Учитель сначала читает фрагмент, задаёт вопросы, затем открывает запись диалога на доске.)
Долгое время всё было тихо. И вот заскрипели колесики маленькой тележки и послышались голоса. Загомонила целая толпа народу:
А где другая лестница?
Мне велели одну привезть! Другая у Билля!
Эй, Билль! Волоки её сюда!
Становь с этого угла!
Постой, давай сперва свяжем, а то нипочём не достанешь!
Достанешь, не бойся! Куда они денутся!
Эй, Билль! Держи верёвку!
А крыша-то выдержит?
Осторожней, вы! Там одна черепица еле живая!
Ой, падает, падает!
— Головы береги!
Из какого произведения взят этот диалог?
Какие знаки препинания ставятся при диалоге?
Важно ли, кто именно произносит реплики?
Охарактеризуйте предложения, составляющие реплики. Какие они по интонации, по цели высказывания?
Найдите предложения с обращениями.
Что вы можете сказать об участниках диалога? Как характеризует их речь?
— Исправьте речевые ошибки. Комментарии
Не имеет значения, кто именно произносит реплики, важно, что это голоса из толпы.
Большая часть реплик имеет восклицательную интонацию. По цели высказывания — предложения всех видов: повествовательные (Мне велели одну привезть/; Другая у Билля!), вопросительные (А где другая лестница?), побудительные (Головы береги!).
Кроме двух одинаковых обращений (Эй, Билль!), есть ещё одно, используемое только в разговорной, причём в сниженной, бранной речи (Осторожней, вы!). В литературной речи местоимения не выступают в роли обращений.
В диалоге много просторечий, искажений, которые автор использует для характеристики своих недалёких, простоватых персонажей. Ошибки и исправления: привезть — привезти, становь — ставь. Просторечия: волоки, сперва, нипочём, куда денутся.
Обратим внимание на фрагмент, предшествующий диалогу. I) сложном предложении «И вот заскрипели колесики маленькой тележки и послышались голоса» запятая между частями не ставится потому, что они имеют общую частицу и вот.
Второй фрагмент
— Что вам известно, свидетельница, по данному вопросу? — обратился Король к Алисе.
Ничего, - сказала Алиса.
И ничего больше? — спросил Король.
И больше ничего, — ответила Алиса.
Чем этот диалог отличается от первого диалога? (Реплики сопровождаются словами автора.)
Какие глаголы говорения использует автор?
Найдите предложение с обращением, дайте характеристику этого предложения.
(Чтение диалогов по ролям в группах (первый фрагмент) и парах (второй фрагмент). На подготовку отводится 1—2 мин, затем выступления.)
Варианты заглавия текста: «Птицы встречают солнце», «Утреннее пение птиц».
Вместо слова оповестить в данном контексте нельзя использовать синонимы уведомить, осведомить, информировать, проин-((юрмировать, так как эти слова относятся к официально-деловому стилю, неуместному в художественном тексте.