Просмотр содержимого документа
«Предложение. Понятие о предложении»
Тема:Предложение. Понятие о предложении
Урок №1 (в разделе «Предложение как единица синтаксиса»)
Задачи:
дать понятие о предложении как единице синтаксиса, обобщить имеющиеся знания
о предложении и ввести понятие предикативности;
развивать орфографическую и пунктуационную зоркость; развивать устную и письменную речь;
формировать филологическую грамотность.
Словарь: коммуникативный, предикативность
Содержание урока
I. Актуализация опорных знаний.
Слово – словосочетание – предложение
Слово
Словосочетание
Предложение
называет абстрактный предмет, признак, действие
называет конкретный предмет, признак, действие
выражает законченную мысль, которая связана с конкретной ситуацией общения.
воздух
бодрый
движется
свежий воздух
довольно бодрый
быстро движется
Воздух (после дождя очень) свеж.
Марш был довольно бодрый.
Туча движется быстро.
Признаки предложения:
1) ГО
2) Законченная мысль
3) Интонационная завершенность.
Вывод: Что называется предложением?
II.Мотивация учебной деятельности.
Мы вспомнили признаки слова, словосочетания и предложения, потому что сегодня предстоит узнать о других очень важных признаках предложения.
Это понятие предикативности. Но об этом чуть позже. А сначала надо еще раз обратиться к признакам предложения.
III.Закрепление понятия предложения.
Предложение – слово или группа слов, выражающая законченную мысль, имеющая ГО и интонационную завершенность. Предложение – средство коммуникации, т.е. общения.
Упр. 211. (Показать на примерах признаки предложения. Чем предложение отличается от словосочетания)
Пример: Зеленеет трава.
1) есть ГО;
2)есть законченная мысль;
3)слова объединены интонацией повествования.
Он согрел чай и разбудил своих спутников.
1) 2) 3)
Вывод: Что называется предложением?
Филологическая минутка
1) Прочитайте, соблюдая правила произношения:
баловАть звонИт
вЕрба звонИшь
включИт позвонИт
включИшь позвонИшь
2) В каких парах слова рифмуются?
Танцовщица – кладовщица
Кремень – плетень
Живее – красивее
Щавель – колыбель
Тигровый – багровый
IV.Работа над понятием предикативность
- Сравните предложения. Можно ли определить время того, о чем говорится в предложении?
Осень. Осень наступила. Наступит осень.
1) Вывод: в предложении всегда можно определить время (даже если в предложении нет сказуемого!)
- Сравните предложения. Можно ли определить лицо, которое производит действие?
Я расскажу о себе.
Ты бывал в Москве? Вы приезжаете на Кавказ и восхищаетесь его природой.
Он занимается изучением восточных языков.
2) Вывод: в предложении действие, как правило, соотносится с каким-либо лицом – 1, 2 или 3 (я-мы, ты-вы, он-они).
3) Содержание предложения всегда связано с конкретной ситуацией, т.е. с действительностью. Это выражается категорией модальности (указывает на отношение действия к реальности):
Изучение отечественной истории бывает всегда поучительно. ( Наст. вр.)
Изучение отечественной истории было бы для нас поучительно. (Усл. накл.)
Без сомнения, изучение отечественной истории будет поучительно. (модальные, или вв. сл.)
Вывод:
категория времени, категория лица и категория модальности составляют
понятие предикативности.
От какого слова предикативность (изучение материала по учебнику)
Предикативность – это указание на время, лицо и модальность (наклонение).
Предикативность заключена в грамматической основе (ГО), поэтому её называют по-другому предикативная основа.
V. Закрепление понятия предикативность
Упр. 213.
- В каких словах предложения заключена предикативность?
- Как вы понимаете, что такое коммуникативный? Приведите словосочетания с этим словом.
- Что обозначает понятие предикативность? Приведите примеры.
VI. Рефлексия.
- С какими трудностями встретились на уроке?
- Что понял, преодолевая эти трудности?
Экспромт ученика на тему словарных слов:
Следуя замыслу коммуникативному,
Изучаем основу предикативную.
Чтобы подготовиться к государственной аттестации,
Изучаем средства коммуникации.
Домашнее задание: стр.102-104, определения по тетради, упр. 214 (1,2), повторить
наклонения глагола.
Инд. задание: сообщение об ИНВЕРСИИ, привести примеры из художественной литературы.