Цель: Знакомство учащихся с предлогом, как частью речи. Развивать умение видеть предлог, писать предлоги с другими словами.
Задачи урока:
Образовательные: расширить знания учащихся о предлоге как о служебной части речи; о его роли в русском языке; учить писать предлоги отдельно от других частей речи. Повторить знания о других частях речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе). Учить их различать и использовать в своей речи. Продолжить работу по формированию навыка грамотного письма, вспомнить изученные орфограммы.
Развивающие: совершенствовать культуру речи учащихся, развивать устную и письменную речь, фонематический слух, орфографическую зоркость. Развивать психические процессы, аналитическое мышление, память, внимание, способность к самоконтролю, умение выполнять вербальные инструкции учителя, делать выводы. Формирование самооценки учебной деятельности.
Воспитательные: воспитывать аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность; формировать интерес к изучению русского языка
Здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.
Планируемые результаты:
Личностные:
- понимать практическую значимость полученных знаний по русскому языку;
- разрешать проблемные ситуации;
- формировать коммуникативные способности;
- расширять кругозор;
- реально оценивать свои успехи в освоении языка.
Метапредметные:
- понимать цели и задачи учебной деятельности;
- решать проблемные вопросы, находить выход из проблемной ситуации;
- уметь самостоятельно оценивать свои достижения или промахи;
- развивать логическое мышление при сравнении различных языковых единиц;
- делать самостоятельно выводы;
Предметные:
- распознавать предлоги;
-правильно употреблять предлоги в речи;
- писать предлоги отдельно от других частей речи.
Ожидаемый результат: расширены знания учащихся о предлоге, как части речи, его роли в русском языке; отрабатывается умение учащихся писать предлоги отдельно от других частей речи.
Форма проведения: классно-урочная.
Тип урока. Урок изучения нового материала.
Современные образовательные технологии : игровая технология, технология проблемного обучения, личностно-ориентированные, использование информационно-коммуникативных технологий, технология развивающего обучения, технология поэтапного формирования умственных действий, технология коллективного взаимодействия.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, методы стимулирования к обучению, методы контроля и самоконтроля.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная..
Планируемые результаты: Узнавать предлоги в устной и письменной речи, научатся писать с другими словами. Правильно употреблять предлоги в речи. Раздельно писать предлоги со словами.
Оценивать свои достижения. Пользоваться орфографическим словарем.
Оборудование:
1.Учебник: Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык.2 класс. Часть 2; Москва,.« Просвещение»,2015г
2..Рабочие тетради :Канакина В П Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. Часть 2.
3. Презентация, иллюстрация «Весна», карточки для парной работы, сигнальные карточки
4.Компьютер, мультимедиа проектор.
Этап урока
Содержание
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
1.Организацион
ный момент (использование АМО)
Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.
Ребята, давайте поздороваемся с вами глазами! Своими глазками покажем, с каким настроением мы пришли на урок.
Сегодня вместе со мной вы отправитесь в путешествие.
« Не на небо, не на землю
И не в город, не в село.
В книгу с вами мы пойдем, и урок сейчас начнем.
Сядьте все красиво.
Так значит, куда мы с вами будем путешествовать?
Книга эта не простая, в ней обложка золотая.
В книге знаний - просто тьма.
Ведь для мастера она.
Тот, кто в книгу попадет – никогда не пропадет.
В языке своем родном будет знать он обо всем».
Путешествовать мы будем не одни, вот наш проводник!
« За волшебным за клубком по дорожке мы пойдем.
И узнаем мы сейчас, что готовится для нас…
Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует на успешную работу.
Как называется эта книга?
Слайд1
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку
Дети отвечают: в книгу
Русский язык
Личностные:
самоопределение – положительная мотивация учения
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
2.Актуализация знаний и фиксирование затруднений в деятельности.
Цель: подготовка мышления учащихся.
Положите перед собой ручку, простой карандаш. Спинка прямая, ножки вместе.
Приготовим наши руки к письму.
Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик,
Быть послушным научу.
Запишите число и приготовьтесь внимательно слушать задания волшебного клубка.
Загадка. Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звенят птичьи голоса.
Это к нам идет …
Назовите весенние месяцы.
Назовите второй месяц весны.
Что вы знаете об этом слове?
Найдите опасное место, запишите. Поставьте ударение, определите сколько слогов, букв, звуков
А какие пословицы вы знаете о весне?
Проверим по словарю, правильно ли мы написали это слово.
Пальчиковая гимнастика
Загадывает загадку
словарная работа
каллиграфическая минутка
Апрель – месяц живой воды, бурного пробуждения и расцвета природы.
Использую СИГНАЛ РАУНД РОБИН «однократный раунд робин» - обучающая структура, в которой учащиеся проговаривают ответы на данный вопрос по кругу один раз.
Дети внимательно слушают загадку и отгадывают её.
Весна
Март, апрель, май
Апрель
Оно словарное
Дети каллиграфически прописывают соединения букв: ап, ре, ль , слово- апрель
Выделяют орфограммы.
Ап-рель-2 слога,6 букв, 5 звуков
Апрель с водою, а май с травою. Апрель- капель, распахни к лету дверь.
Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.
Регулятивные: целеполагание
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли,
3.Выявление места и причины затруднения
Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.
Катится клубок по страницам книжки и останавливается на рассыпанных словах
Работа с деформированным предложением. На доске слова:
На доске карточки со словами
( Птицы, на, принесли, весну, крыльях, тёплую)
Составьте и запишите предложение.
Что такое предложение?
Назовите основу предложения.
Как её ещё можно назвать?
Какие знакомые части речи встретились?
Повторение:
-что такое существительное? глагол? прилагательное?
Какое слово вызвало затруднение
В речи очень нужен я
Все слова мои друзья.
Иногда похож на букву,
Иногда похож на слог.
Вы меня узнали?
Ну, конечно, я …
Чтобы вы хотели бы про него узнать? Какую задачу поставим на уроке?
Выявление уровня знаний обучающихся
Создание проблемной ситуации
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Составляют предложение.
Птицы принесли на крыльях весёлую весну.
Предложение-это одно слово или целый ряд грамматически связанных друг с другом слов. Дети называют основу предложения.
Птицы принесли. Главные члены предложения
Обучающиеся по цепочке называют части речи, которые встретились в предложении и подписывают над словами
на
Дети отвечают – предлог
Дети определяют тему, цели урока.
-Узнать, что такое предлог и нужен ли он в речи. Как пишется.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации
4.Этап построения проекта выхода из затруднения
Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.
Катится клубок дальше и прикатился на страницу со сказкой.
Грамматическая сказка «Ссора предлогов».
Жили в одном из городов русского языка предлоги. Были они такие драчуны и забияки, что один раз так сильно поссорились с существительными, что те сильно обиделись на задир. Когда с предлогами ставили Существительные, они так далеко отодвигались от них, что между ними помещались Прилагательные. Предлоги поссорились с обидчивыми словами и даже переехали в другой дом и перестали разговаривать с бывшими соседям. Постепенно они совсем отдалились. Так предлоги стали отдельными словами. Делать нечего. Раз уж случилась такая ссора навек, решили записать в книгу Правил это событие, ставшее потом правилом: предлог – это слово и с другими словами пишется всегда раздельно.
А что делали предлоги не правильно? А вы в классе ссоритесь? В классе надо жить дружно.
Ребята, а ещё вы ничего не заметили. Перед какими словами не пишется предлог?
Для чего нужны предлоги в предложении?
Как пишутся предлоги со словами?
Фронтальный опрос с карточкой
Слайд 5
Создание «Ситуации успеха».
Парная работа,
Выведение понятия о том, что предлог это слово
Внимательно посмотрите, что это за буква перед словом теремок, крышей, теремке, окошка, теремком, леса, дорожке, теремку-в,над,у,за,из,по,к
-А можно к ним поставить вопрос?
А зачем они нужны в предложении?
Уберите их и увидите, что связь нарушена.
релаксация
Ответы детей.
Ответы: дрались, ссорились.
Дети смотрят на презентацию и самостоятельно проверяют, правильно ли вставили предлоги.
Для связи слов в предложении.
Перед глаголами.
Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; поиск нужной информации, умение ориентироваться в книге, работать по ней
Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция,
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Личностные: самоопределение, осмысленное обучение
5.Физминутка
Красная Шапочка к бабушке шла
Ежевичку в траве нашла.
Раз, два, три, в корзину положи.
Вдруг мы видим у куста
Деток дядюшки ежа.
Мы радостно захлопали,
Мы радостно затопали.
Мы дружно улыбнулись
На месте повернулись.
Дети называют предлги
К,в, у,
6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
Цель: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.
Цель :развивать мышление, умение выделять общий признак.
В школу- из школы
в лес – из леса
на бал - с бала
под деревом - над деревом
на столе – под столом
к ручью – от ручья
« Чтобы нам не ошибиться, - надо правила добиться. В книге нашей есть княжна, очень нам она нужна. Лишь решив ее задания, мы получим наши знания».
Дидактическая игра
«Найди лишнее слово»
На доске: у,паук,по, над, из,по,в,о,
Скажи наоборот.
И так, предлог-это маленькая и скромная часть речи, но она так необходима нам.
Стр.
Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание
Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Личностные: не бояться собственных ошибок
7.Этап включения в систему знаний и повторения
Цель: достижения цели учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.
Письмо по памяти
Рыхлый снег темнеет в марте Тают льдинки на окне.
Что мы уже знаем о предлогах? Как вы думаете, что же нудно сделать, чтобы не ошибиться и написать предлог отдельно от слова? Как проверить?
Давайте потренируемся, поставим между предлогом и словом другое слово ( или вопрос):
Из каких предлогов состоит слово вопрос?
Тест (веб-слайд)
Выписать из бус предлоги
Показывает карточку, где написано слово: вопрос
Работа по учебнику стр.
Работа в печатной тетради
Письмо по памяти
Во, про, с
1.Что такое предлог?
а) часть слова
б) часть речи
2.Как пишутся предлоги с другими словами в предложении?
а) слитно.
б) раздельно
3.Перед какой частью речи не пишется предлог?
а) перед существительными
б) перед глаголами
4.Вставь в предложение нужный пропущенный предлог
Машина подъехала ____ дому.
а) от
б) к
8.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.
В начале урока мы поставили цели: узнать, что такое предлог; зачем он нужен и как он пишется со словами.
Вы работу завершили, но себя не оценили. Чтоб оценку нам узнать – надо зеркало поднять. (детям выдаются зеркала из цветного картона - сереб.-если оцениваете свою работу на «хорошо», «зол.»- на «отлично») .
Спасибо за работу
Послушайте стихотворение и скажите, о чём оно.
Что общего между предлогом и другими частями речи? (это части речи, мы эти слова употребляем в речи)
- Чем предлог отличается от других частей речи? (не отвечает на вопросы, ничего не обозначает) -Для чего же нам нужны тогда предлоги?(они служат для связи слов в предложении)
Ученик рассказывает стишок
Он членом предложения не бывает,
Но дело этот малый твердо знает.
Не изменяется, один не может жить,
Но вот с глаголами не захотел дружить.
Словам он руки помощи дает.
Им помогает, связи бережет.
И пишется от слов всегда отдельно.
Считает: приставать к ним очень скверно.
Ответы детей
Познавательные: рефлексия
Личностные:
нравственно-эстетическое оценивание – оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мыс
Самоанализ урока
Тема урока: «Предлог, как часть речи» Тип урока: урок формирования новых знаний Форма: урок- путешествие Урок дан во 2 классе по УМК «Школа России». Это первый урок по теме «Предлог» Цель: Знакомство учащихся с предлогом, как частью речи. Развивать умение видеть предлог, писать предлоги с другими словами.
Задачи урока:
Образовательные: расширить знания учащихся о предлоге как о служебной части речи; о его роли в русском языке; учить писать предлоги отдельно от других частей речи. Повторить знания о других частях речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе). Учить их различать и использовать в своей речи. Продолжить работу по формированию навыка грамотного письма, вспомнить изученные орфограммы.
Развивающие: совершенствовать культуру речи учащихся, развивать устную и письменную речь, фонематический слух, орфографическую зоркость. Развивать психические процессы, аналитическое мышление, память, внимание, способность к самоконтролю, умение выполнять вербальные инструкции учителя, делать выводы. Формирование самооценки учебной деятельности.
Воспитательные: воспитывать аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность; формировать интерес к изучению русского языка
Здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.
Планируемые результаты:
Личностные:
- понимать практическую значимость полученных знаний по русскому языку;
- разрешать проблемные ситуации;
- формировать коммуникативные способности;
- расширять кругозор;
- реально оценивать свои успехи в освоении языка.
Метапредметные:
- понимать цели и задачи учебной деятельности;
- решать проблемные вопросы, находить выход из проблемной ситуации;
- уметь самостоятельно оценивать свои достижения или промахи;
- развивать логическое мышление при сравнении различных языковых единиц;
- делать самостоятельно выводы;
Предметные:
- распознавать предлоги;
- правильно употреблять предлоги в речи;
- писать предлоги отдельно от других частей речи.
Методы обучения:
По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно – поисковый.
По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесный, наглядный, практический.
По степени педагогического управления со стороны учителя: метод опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью обучающихся с помощью источников информации.
Тип урока соответствовал теме и цели урока. Это первый урок новой темы. Для достижения поставленных целей урок проходил в форме путешествия по страницам русских народных сказок. Нетрадиционное начало урока позволило привлечь внимание учащихся и проверить знания изученных частей речи. На протяжении всего урока дети в игровой форме изучали сложный материал по теме: «Предлог» .Самое главное мне удалось сконцентрировать внимание учеников, что предлог - это часть речи и пишется отдельно. Удачно включила в урок исследовательскую работу, в ходе которой дети самостоятельно пришли к выводам: предлог- часть речи, без которой нельзя полноценно общаться; что каждое четвертое слово в речи – предлог. На данном уроке были учтены возрастные и психологические особенности обучающихся.
На уроке были использованы различные виды работ: коллективная, индивидуальная, в парах, самостоятельная. Один вид деятельности сменялся другим. Мною использованы элементы технологии обучения, соответствующие требованиям ФГОС второго поколения: личностно-ориентированное, педагогика сотрудничества, информационно -коммуникационные, здоровьесберегающие. На уроке были использованы следующие методы обучения:
поисковый метод (поиск решения поставленных задач).
контроля (самоконтроль и самооценка)
Для активизации познавательной активности обучающихся, повышения качества усвоения материала на уроке использовались информационные компьютерные средства. Использование ИКТ способствовало поддержанию высокого темпа работы. Время, отведенное на все этапы урока, было рационально распределено. Умело сочеталось время, отведенное на устную и письменную работу на уроке. Соблюдался принцип доступности, но в тоже время новый материал излагался научно, использовался орфографический словарь, учитель обратил внимание детей, что предлог - это часть речи.
Урок носил воспитательный характер. В течение всего урока воспитывался интерес к русскому народному творчеству, аккуратность, прослеживалась межпредметная связь . Также во время урока использовались упражнения на развитие офографической зоркости; памяти; внимания и логического мышления; отрабатывались навыки каллиграфического письма.
С целью создания условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, вызвать интерес к уроку я предложила составить предложение, а затем разобрать его по частям речи, в результате чего дети встретились с необходимостью получения нового знания, которое они взяли из стихотворения.
На этапе актуализации знаний мы закрепили ранее изученные части речи и провела работу по развитию речи (пословицы)..
В ходе фронтальной беседы дети смогли самостоятельно сформулировать тему на основе того, что уже известно и усвоено ими и поставить перед собой цель.
При выполнении предложенных заданий и упражнений обучающиеся под моим руководством самостоятельно рассуждали, решали возникающие познавательные задачи, анализировали, сравнивали, обобщали, делали выводы, тем самым формировали осознанные прочные знания.
Для эмоциональной разрядки и снятия физического напряжения я провела физминутку и минутку релаксации (Сказка «Ссора предлогов») после фронтальной работы с классом..
С целью первичного закрепления предложила дифференцированные задания на доступном для каждого обучающегося уровне и в оптимальном для него темпе работы. Материал усвоен, так как дети смогли применить полученные знания.
Рефлексию провела для того, чтобы зафиксировать новое содержание, изученное на уроке, соотнести поставленную цель и результаты. Обучающимися был подведен итог урока и сделана самооценка работы на уроке.
На данном уроке присутствовала доброжелательная обстановка. В работу были вовлечены все обучающиеся, каждому ребёнку на уроке было комфортно. При этом диалог на уроке проходил не только между учителем и учениками, но и учеников друг с другом, что способствовало формированию у детей коммуникативной грамотности, которая поможет им в дальнейшем успешном обучении.
Образовательные, развивающие и воспитательные задачи урока решались в комплексе. В итоге урок достиг своей цели, нам удалось решить поставленные задачи, избежав при этом перегрузки и переутомления обучающихся, сохранив продуктивную мотивацию учения.