kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Правописание приставок пре -, при -

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Правописание приставок пре -, при -
Цели:
1. Образовательные:
1. выявить условия выбора гласных е – и в приставках;
2. формировать навык написания приставок пре -/ при -;
2. Развивающие:
• развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
• развитие умения формулировать проблему.
3. Воспитательные:
1. воспитание интереса и уважения к русскому языку;
2. воспитание ценностного отношения к слову;
Планируемые результаты:
Личностные:
1. уважительное отношение к родному языку;
2. стремление к речевому самосовершенствованию;
3. пополнение словарного запаса;
Предметные:
1) развитие творческой самостоятельности;
2) способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета
3) проведение морфемного анализа слов.

Основные понятия: приставка, морфема, орфограмма
Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: ноутбук, проектор, мультимедийная презентация "Приставки пре - и при -", раздаточный материал

Ход урока
I. Организационный момент
II. Постановка целей и задач урока
II. Объяснение нового материала.
Работа с материалами презентации (слайды 1 – 11).
1. Анализ примеров.
Учитель. Какие выводы вы сделали о правописании приставок ПРЕ - и ПРИ -, анализируя примеры? В каких случаях пишется приставка пре -? А при каких условиях – при -?
2. Знакомство с орфограммой "Гласные в приставках пре - и при -". Приставки - ПРЕ - и - ПРИ -

Повнимательней смотри.
Мы приставки пре - и при -.
Научись нас различать,
Друг от друга отличать.
Запомни сначала четыре значенья:
Неполное действие и приближенье,
Близость чего - то к чему - нибудь,
Присоединенье ещё не забудь.
Наши руки всё сумеют,
Гвоздь ПРИбьют, ПРИшьют, ПРИклеят,
Всё ПРИделают как нужно
Быстро, весело и дружно.
Заяц ПРИскакал к соседу,
Закричал: «Я к вам ПРИеду!
На ПРИшкольном огороде
Есть уже морковка вроде».
ПРИоткрой скорей окошко –
В дом попасть не может кошка.
Ах, котлеты ПРИгорели!
Не беда, уже их съели.
ПРЕ – отличная приставка.
Ей во всём нужна добавка.
Словом «ОЧЕНЬ» проверяем
Или ПЕРЕ - заменяем.

3. Знакомство со словами для запоминания.
Учитель. Ребята, вы должны знать, что есть слова с приставками пре - и при -, в которых выбор гласной в приставке определяется контекстом: (слайд 12)
пребывать (находиться) – прибывать (приезжать) презирать (не уважать) – призирать (заботиться) предать (выдать кого - нибудь) – придать (добавить) претворить (осуществить) – притворить (закрыть) преклоняться (уважать) – приклоняться (нагибаться) преступить (нарушить) – приступить (начать) преемник (продолжатель) – приёмник (аппарат, учреждение) преходящий (временный) – приходящий (тот, кто приходит) преумножить (сильно умножить) – приумножить (добавить)

4. "Орфографический блокнот".
Учитель. Существуют слова (чаще всего заимствованные) с приставками пре - / при -, значение которых утрачено и написание нужно запомнить. Запишите эти слова и постарайтесь запомнить их написание. (слайд 13)
преследовать препятствие преткновение превратный прельстить пренебрежение

Ш. Физкультминутка.
IV. Закрепление изученного материала
1. Укажи значение приставки в словах (слайд 14)
преуменьшить
предание
в значении "очень" превратный
в значении "пере -" прикрыть
приближение привратник
присоединение придвинуть
неполнота действия преклоняться
расположение вблизи прекратить
чего - либо принадлежать
прицепить
приласкать
превосходный
привлечь
примкнуть
2. Вставьте пропущенные буквы, выделите орфограммы (слайд 15)
Пр. достаточно, пр. зидент, пр. емник, пр. града, пр. скакать, пр. дорожный, пр. красный, пр. косновение, пр. вилегия, пр. ближенный, пр. сечь, пр. думать, пр. дать, пр. рвать, пр. зент, пр. зирать, пр. возмочь, пр. зидиум, пр. вычка, пр. вращение, пр. мыкание, пр. высить, пр. способить, пр. зирать (заботиться)
3. Выпишите слова с пропущенными буквами, объясните их правописание. (Учащиеся работают с раздаточным материалом, распечатанным к уроку для каждого ученика).
Золушке было очень весело, и она совсем позабыла о том, что пр. казывала ей волшебница. Она думала, что нет ещё и одиннадцати часов, как вдруг часы стали бить полночь. Золушка вскочила и упорхнула, как птичка. Принц бросился за ней, но не смог догнать. Он поднял туфельку, которую она потеряла на лестнице второпях. Принц ра. просил пр. вратников, не видел ли кто, куда уехала принцесса. Но в двенадцать часов всё волшебство пр. кратилось: карета пр. вратилась в обыкновенную тыкву, кучер и лошади – в мышей и крысу, ра. бежавшихся по двору, и пр. вратники ответили, что видели, как из дворца выбежала бедно одетая девушка, больше похожая на крестьянку, чем на принцессу. Золушка пр. бежала домой запыхавшись и едва успела отдышаться, как во. вратились сёстры и мачеха. Сёстры ра. казали, что на бал снова пр. езжала пр. красная незнакомка, но в полночь она бросилась бежать, да так поспешно, что уронила с ноги хрустальную туфельку. Принц пр. казал об. явить по всему королевству, что он женится на девушке, которой пр. дётся по ноге хрустальная туфелька.
Сначала туфельку пр. меряли принцессам, потом всем пр. дворным дамам подряд. Но она не годилась никому. ( По Ш. Перро)

4. Игра "Одним словом".
Замените словосочетания одним словом с приставкой пре -, пере - или при -. (Работа с аудиозаписью, подготовленной учителем, и проверка работы:
(слайд 16)
1) Расположенный у берега. 2) Спросить ещё раз. 3) Немного посолить. 4) задуматься на некоторое время. 5) Дать новое название. 6) Закончить что - либо. 7) Дать новую оценку. 8) Участок около школы, моря, дороги. 9) Обменяться несколькими словами, коротко поговорить. 10) Удивительное растение. 11) Спорить из - за мелочей. 12) Временный успех. 13) Глубоко уважать. 14) Получить известность. 15) Провести время в ожидании окончания чего - либо. 16) Гнаться за кем - нибудь. 17) Воплотить в жизнь. 18) Человек с большими прихотями, капризами. 19) Слегка задеть что - либо. 20) Лицемерный, неискренний человек. 21) Вызывающая восхищение, красивая. 22) Немного открыть окно. 23) С избытком насытиться чем - нибудь. 24) Исключительное право. 25) Изменить кому - нибудь.
5. Выполнение тестовых заданий (слайды 17 - 19).
1) Укажите ряд слов, в которых приставка не имеет значение "присоединение, приближение".
1. привинтить, приклеить, прилепить
2. прицепить, причалить, прикрутить
3. прилечь, прикрикнуть, привстать
4. пришвартоваться, приехать, прилечь
2) Укажите ряд слов, в которых приставка имеет значение "близость к чему - либо".
1. приморский, прикрыть, приостановить
2. прибрежный, приусадебный, пришкольный
3. придорожный, привинтить, присмотреться 4. приволжский, приделать, прицелиться
3) Укажите ряд слов, в котором во всех словах приставка равна по смыслу слову "очень".
1. пр. задуматься, пр. кратить, пр. дания
2. пр. спокойно, пр. красный, пр. забавный
3. пр. ступник, пр. рывистый, пр. храмывать
4. пр. кратить, пр. града, пр. глушить

V. Итог урока. Рефлексия.
– Какую цель мы поставили в начале урока?
– Выполнили мы цель? Научились писать слова на это правило?
– Удалось ли нам достичь поставленных целей? Почему? – Что было самым интересным на уроке? Самым трудным? – Те, кто доволен своей работой на уроке, возьмите красный флажок. А кто не доволен, покажите синий флажок.

VI. Домашнее задание.
1. Выполнить тесты (раздаю распечатанные тестовые задания по теме)

Просмотр содержимого документа
«Правописание приставок пре -, при -»



Средняя школа №1, Казахстан, Мангистауская область, Каракиянский район, Село Курык

Учительница русского языка и литературы Джарылгапова Демиш

Тема: Правописание приставок пре -, при -
Цели:
1. Образовательные:
1. выявить условия выбора гласных е – и в приставках;
2. формировать навык написания приставок пре -/ при -;
2. Развивающие:
• развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
• развитие умения формулировать проблему.
3. Воспитательные:
1. воспитание интереса и уважения к русскому языку;
2. воспитание ценностного отношения к слову;
Планируемые результаты:
Личностные:
1. уважительное отношение к родному языку;
2. стремление к речевому самосовершенствованию;
3. пополнение словарного запаса;
Предметные:
1) развитие творческой самостоятельности;
2) способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета
3) проведение морфемного анализа слов.

Основные понятия: приставка, морфема, орфограмма
Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: ноутбук, проектор, мультимедийная презентация "Приставки пре - и при -", раздаточный материал

Ход урока
I. Организационный момент
II. Постановка целей и задач урока
II. Объяснение нового материала.
Работа с материалами презентации (слайды 1 – 11).
1. Анализ примеров.
Учитель. Какие выводы вы сделали о правописании приставок ПРЕ - и ПРИ -, анализируя примеры? В каких случаях пишется приставка пре -? А при каких условиях – при -?
2. Знакомство с орфограммой "Гласные в приставках пре - и при -". Приставки - ПРЕ - и - ПРИ -

Повнимательней смотри.
Мы приставки пре - и при -.
Научись нас различать,
Друг от друга отличать.
Запомни сначала четыре значенья:
Неполное действие и приближенье,
Близость чего - то к чему - нибудь,
Присоединенье ещё не забудь.
Наши руки всё сумеют,
Гвоздь ПРИбьют, ПРИшьют, ПРИклеят,
Всё ПРИделают как нужно
Быстро, весело и дружно.
Заяц ПРИскакал к соседу,
Закричал: «Я к вам ПРИеду!
На ПРИшкольном огороде
Есть уже морковка вроде».
ПРИоткрой скорей окошко –
В дом попасть не может кошка.
Ах, котлеты ПРИгорели!
Не беда, уже их съели.
ПРЕ – отличная приставка.
Ей во всём нужна добавка.
Словом «ОЧЕНЬ» проверяем
Или ПЕРЕ - заменяем.

3. Знакомство со словами для запоминания.
Учитель. Ребята, вы должны знать, что есть слова с приставками пре - и при -, в которых выбор гласной в приставке определяется контекстом: (слайд 12)
пребывать (находиться) – прибывать (приезжать) презирать (не уважать) – призирать (заботиться) предать (выдать кого - нибудь) – придать (добавить) претворить (осуществить) – притворить (закрыть) преклоняться (уважать) – приклоняться (нагибаться) преступить (нарушить) – приступить (начать) преемник (продолжатель) – приёмник (аппарат, учреждение) преходящий (временный) – приходящий (тот, кто приходит) преумножить (сильно умножить) – приумножить (добавить)

4. "Орфографический блокнот".
Учитель. Существуют слова (чаще всего заимствованные) с приставками пре - / при -, значение которых утрачено и написание нужно запомнить. Запишите эти слова и постарайтесь запомнить их написание. (слайд 13)
преследовать препятствие преткновение превратный прельстить пренебрежение

Ш. Физкультминутка.
IV. Закрепление изученного материала
1. Укажи значение приставки в словах (слайд 14)
преуменьшить
предание
в значении "очень" превратный
в значении "пере -" прикрыть
приближение привратник
присоединение придвинуть
неполнота действия преклоняться
расположение вблизи прекратить
чего - либо принадлежать
прицепить
приласкать
превосходный
привлечь
примкнуть
2. Вставьте пропущенные буквы, выделите орфограммы (слайд 15)
Пр.. достаточно, пр.. зидент, пр.. емник, пр.. града, пр.. скакать, пр.. дорожный, пр.. красный, пр.. косновение, пр.. вилегия, пр.. ближенный, пр.. сечь, пр.. думать, пр.. дать, пр.. рвать, пр.. зент, пр.. зирать, пр.. возмочь, пр.. зидиум, пр.. вычка, пр.. вращение, пр.. мыкание, пр.. высить, пр.. способить, пр.. зирать (заботиться)
3. Выпишите слова с пропущенными буквами, объясните их правописание. (Учащиеся работают с раздаточным материалом, распечатанным к уроку для каждого ученика).
Золушке было очень весело, и она совсем позабыла о том, что пр.. казывала ей волшебница. Она думала, что нет ещё и одиннадцати часов, как вдруг часы стали бить полночь. Золушка вскочила и упорхнула, как птичка. Принц бросился за ней, но не смог догнать. Он поднял туфельку, которую она потеряла на лестнице второпях. Принц ра.. просил пр.. вратников, не видел ли кто, куда уехала принцесса. Но в двенадцать часов всё волшебство пр.. кратилось: карета пр.. вратилась в обыкновенную тыкву, кучер и лошади – в мышей и крысу, ра.. бежавшихся по двору, и пр.. вратники ответили, что видели, как из дворца выбежала бедно одетая девушка, больше похожая на крестьянку, чем на принцессу. Золушка пр.. бежала домой запыхавшись и едва успела отдышаться, как во.. вратились сёстры и мачеха. Сёстры ра.. казали, что на бал снова пр.. езжала пр.. красная незнакомка, но в полночь она бросилась бежать, да так поспешно, что уронила с ноги хрустальную туфельку. Принц пр.. казал об.. явить по всему королевству, что он женится на девушке, которой пр.. дётся по ноге хрустальная туфелька.
Сначала туфельку пр.. меряли принцессам, потом всем пр.. дворным дамам подряд. Но она не годилась никому. ( По Ш. Перро)

4. Игра "Одним словом".
Замените словосочетания одним словом с приставкой пре -, пере - или при -. (Работа с аудиозаписью, подготовленной учителем, и проверка работы:
(слайд 16)
1) Расположенный у берега. 2) Спросить ещё раз. 3) Немного посолить. 4) задуматься на некоторое время. 5) Дать новое название. 6) Закончить что - либо. 7) Дать новую оценку. 8) Участок около школы, моря, дороги. 9) Обменяться несколькими словами, коротко поговорить. 10) Удивительное растение. 11) Спорить из - за мелочей. 12) Временный успех. 13) Глубоко уважать. 14) Получить известность. 15) Провести время в ожидании окончания чего - либо. 16) Гнаться за кем - нибудь. 17) Воплотить в жизнь. 18) Человек с большими прихотями, капризами. 19) Слегка задеть что - либо. 20) Лицемерный, неискренний человек. 21) Вызывающая восхищение, красивая. 22) Немного открыть окно. 23) С избытком насытиться чем - нибудь. 24) Исключительное право. 25) Изменить кому - нибудь.
5. Выполнение тестовых заданий (слайды 17 - 19).
1) Укажите ряд слов, в которых приставка не имеет значение "присоединение, приближение".
1. привинтить, приклеить, прилепить
2. прицепить, причалить, прикрутить
3. прилечь, прикрикнуть, привстать
4. пришвартоваться, приехать, прилечь
2) Укажите ряд слов, в которых приставка имеет значение "близость к чему - либо".
1. приморский, прикрыть, приостановить
2. прибрежный, приусадебный, пришкольный
3. придорожный, привинтить, присмотреться 4. приволжский, приделать, прицелиться
3) Укажите ряд слов, в котором во всех словах приставка равна по смыслу слову "очень".
1. пр.. задуматься, пр.. кратить, пр.. дания
2. пр.. спокойно, пр.. красный, пр.. забавный
3. пр.. ступник, пр.. рывистый, пр.. храмывать
4. пр.. кратить, пр.. града, пр.. глушить

V. Итог урока. Рефлексия.
– Какую цель мы поставили в начале урока?
– Выполнили мы цель? Научились писать слова на это правило?
– Удалось ли нам достичь поставленных целей? Почему? – Что было самым интересным на уроке? Самым трудным? – Те, кто доволен своей работой на уроке, возьмите красный флажок. А кто не доволен, покажите синий флажок.

VI. Домашнее задание.
1. Выполнить тесты (раздаю распечатанные тестовые задания по теме)




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Правописание приставок пре -, при -

Автор: Джарылгапова Демиш

Дата: 18.04.2016

Номер свидетельства: 319809

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект урока  русского языка  "Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-""
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekturokarusskoghoiazykapravopisaniiepristavokpriepri"
    ["file_id"] => string(6) "285156"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454091870"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Конспект урока русского языка 6 класс "Правописание приставок -пре-при" "
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-6-klass-pravopisaniie-pristavok-prie-pri"
    ["file_id"] => string(6) "245143"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446058499"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Технологическая карта урока на тему "Правописание приставок  -пре и -при. "
    ["seo_title"] => string(77) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-na-tiemu-pravopisaniie-pristavok-prie-i-pri"
    ["file_id"] => string(6) "239072"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444718221"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) ""ПРЕодолевая ПРИтяжение" Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ- "
    ["seo_title"] => string(64) "prieodolievaia-pritiazhieniie-pravopisaniie-pristavok-prie-i-pri"
    ["file_id"] => string(6) "105454"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402854040"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект урока русского языка "Правописание приставок пре- и при" "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-pravopisaniie-pristavok-prie-i-pri"
    ["file_id"] => string(6) "111805"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1407938441"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства