ПРЕодолевая ПРИтяжение
(правописание приставок пре- и при-)
Тип урока: систематизация и обобщение знаний.
Цель урока: обобщить изученное по правописанию гласных е – и в приставках пре- – при-; закрепить умения различать на письме эти приставки.
Задачи урока:
- создать условия для развития познавательной самостоятельности, коммуникативных и интеллектуальных способностей учащихся;
- повторить ранее изученный материал о правописании приставок;
- усвоить зависимость написания гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ- от их значения;
- различать на письме приставки ПРЕ- и ПРИ-;
- закрепить словообразовательные модели; совершенствовать навыки морфемного и словообразовательного разбора;
- развивать мышление учащихся путем организации нетрадиционных уроков.
Ход урока
1. Слово учителя
-Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас не совсем обычный урок, на нём присутствуют гости. Они с большим интересом узнают, на сколько вы умеете быстро и легко справляться с полученными заданиями, а я вас в этом поддержу. А вот на сколько этот урок будет интересным зависит от вас.
Сформулируйте тему нашего урока?
2. Целеполагание
Цель нашего урока
- обобщать изученное по теме «Правописание приставок пре- и при-».
- Закреплять умения различать на письме эти приставки.
- Развивать орфографические навыки.
Ваша задача:
- Вспомнить всё изученное по данной теме.
- Показать знание условия выбора гласной Е или И в приставках.
3.Оформление тетрадей (запись даты, классная работа, темы урока).
4. Учитель: Сегодня в нашу школу пришла телеграмма. Вот только незадача, видно с ней что-то случилось по дороге, и некоторые буквы в словах куда-то подевались. Всё же давайте попробуем прочитать её и восстановить потерянные буквы.
Пр..бываем в г. Пласт на автобусе, пр..ходящем ровно в 8.00 на пригородный вокзал. В 9.30 будем в школе и сможем приступить к работе.
С пламенным пр.ветом, приставки ПРЕ и ПРИ.
Выпишем в тетрадь только слова с пропусками, вставим буквы и объясним свой выбор.
Прибываем (приближение),
приходящем (приближение),
пригородный (= около),
приступить (начать),
- будем ли мы записывать слово «приветом»?
5. Этимологическая страничка:
•ПРИВЕТ – образовано от др.-русского прив?тъ – «приветствовать», а оно от слова вътити – «говорить»
6. «Теоретический практикум»
- Почему эти приставки находятся в одной группе? (Их правописание зависит от лексического значения слова).
- В чём заключается трудность этого правила? (Это не одно, а сразу 6 правил. А некоторые слова всё же не подчиняются этому правилу).
- Расскажите, когда пишется приставка при- , а когда приставка пре-, приведите пример на каждое значение.
8. Следующее испытание «Отгадай словечко», которое предлагают нам наши приставки, не из лёгких. Ведь оно проверяет ваш лексический запас. (устно).
1)Расположенный у берега. Прибрежный.
2)Задуматься на некоторое время. призадуматься,
3)Участок около школы. пришкольный,
4)Гнаться за кем-нибудь. преследовать,
5)соединить с помощью винтов. привинтить,
7)Вызывающая восхищение, красивая. прекрасная,
8) Немного открыть окно. приоткрыть.
9. «Расшифруй запись»
Наши гости, как и любые путешественники, ведут дневник наблюдений. Только все записи они тщательно зашифровывают. Всё же давайте попробуем разобраться в этой записи. Выпишите только слова, в которых вы заметили ошибку, конечно же в исправленном виде и объясните орфограмму.
В 7.00 прибыли на планету Земля. Присмотрелись и видим – местность призабавная. Прислушались, кто-то преостановился. Пригляделись, а это заяц приспокойно у предорожного камня сидит. Не страшны ему никакие преграды.
10. Распределительный диктант (самостоятельно, самопроверка по контрольному слайду)
Выразительное чтение учеником текста слайда
Возможно, когда-нибудь вас пр_гласят в космический полёт. Вы пр_близитесь к пр_чудливым планетам, и непр_вычная природа удивит землян. Только самые умные пр_одолевают пр_тяжение Земли.
11. «Программируемый диктант» Мы завершаем проверку ваших знаний
пр…града
пр…тяжение
пр…школьный
пр…готовить
пр…лететь
пр…странный
пр…открыть
пр…обрести
пр…клеить
пр…мчаться
пр…образить
пр…спокойно
пр…смотреться
пр…интересный
пр…дорожный
пр…смотреться
пр…одолеть
пр…сесть
пр…задуматься
пр…ёмник
Самопроверка по контрольному слайду
Е
И
И
И
И
Е
И
И
И
И
Е
Е
И
Е
И
И
Е
И
И
И
Напоследок пре- и при- дарят необычную памятку каждому ученику.
ПАМЯТКА
Преодолеть преграду, не преступить закон,
В прекрасную погоду прервать прескверный сон
Предобро улыбнуться иль преградить пути,
Здесь мы везде напишем приставку ПРЕ, А ПРИ
Приблизим и приклеим, приставим и пришьём,
Чуть выше приподнимем и новизны внесём.
Немного приуменьшим, совсем чуть-чуть приврём.
Расставим по порядку и сядем отдохнём.
Запишем домашнее задание в дневник
- Составить текст из 5 – 7 предложений, используя слова с приставками пре- и при- ;
Беспредельный, неисследованный, приготовления, приборы, принять горизонтальное положение, перегрузки, притяжения Земли, приступить, пребывание, приземлиться, причудливая природа и т. д.
Рефлексия (работа с сигнальными картами)
Вот и закончился наш урок.
Вы пр..красно поработали. Пр.обрели новые знания. Пр..одолели трудности. Пр..задумались над ошибками. Я получила пр..огромное удовольствие от общения с вами. Русский язык для вас не пр..града.
- Сегодня на уроке мне было….. (интересно, неинтересно, скучно, весело)
- чем был полезен этот урок?
- я оцениваю свою работу …
- мне (не) понравился урок …
(запись на обратной стороне программируемого диктанта)