Цель: 1.Вспомнить склонения, падежи имени существительного и их вопросы. 2.Уметь различать на письме буквы Е и И в окончании имени существительного и применять данное правило на практике.
(Вышли из-за парт, подравнялись, проверьте, все ли лежит у вас на парте)
В) Проверка внимания учащихся
(Все смотрим на меня и внимательно слушаем)
II Мобилизующее начало. Мы продолжаем изучать большую тему ‘’Имя существительное’’ и сегодня познакомимся с правописанием падежных окончаний имен существительных. На изучение этой темы у нас отведен 1 урок. Мы должны: 1.Вспомнить склонения, падежи имени существительного и их вопросы. 2.Уметь различать на письме буквы Е и И в окончании имени существительного и применять данное правило на практике. После того, как мы познакомимся с этой темой, вас ждет самостоятельная работа на оценку. Обратите внимание на план урока, который есть на доске, по нему мы будем сегодня работать. Будьте внимательнее, ребята, так как сегодня вы будете писать самостоятельную работу на оценку. Я вам желаю удачи!
III Проверка домашнего задания.
Цель: Проверить теоретические знания предыдущего параграфа и проверить новую тему. А теперь давайте проверим домашнее задание, которое я вам задавала на предыдущем уроке. Открываем упражнение 336. Что вы должны были сделать? Правильно, вы должны были переписать его, вставить, где нужно мягкий знак и объяснить, почему вы так написали. Образец выполнения домашнего задания: мяч-2 скл., ночь-3 скл., речь-3 скл., врач-2 скл., помощь-3 скл., речь-3 скл, рожь-3 скл., луч-2 скл., молодежь-3 скл., товарищ-2 скл.). Начинайте по цепочке по-одному выходить к доске и объяснять, где вы поставили мягкий знак и почему, выписываем только существительное. Остальные поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверяем. Все ли вам понятно? Возникли какие-то трудности? Молодцы, все справились. Теперь мы проверим ваши теоретическиезнания: 1. Сколько склонений у имени существительного? 2. Какое окончание пишется в 1,2,3 скл.? 3. Приведите примеры каждого склонения? Молодцы!
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель: 1.Вспомнить склонения, падежи имени существительного и их вопросы.2.Уметь различать на письме буквы Е и И в окончании имени существительного и применять данное правило на практике.
(Вышли из-за парт, подравнялись, проверьте, все ли лежит у вас на парте)
В) Проверка внимания учащихся
(Все смотрим на меня и внимательно слушаем)
II Мобилизующее начало.Мы продолжаем изучать большую тему ‘’Имя существительное’’ и сегодня познакомимся с правописанием падежных окончаний имен существительных. На изучение этой темы у нас отведен 1 урок.Мы должны: 1.Вспомнить склонения, падежи имени существительного и их вопросы. 2.Уметь различать на письме буквы Е и И в окончании имени существительного и применять данное правило на практике.После того, как мы познакомимся с этой темой, вас ждет самостоятельная работа на оценку. Обратите внимание на план урока, который есть на доске, по нему мы будем сегодня работать. Будьте внимательнее, ребята, так как сегодня вы будете писать самостоятельную работу на оценку.Я вам желаю удачи!
III Проверка домашнего задания.
Цель: Проверить теоретические знания предыдущего параграфа и проверить новую тему.А теперь давайте проверим домашнее задание, которое я вам задавала на предыдущем уроке. Открываем упражнение 336. Что вы должны были сделать? Правильно, вы должны были переписать его, вставить, где нужно мягкий знак и объяснить, почему вы так написали. Образец выполнения домашнего задания: мяч-2 скл., ночь-3 скл., речь-3 скл., врач-2 скл., помощь-3 скл., речь-3 скл, рожь-3 скл., луч-2 скл., молодежь-3 скл., товарищ-2 скл.). Начинайте по цепочке по-одному выходить к доске и объяснять, где вы поставили мягкий знак и почему, выписываем только существительное. Остальные поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверяем. Все ли вам понятно? Возникли какие-то трудности? Молодцы, все справились. Теперь мы проверим ваши теоретическиезнания: 1. Сколько склонений у имени существительного? 2. Какое окончание пишется в 1,2,3 скл.? 3. Приведите примеры каждого склонения? Молодцы!
IV Объяснение нового материала. 1.Запись темы урока в тетрадь. (Взяли ручки, отступили от домашней работы две строчки, записали число, классная работа, тему урока. Пишите красиво, выводите каждую букву) . 2.Подготовка к восприятию новых знаний. (Положили ручки, ребята. Все смотрим на меня и внимательно слушаем) . 3. Объяснение нового материала. Откройте учебник на странице 165-166. Изучите таблицу и сделайте вывод, от чего зависит правописание окончаний существительных? 4.Определите, какие существительные имеют одинаковые окончания? Какие это окончания? 1. Д.п и П.п ( сущ.1 скл- стран[е] и 3 скл.-степ[и]); 2. Р.п и П.п ( сущ. 3 скл. –степ[и]). 5.Посмотрите в учебнике на стр.166 таблицу №2 и перепишите ее себе в тетрадь.
Окончание
Условия написания
-е-
1-го склонения в Д.п и П.п.
2-го склонения в П.п
-и-
1-го склонения в Р.п.
2-го склонения в Р.п, Д.п, П.п.
Итак, ребята, какую тему мы сегодня с вами прошли? Что было трудным в ней? Всем все понятно?
V Закрепление . 1.Упражнение 338. Давайте для закрепления материала сделаем письменно Упр.338, где нам нужно объяснить правописание окончаний имен существительных. Первое разберем вместе. Образец: оставаться при своем мнениИ-2 скл., П.п. А теперь по цепочке каждый выходит по одному к доске, а остальные пишут в тетради. На доске выписываем только существительные.
На остриЕ-2 скл.,П.п, мать учениЯ-2скл.,В.п, на расстояниИ-2 скл.П.п, по сравнениЮ-2 скл,Т.п., быть в настроениИ-2 скл,П.п, нет и тени сомнениЯ-2 скл.,Р.п, по велениЮ-2 скл, Д.п, по хотениЮ- 2 скл, Д.п, немного терпениЯ-2 скл, Р.п, в положениИ-2 скл., П.п, наперекор стихиИ-1 скл., Д.п., по истечениИ срока-2 скл.,Р.п.? Молодцы!
2. Распределительный диктант по теме «Окончание имен существительных». Задание: распределите слова на три колонки – 1,2,3 скл. Выделите окончание: стол(), конфет(а),(на) телевизор(е), топор(а), соль(), весн(у), мальчик(), (на) груд(и), собак(и), (на) земл(е), конь(),(в) степ(и), удач(а),(у) школ(ы), цветок(), бумаг(и), фонарь(), девушк(а), (на) ученик(а), компьютер(), (у)кроват(и), солнц(у), голов(е), работник(у), (о) столб(е). Давайте проверим, поменяйтесь тетрадями с соседом и начинаем читать, какие слова относятся к 1,2,3 скл.?
3. Творческое задание. А теперь, ребята, давайте самостоятельно поработаем.
На доске написаны слова: конфет.., монет.., сол(ь).., мол.., девушк.., дедушк.., ртуть.., сут.., вы должны найти рифму данным словам, вставив при этом падежные окончания. В помощь вам будут следующие глаголы: съесть, дать, насыпать, поймать, идет, навестить, пролить, понять.
Съесть конфету, дать монету.
Насыпать соль, поймать моль.
Идет девушка, навестить дедушку.
Пролить ртуть, понять суть.
А теперь давайте проверим, смотрим на доску.
Все ли вам понятно, ребята? Есть ли вопросы по этой теме?
VI Самостоятельная работа
1.Подготовка. Инструктаж.
А сейчас мы проверим, умеете ли вы применять правило. Цель: Проверить уровень усвоения теоретического и практического материала.
Нам предстоит самостоятельная работа с таблицей. На ее выполнение дается 5 минут. Оценка за работу пойдет в журнал. Критерии оценивания следующие: 5-без ошибок,4-1,2 ошибки, 3-больше 2 ошибок. Обратите внимание на задание под звездочкой*, его могут выполнить те, кто справится быстрее всех, за него будет отдельная оценка по желанию. Работаем на листочках, которые я вам раздала.
В каждом задании четко прописано, что нужно сделать (исключить лишнее слово, вставить пропущенную букву, добавить слово).
2.Проведение
1.Исключите лишнее.
1.1. Рука, синица, стол, дуга.
1.2. Скворец, медведь, сапожник, мышь.
1.3. Глушь, тень, лань, змея.
1.4. Спина, пчела, свинья, грудь.
1.5. Дом, зонт, омут, машина.
2.Вставьте пропущенные буквы.
2.1. Поехать в стран.., ваза на холодильник...; идти с газет.. в руке;
2.2. Ехать на лошад..., сидеть на пол..., следить за тень...;
3. В каком ряду пишется буква Е?
А. Крест на груд..., сидеть на диван.., шум в дом...,думать о мам..;
Б. Играть на труб..., дом на гор..., сидеть на стул..., вода в бутылк...;
4. В каком ряду пишется буква И?
А. Рассказать брат.., говорить о собак..., рассказать друг.., сохранить в памят...;
Б. Стоять на площад..., сидеть на лошад..., не знать сут... дела, в зоопарке нет лан...;
5. В каком ряду пишется буква У?
А. Рассказать директор...школы, позвонить друг..., сказать по телефон.., взять кружк...;
Б. Говорить правд..., ехать в дум.., сесть в лодк..., плыть по рек...;
6. Добавьте слово.
6.1. Ученик, студент, круг, .......
6.2 Река, земля, сестра, ......
*1.Какое окончание будет у слова страна в Д.п.? 2.Какое окончание будет у слова стол в П.п.?
3.Проверка. Взяли в руки карандаши и проверяем, исправляем ошибки и ставим оценку.
1.стол,мышь, змея, грудь. 2. в страну,на холодильнике,с газетой,на лошади, на полу, за тенью. 3.Б.4. Б. 5.А. 6.2скл,1скл.
Обратная связь: встаньте те, у кого 5, к ним присоединитесь те, у кого 4.
Анализ ошибок.
После этого работы сдать с последней парты на первую!
VII Дача домашнего задания.
Открываем дневники и записываем домашнее задание-§60 на стр.165,повторить все таблицы на стр.165-166. Упр.339 на стр.167. Инструктаж. Докажите, что вы различаете падежные окончания существительных 1-го и 3-го скл. Вам нужно поставить существительные в нужную форму с глаголами. Придумывать предложения не надо. Упражнение делаем письменно в тетради.
Оставьте дневники открытыми, я сейчас пройду и проверю запись домашнего задания.
VIII Итог урока.
1.Какую тему мы с вами прошли сегодня?
2.Сколько склонений у имени сущ-ого?
3.Как различать на письме буквы Е и И в окончании имени существительного?
4. Какое окончание у сущ-ых 1,2,3скл.?
VIIII Программа максимум.
Отгадай загадки:
1.Река, рука, трава, дрова-в окончании пишется буква А, потому что 1-го склонения она.
2.Стол, дом, поле, гром- окончание нулевое, потому что склонение второе!
3.Тишь, гладь, благодать- какое окончание нам нужно писать?
4. Поговорю о землЕ я и о конЕ -в каком падеже пишется окончание Е?
5. Солдаты в армиИ, тушканчики в степИ-в каком падеже пишется окончание И?
"5" - без ошибок
"4" - 1,2 ошибки
"3" - больше 2 ошибок
Самостоятельная работа
1.Исключите лишнее.
1.1. Рука, синица, стол, дуга.
1.2. Скворец, медведь, сапожник, мышь.
1.3. Глушь, тень, лань, змея.
1.4. Спина, пчела, свинья, грудь.
1.5. Дом, зонт, омут, машина.
2.Вставьте пропущенные буквы.
2.1. Поехать в стран.., ваза на холодильник...; идти с газет.. в руке;
2.2. Ехать на лошад..., сидеть на пол..., следить за тень...;
3. В каком ряду пишется буква Е?
А. Крест на груд..., сидеть на диван.., шум в дом...,думать о мам..;
Б. Играть на труб..., дом на гор..., сидеть на стул..., вода в бутылк...;
4. В каком ряду пишется буква И?
А. Рассказать брат.., говорить о собак..., рассказать друг.., сохранить в памят...;
Б. Стоять на площад..., сидеть на лошад..., не знать сут... дела, в зоопарке нет лан...;
5. В каком ряду пишется буква У?
А. Рассказать директор...школы, позвонить друг..., сказать по телефон.., взять кружк...;
Б. Говорить правд..., ехать в дум.., сесть в лодк..., плыть по рек...;
6. Добавьте слово.
6.1. Ученик, студент, круг, .......
6.2 Река, земля, сестра, ......
*1.Какое окончание будет у слова страна в Д.п.? 2.Какое окончание будет у слова стол в П.п.?