Просмотр содержимого документа
«"Правописание ударных и безударных личных окончаний глаголов"»
Тема урока: Правописание ударных и безударных личных окончаний глаголов.
Цель: закрепить знания о глаголе, как части речи; повторить правописание ударных и безударных личных окончаний глаголов; закреплять умения определять спряжение; развивать устную и письменную речь учащихся, воображение; стимулировать любознательность, познавательные интересы и способности.
Ход урока
Организация класса:
– Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Повернитесь и поприветствуйте их. Садитесь. Откройте тетради, запишите число, классная работа. Орфограммы выделили.
- Сегодня наш урок будет необычным, сказочным. А вот с автором, каких сказок снова встретимся, вы узнаете, когда я прочитаю отрывок из его произведения.
Свет наш, солнышко!
Ты ходишь круглый год по небу,
Сводишь зиму с тёплою весной,
Всех нас видишь над собой.
Аль откажешь мне в ответе?
- Как называется эта сказка? Кто автор? (А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне»)
- Как и всякая сказка, наш урок начинается с волшебства. Закройте глаза и послушайте……(Музыка: «Шум волн».)
- Что же вы представили? А теперь давайте посмотрим, как об этом говорит
А.С. Пушкин? Прочитайте шёпотом.
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
- Из какой сказки эти строки? Кто автор? (А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»)
- Назовите пропущенные орфограммы…….
- Прочитайте слова с выделенными орфограммами. (Гуляет, подгоняет, бежит.)
- К какой части речи относятся эти слова? Что такое глагол? На какие вопросы отвечает глагол н.ф.?
- Докажите написание окончаний глагола.
Вспомним алгоритм.
- Как определить спряжение глагола? 1. Ударение
2. н.ф.
3. Исключения
4. Окончания
- Все ли глаголы нужно ставить в н.ф.? Давайте докажем?
Гуляет – ударение, н.ф., не на – ить, не искл., I спр., окончание – ет.
Подгоняет – подгонять–Iспр.
Бежит – ударное личное окончание, II спряжение.
- Нужно ли ударное окончание ставить в неопределённую форму глагола?
II.Сообщение темы и цели урока:
Вывод: У глаголов с ударным окончанием можно сразу определить спряжение, не ставя в н.ф., а у глаголов с безударным окончанием определяем спряжение.
- Кто может сформулировать тему сегодняшнего урока?
(Правописание ударных и безударных личных окончаний глаголов.)
- Списываем с комментированием. Выделите орфограммы. У глаголов с выделенными окончаниями определите спряжение.
- Назовите, какие глаголы относятся ко II спр.?
(Все глаголы на –ить, кроме брить, стелить – I спр., 7 гл., оканчивающиеся на – еть и 4 на – ать. Гнать, держать, смотреть и видеть, слышать, дышать, ненавидеть, и обидеть и терпеть, и зависеть, и вертеть. Все остальные глаголы с безударными окончаниями относятся к Iспряжению.)
III. Упражнения на закрепление изученного
– Послушайте следующий отрывок.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт,
Да орешки всё грызёт,
А орешки не простые…
- Кто продолжит? Назовите название произведения. Кто запомнил глаголы? Можно сразу определить спряжение? (Поёт, грызёт.)
- Послушайте следующий отрывок, он посложнее. Вы должны назвать произведение и главного сказочного героя. (Гвидон)
Ломит он у дуба сук
И в тугой сгибает лук.
- Прочитаю ещё раз. Назовите глаголы. (Ломит, сгибает.)
- Записываем в столбик глаголы:
ломить– ломит – II спр.
сгибать – сгибает – I спр.
IV.Физминутка.
Елка быстро получается, Если пальчики сцепляются. Локотки ты подними, Пальчики ты разведи.
V. Восстановление текста
– А сейчас очень трудное задание.
- Вспомните, как вы описывали действие волны, шум моря. А теперь прочитайте, как описывает действие волны А.С. Пушкин:
Ты волна моя, волна!
Ты гульлива и вольна,
Плещешь ты куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,
Поднимаешь корабли.
- Слова какой части речи пропущены? (Глаголы.) Давайте попробуем восстановить. Кто догадался, какой глагол я пропустила…Называем орфограмму. Вы сейчас будете списывать, с безударными гласными вы должны справиться самостоятельно. Как понимаете слово: гульлива?
- Послушайте первое предложение:
Ты волна моя, волна! Что заметили? (Пауза после местоимения моя)
- Почему выделено запятой? (Это обращение.)
VI. Итог урока:
- Какие произведения А.С. Пушкина вспомнили?
- Какие знания и умения закрепили?
- Вот и сказке конец, а кто слушал …
Рефлексия. – Ребята, если вы считаете, что мы хорошо поработали и наш урок был сказочным, похлопайте в ладоши!