Цель урока: создание условий для усвоения правописания суффиксов существительных
-ик-, -ек-.
Задачи урока:
предметные УУД: содействовать формированию грамотно писать слова с суффиксами -ик-, -ек-; содействовать развитию навыка каллиграфического письма и орфографической зоркости, способствовать развитию умения осознанно и произвольно строить речевые высказывания;
метапредметные: способствовать формированию УУД:
регулятивных: формировать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; контролировать и оценивать учебные действия;
познавательных: формировать умения структурировать знания, учить делать выводы и обобщения; применять алгоритм; поиск и выделение необходимой информации;
коммуникативных: развитие навыков коллективного сотрудничества со сверстниками и учителем, умения выражать свои мысли;
личностныех: способствовать воспитанию положительной мотивации к учению.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, парная.
Оборудование: учебник "Русский язык" С.Иванов, для 2 кл. ч.1, рабочая тетрадь "Пишем грамотно" №1, карточки для групповой и парной работы, презентация к уроку.
Ход урока:
Мотивация к учебной деятельности
Чистописание
ищ ищ
кот слон дом
- Что заметили в сочетании букв? (Это суффикс)
- Какое у него значение?
- Образуй слова при помощи этого суффикса
котище слонище домище (Слайд)
3. Определение темы урока. Постановка целей урока.
1) Работа с «сигналами» (да, нет).
- Суффикс – это маленькое слово.
- Суффикс – это часть слова.
- Суффикс служит для образования новых слов.
- Суффикс стоит перед корнем.
- Суффикс стоит после корня.
- Суффикс имеет значение.
- Суффикс –ёнок- пишется после твёрдых согласных и ч? А когда пишется этот суффикс?
2) Актуализация знаний.
- О какой части слова мы будем продолжать говорить?
4. Открытие детьми нового знания. Усвоение нового знания и способов действия.
1) Работа в парах (карточки). См.приложение.
- Обсудите задание на карточке. Где есть непонятные моменты поставьте !
- Какие возникли вопросы? Информация, под какой цифрой непонятна?
2) Определите тему урока. Поставьте цель. (Слайд).
- Чтобы достигнуть цели урока, можно идти разными путями.
1. Можно взять готовое правило.
2.Можно самим вывести правило. (Слайд).
- Какой путь выбираете вы и почему? (лучше пробовать самим, чтобы лучше запомнить).
3)Работа в группах.
(Группы созданы по уровням. Обсуждают проблему, делают вывод).
1) Работа по учебнику стр.124, упр.2. Работа в парах.
-Проверка.
Вывод.
7. Контроль и самооценка знаний и способов действия.
1) Рабочая тетрадь стр.69, упр.1
-Взаимопроверка.
Вывод.
2) «Исправь ошибки». (Слайд).
8. Подведение итогов урока, домашнее задание.
- Какую цель ставили? Удалось ли достичь?
- Где будете применять эти знания? Что еще предстоит сделать?
- Домашнее задание:
9. Рефлексия.
Приложение 1
Карточка № 1
1. Суффикс – это часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов. Суффикс имеет значение.
2.Чтобы выделить в слове суффикс нужно:
− Выделить в слове окончание, для этого нужно изменить форму слова.
− Выделить в слове корень, для этого необходимо подобрать родственные слова.
− Выделить в слове суффикс.
3.Суффиксы –ушк–, –юшк–, –к – имеют уменьшительно-ласкательное значение.
4. После мягких согласных, кроме [ч'], пишется суффикс – ёнок–: тигрёнок, телёнок.
5. После твердых согласных и [ч'], пишется суффикс – онок–: волчонок, мышонок.
6.Есть два похожих суффикса: –ик– и –ек– : [дом'ик], [внуч'ик], [топор'ик], [молоточ'ик]. Без ударения эти суффиксы произносятся одинаково, а пишутся по-разному.
Карточка № 1
1. Суффикс – это часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов. Суффикс имеет значение.
2.Чтобы выделить в слове суффикс нужно:
− Выделить в слове окончание, для этого нужно изменить форму слова.
− Выделить в слове корень, для этого необходимо подобрать родственные слова.
− Выделить в слове суффикс.
3.Суффиксы –ушк–, –юшк–, –к – имеют уменьшительно-ласкательное значение.
4. После мягких согласных, кроме [ч'], пишется суффикс – ёнок–: тигрёнок, телёнок.
5. После твердых согласных и [ч'], пишется суффикс – онок–: волчонок, мышонок.
6.Есть два похожих суффикса: –ик– и –ек– : [дом'ик], [внуч'ик], [топор'ик], [молоточ'ик]. Без ударения эти суффиксы произносятся одинаково, а пишутся по-разному.
Карточка № 1
1. Суффикс – это часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов. Суффикс имеет значение.
2.Чтобы выделить в слове суффикс нужно:
− Выделить в слове окончание, для этого нужно изменить форму слова.
− Выделить в слове корень, для этого необходимо подобрать родственные слова.
− Выделить в слове суффикс.
3.Суффиксы –ушк–, –юшк–, –к – имеют уменьшительно-ласкательное значение.
4. После мягких согласных, кроме [ч'], пишется суффикс – ёнок–: тигрёнок, телёнок.
5. После твердых согласных и [ч'], пишется суффикс – онок–: волчонок, мышонок.
6.Есть два похожих суффикса: –ик– и –ек– : [дом'ик], [внуч'ик], [топор'ик], [молоточ'ик]. Без ударения эти суффиксы произносятся одинаково, а пишутся по-разному.
Приложение 2
Карточка № 1
1 уровень
Сравни пары слов и сделай вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.
Есть арбузик – нет арбузика
Есть бантик – нет бантика
Есть барашек – нет барашка
Есть горошек – нет горошка.
Карточка № 2
2 уровень
Соедини пары слов и сравни их. Сделай вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.
билетик (нет) кармашка
садик (нет) пенёчка
кармашек (нет) садика
пенёчек (нет) билетика
Карточка № 3
3 уровень
Измени форму данных слов, подставляя к ним слова нет, много.
Сделай вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.