САМООЦЕНКА: Поставьте на полях оценки. + - без ошибок, - если есть ошибки.
- Что нужно знать, чтобы правильно писать приставки и
суффиксы? (знать какие бывают приставки и какие бывают
суффиксы, знать правописание этих значимых частей слова или проверить по словарю).
III. Введение в тему урока. Постановка проблемы.
-Давайте с вами заглянем в сказку Л. Гераскиной «В стране невыученных уроков». Её герой Витя Перестукин Умудрился за один день получить 5 двоек.И учебники отправили его в Страну Невыученных уроков. (Просмотр отрывка)
-Какая проблема встала перед Витей?
-Как думаете, какая будет тема нашего урока?
Правильно!
- Сегодня на уроке мы должны разобраться в каком случае
пишется -ек, а в каком -ик.
(Слайд)
ключ _к
?
-ек -ик
- Если мы откроем этот секрет, то сможем открыть замочек на
волшебном ларчике.
IV. Работа по теме урока.
- У вас на партах в конвертах лежат слова.
- Прочитайте слова и определите, какой частью речи они являются.
(существительные)
- На какие две группы можно разделить слова? (ед. и мн. число)
- Разделите слова в два столбика.
- В каждой паре слов выделите суффикс.
- Внимательно посмотрите на каждую пару слов. На какие еще группы можно
их разделить?(слова с гласной -и в суффиксе и слова с гласной -е в
суффиксе).
Расположите слова в 2 группы.
Назовите слова 1 группы. Назовите слова 2группы.
Кузнечик кузнечики Орешек орешки
Птенчик птенчики Горошек горошки
- Что вы заметили? Что происходит с гласной суффикса? (при изменении
формы слова гласная суффикса или остается в нем или исчезает).
- Действительно, посмотрите на группу слов с гласной -и.
Гласная -и есть в суффиксе слова ед. числа, сохранилась она и в
суффиксе слов во мн. числе. (слайд)
А в словах 2 группы что происходит? (гласная -е есть в словах
ед.числа, но исчезла в словах мн. числа).(слайд)
- Ребята кто попробует сформулировать правило о суффиксах -ек, -ик?
(Слайд).
Суффикс -ик пишется, если … при изменении формы слова гласная сохраняется. (Кузнечик - кузнечики).
Суффикс -ек пишется, если… при изменении формы слова гласная исчезает. (орешек - орешки).
- Давайте проверим, правы ли мы с вами. Откройте учебники на с. 125.
- Прочитаем правило.
Физминутка.(компьютер)
V. Закрепление нового материала.
- Ребята, кто запомнил когда пишется -ек, а когда -ик?
- Давайте на основе этого правила попробуем объяснить написание слов.