Сегодня на уроке мы продолжим повторять орфограммы, изученные в 5, 6 классах. Эти знания нам необходимы для выполнения заданий государственной итоговой аттестации. Познакомьтесь с формулировкой заданий А7 и попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. (Слайд)
Тестовый задания А7 взяты из сборника Г.Т.Егораевой «ГИА 2013. Русский язык. 9 класс» (Слайд )
А7. В каком слове правописание суффикса является исключением из правила?
Деревянный
Серебряный
Единственный
Дисциплинированным
А7. В каком слове правописание суффикса определяется правилом «Два Н пишется в прилагательных, образованных с помощью суффикса –Н- от существительных с основой на –Н»?
Вытаращенными
Каменных
Медленная
неуверенная
Тема урока: «Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных».(Слайд)
Цели урока для учащихся.
- Что вы должны знать и уметь, чтобы выполнить задание А7 государственной итоговой аттестации?
Знать условия выбора Н и НН в суффиксах прилагательных.
Уметь объяснять свой выбор.
- Готовы ли выполнять задание государственной итоговой аттестации А7? Давайте проверим, насколько каждый из вас освоил данную орфограмму.
Входной контроль.
Перфокарта.
Длинный
Ветреный (день)
Серебряный
Государственный
(Вещь) ценна
Мужественный
Песчаный
Глиняный
Старинный
Оловянный
Безветренный
Земляной
Ястребиный
Пчелиный
Стеклянный
Картинный
Утиный
Подлинный
Торжественный
Барабанный
Туманный
Овсяное
Башенный
Кожаный
Деревянный
Бездонный
Лунный
Самопроверка. (Слайд )
Ключ
НН
Н
Н
НН
НН
НН
Н
Н
НН
НН
НН
Н
Н
Н
НН
НН
Н
НН
НН
НН
НН
Н
НН
Н
НН
НН
НН
Учащимся, не допустившим ошибки, выставляются оценки в журнал.
Самостоятельный выбор учащимися цели дальнейшей деятельности:
1.Знать условия выбора Н и НН в суффиксах прилагательных; уметь выбирать нужный алгоритм для их написания (работа с консультантом).
2.Знать условия выбора Н и НН в суффиксах прилагательных; уметь выбирать нужный алгоритм для их написания (самостоятельная работа).
3.Знать условия выбора Н и НН в суффиксах прилагательных; уметь выбирать нужный алгоритм для их написания, активно использовать в письменной и устной речи.
Практическая работа в соответствии с выбранной целью.
3 уровень (высокий, продвинутый)
Индивидуальные задания.
1 карточка. Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных.
Написать мини-сочинение, включив в работу слова на повторяемую орфограмму.
Тема – охрана природы и окружающей среды;
Идея – охрана природы и окружающей среды – дело экологов (т.е. необязательно всем охранять природу и окружающую среду).
Тип речи - рассуждение (тезис - аргументы - вывод)
2 карточка. Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных.
Написать мини-сочинение, включив в работу слова на повторяемую орфограмму.
Тема - охрана природы и окружающей среды;
Идея -Каждый гражданин Российской Федерации «обязан сохранять природу и окружающую среду». (Конституция РФ Статья 58).
Тип речи - рассуждение (тезис - аргументы - вывод).
Время работы – 10 минут
Опережающее задание.
Изучив теоретический материал по теме «Правописание И, Ы после Ц» в учебнике стр…., на сайтах Интернета http://www.rusyaz.ru/pr/ , http://www.gramota.ru/spravka/rules/, http://www.gramma.ru/RUS/?id=4.25 составить алгоритм, разместить его на блоге 206kab.blogomama.ru. (2 ученика).
Время работы – до конца урока.
2 уровень (средний)
Распределительный схематический диктант.
Заполните таблицу только номерами слов, перечисленными ниже. Какие слова вы не включили в таблицу? Почему?
+ -онн-
+ -енн-
Н
+ -н-
+ -ин-
+ -ан-
+ -ян-
НАПРИМЕР
2,
7,
Задание
клюкв…ый морс
11. ветр…ый день
21. лав…ая опасность
стари…ая картина
12. зме…ая кожа
22. полы…ый запах
глин…ый сосуд
13. земл…ой орех
23. дл…ый шарф
плам…ая речь;
14. петуш…ый гребень
24. звер…ый рев
безветр…ая погода
15. льн…ая ткань
25. даль тум…а
рум…ые щеки
16. осе…ий лес
26. берест…ая грамота
голуб…ая стая
17. диков…ый случай
27. работа врем…а
песч…ый берег
18. орл…ый взгляд
28. дорога дли…на
серебр…ый кубок
19. карм…ый фонарь
29. дерев…ая дверь
торжеств…ое событие
20. рж…ой хлеб
30. искусств…ый шелк
Самопроверка
Ключ
+ -онн-
+ -енн-
Н
+ -н-
+ -ин-
+ -ан-
+ -ян-
1.
4, 5, 10, 27, 30.
2, 16, 17, 19, 21, 22, 23, 25, 28.
7, 12, 14, 18, 24.
8, 20.
3, 9, 13, 15, 26.
В таблицу не вошли слова – исключения: румяные щеки, ветреный день, деревянная дверь.
Индивидуальные задания:
Собрать лингвистическое лото (1 ученик).
Подготовить материал к «Немому» диктанту (5 учеников). (Нарисовать предмет на повторяемую орфограмму, например, деревянный стол).
Я сидел у края овсяного поля, куда ночью приходил медведь.
Гусь в луне моет свой гусиный нос.
Сквозь маленькое окошко пробивается лунный свет.
Приятна солнца утренняя высь.
Время работы – 10 минут
Физ. минутка
Проверка индивидуальных работ
Лингвистическое лото.
- К какому произведению нарисована собранная иллюстрация? («А.П.Платонов «Волшебное кольцо». Цитата к иллюстрации: «Кошка и говорит собаке: «Пропали мы все. Пойдем царевну сыщем и возьмем от нее волшебное кольцо. Нас хозяин от смерти спас, теперь мы его спасем».
«Немой» диктант. (Учащиеся показывают рисунки, одноклассники записывают название предметов, изображенных на рисунках, объясняют выбор Н и НН в суффиксах прилагательных).
Зашита творческих работ «Охрана природы и окружающей среды».
- Какая гражданская позиция вам ближе?
Выборочный диктант. Выписать слова на повторяемую орфограмму из творческих работ одноклассников.
Рефлексия
- Покажите пальчиками, как вы усвоили данную орфограмму?
- Молодцы!
- Покажите пальчиками, готовы вы выполнять задание А7 государственной итоговой аттестации?
Тестовые задания А7 из сборника Г.Т.Егораевой «ГИА 2013. Русский язык. 9 класс» (Слайд )
Итоги выполненной работы учащиеся заносят в таблицу «Подготовка к ГИА», тем самым осуществляя собственный мониторинг.
Рефлексия
- Какой вид работы на уроке вам показался самым интересным?
Домашнее задание:
По выбору:
- упр. …
- подготовить материал к «Немому диктанту»;
- подготовить лингвистическое лото
Индивидуальные опережающие задания:
- подготовить материал к перфокарте по теме «Правописание И – Ы после Ц».
Выставление оценок и отметок.
Рефлексия.
- Покажите жестами, мимикой, какое у вас настроение в конце нашего урока.
Рекомендации.
Все предложенные задания, в зависимости от работоспособности учащихся на уроке, можно сократить.