Организация начала занятия Мотивация к учебной деятельности Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Постановка цели деятельности («Открытие» детьми нового знания) Первичное закрепление Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Включение в систему знаний и повторение Рефлексия деятельности Задание на дом | личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; регулятивные: саморегуляция коммуникативные УУД: определение целей функций участников, способов взаимодействия, инициативное сотрудничество в сборе и обработке информации, владение монологической и диалогической формой речи; личностные: самоопределение, установление связи между целю учения и ее его мотивом, проявлять интерес к изучению темы. регулятивные: целеполагание познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, извлечение необходимой информации и ее использование, постановка и формулирование проблемы. коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: целеполагание, самоконтроль знаний постановка и решение проблемы: формулирование задач и целей урока; познавательные: применение методов информационного поиска коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации регулятивные: коррекция (внесение необходимых коррективов в план и способ действия) познавательные: структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач, логические: анализ объектов с целью выделения признаков, регулятивные: саморегуляция, контроль (сличение знаний с эталоном) регулятивные: составление плана действий, саморегуляция; познавательные: поиск и выделение важной информации, применение алгоритма, пошаговое выполнение задачи регулятивные: оценка результатов работы. коммуникативные: управление поведением партнера познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, подведение итогов, логические: выведение следствий, коммуникативные: владение монологической формой речи, умение полно и чётко выражать свои мысли, личностные: самоопределение, регулятивные: саморегуляция, осознание качества и уровня усвоения знаний; коммуникативные: умение слушать, принятие решения и его реализация. коммуникативные: инициатива в выборе задачи, поиск и сбор информации; логические: анализ истинности утверждений, регулятивные: оценка результатов работы | Включение детей в деятельность. Учитель: - Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на уроке русского языка. Улыбнёмся друг другу, пожелаем удачи. Я верю, что у нас сегодня всё получится! Итак, начнём урок. - Давайте вспомним, над каким разделом мы работаем. На доске записываем слово МОРФОЛОГИЯ. Игра «Верно-неверно». - А какую часть речи мы изучали на последних уроках? - Теперь обратите внимание на доску. Прочитайте про себя предложения. Теперь вслух. 1. Улыбнулись сон…ые б…р…зки растр…пали шелковые косы. 2. П…гасло со…нце и над миром плывет з…думчиво луна. 3. Ш…л…стят з…ленные с…ре…ки и горят с..ребря…ые росы. - Какие предложения мы можем сгруппировать и по каким признакам (ориентируяемся на одинаковые орфограммы в словах и пунктуацию): - сомнительные гласные; - непроверяемые безударные гласные; - безударные гласные; - количество грамматических основ; - рифмуются последние слова 1 и 3 предложения. - А теперь еще раз посмотрите на доску и сформулируйте задание (списать , вставить пропущенные буквы, обозначить орфограммы). Я добавлю – списать только те предложения, которые между собой рифмуются. - Есть ли в предложениях слова, написание которых вызвало затруднение? - Все ли орфограммы на месте пропусков можем объяснить? - В какой части прилагательных пропущены буквы? (Буквы пропущены в суффиксах) - Что вызывает сомнение при написании суффиксов прилагательных? (Вызывает сомнение, одну или две буквы Н надо писать в суффиксах этих прилагательных) - Какой проблемный вопрос можем сформулировать? (От чего зависит написание одной и двух букв Н в суффиксах имен прилагательных?) Исходя из этого, сформулируйте тему сегодняшнего урока «Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных» ( запись темы на доске) - Какова цель урока? Сформулируйте, используя для этого опорные слова на доске: 1). Познакомиться с правилом…. (написания буквы Н в суффиксах прилагательных); 2). Учиться правильно…..(писать суффиксы прилагательных с буквой Н) - Перед вами лежат таблицы. Внимательно их изучите. А теперь прочитайте правило в учебнике. Что нужно доработать в таблице? (Выделить суффиксы, записать образованные прилагательные) -Внимание на доску (Презентация) Давайте попробуем объяснить правописание слов. (Слайд 1) - Образуйте прилагательные от существительных и выделите словообразовательные суффиксы: - Когда пишется одна буква н в суффиксах прилагательных, а когда – две буквы н? - А теперь составим алгоритм (Слайд 2) - Что такое алгоритм? - Скажите, мы рассматривали с вами какую форму прилагательных? (Полную) - А сколько же Н пишется в суффиксах кратких прилагательных? Правила выбора Н и НН распространяются как на полные прилагательные, так и на краткие формы. - Образуйте краткую форму всех трех родов от прилагательных: длинный – шнурок длинен, дорога длинна, слово длинно; румяный – ребенок румян, девочка румяна, дитя румяно; единый – коллектив един, Россия едина, общество едино. - Обратите внимание на написание Н и НН в кратких формах женского и среднего рода (в них сохраняется столько Н, сколько их пишется в полной форме). - Подберите синонимы к слову РУМЯНЫЙ (розовощекий, краснощекий), антонимы (бледнолицый, бледный) - Обратите внимание на правописание слов ветреная – ветряная. Правописание этих слов зависит от значения. К таким словам также относятся масляный – масленый, соляной – соленый. (Слайд 3) Запишите эти слова. Но в русском языке есть такие слова , правописание которых нужно запомнить.(Слайд 4). В них буква Н входит в состав корня, поэтому пишется Н. - Запишите эти слова в тетрадь. Выделите корень и подчеркните Н - Составьте словосочетания «прил. +сущ.»: величество (природа), былина (размах), стекло (фигурка), барабан (дробь), ветер (день), шерсть (шарф), станция (смотритель) - Посмотрите на экран (Слайд 5) и сформулируйте задание (выпишите прилагательные в два столбика – с Н и НН). - В каком случае мы будем писать Н, а в каком НН? Вспоминаем правило. Революцио…ый, орли…ый, восторже…ый, овся…ый, шерстя…ой, обеде…ый, оловя…ый, кожа…ый, деревя…ый, звери…ый, торфя…ой, экскурсио…ый, письме…ый, стекля…ый, авиацио…ый, песча…ый, костя…ной, обыкнове…ый. - А теперь набольшая самостоятельная работа. Тест «Проверь себя» ( слайд 6) - Поменяйтесь тетрадями. Взаимопроверка. - С каким правилом мы познакомились? - Вспомним, какова была наша цель? Достигли мы ее? - Расскажите о правописании Н и НН в суффиксах прилагательных? - От чего образуются рассматриваемые нами прилагательные? - Сколько Н вы будете писать в краткой форме прилагательных? Выразите ваши впечатления от урока. Продолжите предложения: Я понял….. Мне понравилось… Вызвало затруднение….. Было сложно… Нужно выучить….. Предлагаю выбрать любой вариант домашнего задания: - Подготовьте словарный диктант по изученному виду орфограммы (карточки с заданиями); - Придумайте грамматическую сказку на тему «Приключения Н и НН в королевстве Прилагательного»; | Включение в работу, самоопределение Учащиеся предлагают свои тезисы. Ребята объясняют свои предположения. Один ученик работает на доске, остальные в тетрадях. Ребята отвечают на вопросы. Дают объяснение. Формулируют тему урока и цели. Записывают тему в тетрадь. Читает один ученик. Работа в таблице. Графическая работа со словами. Выполняется словообразова-тельный разбор прилагательных По ходу составления записывают в тетрадь Выявление особенностей правописания кратких форм прилагательных. Коллективная работа. Работа в тетради. Самостоятельная работа обучающихся, самопроверка. Работа по цепочке с комментариями. Самостоятельная работа. Взаимопроверка. Возвращение к цели урока, ее формулировка, ответы на вопросы. Восстановление учебной мотивации. |