Правописание Н и НН в отглагольных прилагательных и причастиях
Правописание Н и НН в отглагольных прилагательных и причастиях
Познакомить учащихся с условиями выбора гласной перед н в полных и кратких страдательных причастиях; формировать умение верно определять гласную перед н.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Правописание Н и НН в отглагольных прилагательных и причастиях»
Урок 7 класс
Правописание Н и НН в отглагольных прилагательных и причастиях
Цели: познакомить учащихся с условиями выбора гласной перед н в полных и кратких страдательных причастиях; формировать умение верно определять гласную перед н.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
III. Сообщение темы и цели урока.
Рассеянные ветром, позолоченный рожок, над спящим лесом, раненный в руку, много видевший, все боящийся потерять, само собой разумеющееся, по воскресшим полям, спущенные по краям, блистающими слезинками, в похолодевшем воздухе; истерзанная войной земля; блиндажи, заросшие папоротником; далеко слышимый; изучена всеми; читаемый ветеранами.
1. Образовать все возможные формы причастий от глаголов:
рассчитать – рассчитывать
месить – замесить
2. Сравнить суффиксы глаголов и причастий.
– Как вы думаете, от чего зависит выбор гласной перед суффиксом н в причастиях?
Запись на доске и в тетрадях:
На -ать, -ять → пиши -а:
рассчитать – рассчитанный
На -ить, -еть → пиши -е:
замесить – замешенный
Закрепление.
1. Синтаксический разбор предложения, записанного на доске (образовать от глаголов в скобках полные страдательные причастия).
Солнечные тени скользят по воскресшим полям Сталинграда, много раз (перепахать) снарядами, все еще (помнить) громовые гулы (не видать) битв.
– Сделайте разбор по составу всех причастий данного предложения.
3. Игра.
Даны две загадочные буквы: РК. Расшифруйте данную аббревиатуру так, чтобы первое слово стало причастием, второе – существительным. Например: растущая кукуруза. Составьте словосочетания, которые могут быть любыми, необычными или даже невообразимыми.
4. Образуйте страдательные причастия прошедшего времени от следующих глаголов, подчеркните изучаемую орфограмму и укажите способ ее проверки.
Организовать вечер, возложить цветы, замешать в историю, окопы обстрелять, заметить ошибки, окончить войну, зажечь огонь.
– Составить небольшой текст или записать несколько предложений, используя полученные словосочетания.
Чтение и обсуждение полученных миниатюр.
II. Комментированное списывание с доски с указанием способа проверки орфограммы (по цепочке).
Просмотр..нный альбом; задерж..нный на работе; наполн..нный доверху; взвеш..нный товар; запачк..нный грязью; усе..нное поле; застрел..нный в упор; взволнов..нным голосом; рекомендов..нная литература; запломбирóванный зуб (обратить внимание на постановку ударения); посвящ..нная матери книга; раскро..нный материал; развеш..нное белье; слыш..нная когда-то сказка; купл..нная в магазине вещь; располож..нные рядом дома; избр..нный президент; озар..нный мечтой; изобрет..нный прибор; прослуш..нный курс лекций.
1. Беседа с классом по вопросам:
– В какой части речи была пропущена орфограмма?
– Что такое причастие?
– Почему причастие является отглагольной формой?
– В чем похожи и в чем различны глагол и причастие?
– Прилагательные и причастия?
– Чем отличаются действительные причастия от страдательных?
– Какие причастия не образуются от глаголов совершенного вида?
(Действительные причастия настоящего времени; страдательные причастия настоящего времени.)
– От каких глаголов нельзя образовать страдательные причастия?
– Что называется причастным оборотом? Как он выделяется на письме?
– Расскажите о правописании н и нн в прилагательных, образованных от существительных.
– Как отличить причастие от отглагольного прилагательного?
2. Анализ таблицы (на доске):
Причастие
Отглагольное прилагательное
1. Обозначает время. Образуется от глагола:
1. Обозначает постоянный признак. Образуется от причастия:
рассеянные ветром тучи (рассеять)
2. Может иметь приставки:
позолоченный рожок
3. Может иметь зависимые (пояснительные) слова:
раненный в руку
4. Заменяется придаточным определительным: тучи, которые рассеял ветер
5. Закончите предложение и напишите, о чем говорят:
– Не ладно скроен…
– Стреляного воробья…
– Пуганая ворона…
– Повинную голову…
6. Устно объясните написание н и нн. Запишите в тетрадь один-два понравившихся вам рецепта из «Книги о вкусной и здоровой пище людоеда» Григория Остера.
(Текст проецируется на экран или записан на доске.)
Кваше(н,нн)ые девочки
Отобрать грязных, растрепа(н,нн)ых девочек-плакс, умыть, причесать и плотно набить ими прочную деревя(н,нн)ую кадку. Соль можно не сыпать – девочки сами наплачут полную кадку соле(н,нн)ых слез.
Консервирова(н,нн)ые грязнули
Взять несколько вываля(н,нн)ых в грязи мальчиков, добавить к ним одну измаза(н,нн)ую вареньем девочку, посадить их всех в стекля(н,нн)ую непрозрачную банку, плотно закрыть крышкой и поставить в темное место, чтоб никто никогда не смог их увидеть. Консервирова(н,нн)ые грязнули приятно украшают любой стол.
Компот из испорче(н,нн)ых мальчиков
Если ваши мальчики окончательно испортились, сделайте из них компот. Для этого нужно как следует обработать порче(н,нн)ых мальчиков, предварительно вынув из них душу.
Кривляка в собстве(н,нн)ом платьице
Снять с кривляющейся девочки сандалики и уложить ее на блюдо, вымаза(н,нн)ое горчицей. Сандалики можно съесть потом, на закуску.
Распуще(н,нн)ые девчонки
Распустить на сковородке сливочное масло и выпустить на нее совершенно распуще(н,нн)ых девчонок. После того как они минут пятнадцать побегают по сковородке, их можно подать к столу, предварительно изрубив… лимонную корку и посыпав ею девчоночьи головы.
7. Расставьте ударения.
Понявший – понятый; поднявший – поднятый; начавший – начатый; взят – взята; привезен – привезена; создан – создана.
8. Выполнение упражнений 232, 234
– Выполните у доски с комментариями, обозначая суффиксы страдательных причастий, обозначая условия выбора одной или двух букв н.
Карточка 1.
Образуйте от следующих глаголов страдательные причастия прошедшего времени, подчеркните изучаемую орфограмму и укажите способ ее проверки.
Расстрелять патроны; пристрелить зверя; замесить тесто; высушить волосы на солнце; занавесить плотной шторой; подвесить на потолок; застроить участок земли; выслушать критику в свой адрес; намаслить кусок хлеба; удостоить награды; вывинтить гайку; соорудить плотину.
Карточка 2.
Запишите словосочетания; выделите изучаемую орфограмму, отметьте условия ее выбора.