kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Правописание –НН- и –Н- в причастиях и отглагольных прилагательных»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

Обучающая: дать понятие о правописании –НН- и –Н- в причастиях и отглагольных прилагательных.

Развивающая: совершенствовать знания, умения и навыки в определении

–Н- и –НН- в причастиях.

Воспитывающая: воспитывать интерес к чтению русской классики.

Наглядность: таблица «-НН- и –Н- в причастиях и отглагольных прилагательных», карточки с буквами «С» (слитно) и «Р» (раздельно), разноуровневые задания.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Методы: объяснительно-иллюстративный, метод уровневой

дифференциации.

Схема урока.

I Организационный момент.

II Опрос домашнего задания.

III Графическая пятиминутка.

IV Постановка темы и цели урока.

V Объяснение нового материала.

VI Закрепление знаний, умений и навыков.

VII Задание на дом.

VIII Рефлексия.

Описание хода урока.

I Опрос домашнего задания.

1.Беседа по вопросам:

-Когда НЕ с причастиями пишутся слитно, раздельно?

-Приведите примеры (1 ряд – слитно, 2 ряд – раздельно)

II Графическая пятиминутка.

Учитель зачитывает словосочетания, учащиеся поднимают соответствующую карточку «С» (слитно), «Р» (раздельно)

Не исправленная вовремя ошибка; невспаханное поле; роман не дописан; ненаписанное сочинение; калитка не закрыта; задача не решенная, а только начатая; ничем не нарушаемая тишина; совершенно некрашеный забор; отнюдь не прочитанная книга.

(Связь с предыдущей темой «НЕ с причастиями», 7 класс)

III Создание проблемной ситуации.

-Запишите 2 словосочетания «кипяченая вода», «вскипяченное молоко»

-Как вы думаете, в каком причастии пишется –НН-, а в каком –Н-?

IV Постановка темы и цели урока.

V Объяснение нового материала.

В страдательных причастиях П.в. пишутся –НН-:

1.Причастие имеет         , кроме  НЕ  (покрашенный);

2.Причастие имеют зависимые слова (раненный в ногу боец);

3.Причастие совершенного вида (проверенное сочинение);

4.Причастие образовано от глаголов с суффиксами –ОВА-, -ЕВА-, -ИРОВА- (маринованные огурцы)

Если слова не имеют вышеперечисленных признаков, оно является отглагольными прилагательными и пишется с одним –Н-.

V Закрепление знаний, умений и навыков.

1.Объяснительный диктант.

-Выпишите в 2 столбика причастия. В первый –«-НН» во второй – «-Н».

Асфальтированная дорога, вареная картошка, соленые огурцы, пойманный мяч, крашенный краской пол, некрашеный пол, прочитанная книга, плетеная корзина.

2.Работа по учебнику.

1.Упр. 156 (устно)

-Прочитайте текст.

-К какому стилю речи, типу речи относится текст.

-Определите тему текста, основную мысль текста.

-Найдите причастия

I ряд – 1 абзац (взволнованный, есть приставка )

II ряд - 2 абзац (нагруженных, есть приставка)

III ряд – 3 абзац (нет причастий)

-Сколько «Н» пишется в данных причастиях? Докажите.

-Какие произведения К.Паустовского вы знаете?

(Межпредметная связь: русский язык и русская литература)

3.Работа со словами.

-Записать слова в словарик: рушник, кацавейка, балагурить, рейд, трель, эскадра.

-Составьте 3 словосочетания с этими словами.

-Определите способ связи слов в словосочетаниях.

(Связь с предыдущей темой «Словосочетание и предложение», параграф 2, 7 класс)

4.Выполнение разноуровневых заданий.

I уровень

1.Спишите предложения, вставляя в слова Н или НН.

1.Рыба же, пече…ая на раскале…ых камнях, приправле…ая густым медом, лучше всякой иной сладости.

2.Край ты мой заброше…ый, край ты мой, пустырь. Сенокос некоше…ый, лес да монастырь.

3На стенах висело несколько писа…ых маслом картин.

4.Красавицы они у меня писа.ые!

5.Коляска остановилась посреди пыльной немоще…ой улицы, застрое…ой одноэтажными домиками.

2.Перепишите, вставляя пропущенные Н или НН.

1.Ране…ый боец – изране…ый солдат;

2.Сея…ая мука – посея…ое зерно;

3.Кипяче…ая вода – вскипяче…ое молоко;

4.Краше…ый пол – покраше…ый забор;

5.Коше.ый или некоше…ый клевер – скоше…ая трава.

II уровень

1.Распределите словосочетания в две колонки – с НН и Н в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. Выделите суффиксы.

1.Точе…ая фигура – точе…ые мастером детали;

2.Туше…ое мясо – туше…ое с перцом;

3.Копче…ая колбаса - копче…ых на углях;

4.Коше…ая опушка – коше.ый вчера луг;

5.Зва…ый ужин – зва…ые к обеду гости.

2.Измените словосочетания таким образом, чтобы отглагольное прилагательное стало причастием.

Образец: Кошеные травы. – Кошенные летом травы.

1.Печеный хлеб.

2.Плетеная корзина.

3.Вареное яйцо.

4.Сеяная мука.

5.Сушеные фрукты.

 

III уровень

1.Спишите, вставляя в слова пропущенные Н и НН. Объясните свой выбор.

 

1.Золоче…ые ложки.

2.Позолоче…ый поднос.

3.Неноше…ая одежда.

4.Давно ноше…ое пальто.

5.Испорче…ое настроение.

2.Образуйте прилагательные от данных глаголов и составьте с ними 3-4 предложения.

Белить, грузить, коптить, беречь, печь, звать, жарить, тушить, мостить, крутить, учить, солить.

 

V Рефлексия.

-В каких случаях пишется –НН- в причастиях?

VII Задание на дом.

1.Параграф 18 выучить.

2.Упр. 158, стр. 72

3.Упр. 156, стр. 70 (для сильных учащихся).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Правописание –НН- и –Н- в причастиях и отглагольных прилагательных» »

Русский язык. 7 класс. «Правописание –НН- и –Н- в причастиях и отглагольных прилагательных»


Галиева Н.А., СШ № 2 г. Щучинска

Акмолинской области


Цели:

Обучающая: дать понятие о правописании –НН- и –Н- в причастиях и отглагольных прилагательных.

Развивающая: совершенствовать знания, умения и навыки в определении

–Н- и –НН- в причастиях.

Воспитывающая: воспитывать интерес к чтению русской классики.

Наглядность: таблица «-НН- и –Н- в причастиях и отглагольных прилагательных», карточки с буквами «С» (слитно) и «Р» (раздельно), разноуровневые задания.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Методы: объяснительно-иллюстративный, метод уровневой

дифференциации.


Схема урока.

I Организационный момент.


II Опрос домашнего задания.


III Графическая пятиминутка.


IV Постановка темы и цели урока.


V Объяснение нового материала.


VI Закрепление знаний, умений и навыков.


VII Задание на дом.


VIII Рефлексия.











Описание хода урока.

I Опрос домашнего задания.

1.Беседа по вопросам:

-Когда НЕ с причастиями пишутся слитно, раздельно?

-Приведите примеры (1 ряд – слитно, 2 ряд – раздельно)

II Графическая пятиминутка.

Учитель зачитывает словосочетания, учащиеся поднимают соответствующую карточку «С» (слитно), «Р» (раздельно)

Не исправленная вовремя ошибка; невспаханное поле; роман не дописан; ненаписанное сочинение; калитка не закрыта; задача не решенная, а только начатая; ничем не нарушаемая тишина; совершенно некрашеный забор; отнюдь не прочитанная книга.

(Связь с предыдущей темой «НЕ с причастиями», 7 класс)

III Создание проблемной ситуации.

-Запишите 2 словосочетания «кипяченая вода», «вскипяченное молоко»

-Как вы думаете, в каком причастии пишется –НН-, а в каком –Н-?

IV Постановка темы и цели урока.

V Объяснение нового материала.


В страдательных причастиях П.в. пишутся –НН-:

1.Причастие имеет , кроме НЕ (покрашенный);

2.Причастие имеют зависимые слова (раненный в ногу боец);

3.Причастие совершенного вида (проверенное сочинение);

4.Причастие образовано от глаголов с суффиксами –ОВА-, -ЕВА-, -ИРОВА- (маринованные огурцы)

Если слова не имеют вышеперечисленных признаков, оно является отглагольными прилагательными и пишется с одним –Н-.

V Закрепление знаний, умений и навыков.

1.Объяснительный диктант.

-Выпишите в 2 столбика причастия. В первый –«-НН» во второй – «-Н».

Асфальтированная дорога, вареная картошка, соленые огурцы, пойманный мяч, крашенный краской пол, некрашеный пол, прочитанная книга, плетеная корзина.

2.Работа по учебнику.

1.Упр. 156 (устно)

-Прочитайте текст.

-К какому стилю речи, типу речи относится текст.

-Определите тему текста, основную мысль текста.

-Найдите причастия

I ряд – 1 абзац (взволнованный, есть приставка )

II ряд - 2 абзац (нагруженных, есть приставка)

III ряд – 3 абзац (нет причастий)

-Сколько «Н» пишется в данных причастиях? Докажите.

-Какие произведения К.Паустовского вы знаете?

(Межпредметная связь: русский язык и русская литература)

3.Работа со словами.

-Записать слова в словарик: рушник, кацавейка, балагурить, рейд, трель, эскадра.

-Составьте 3 словосочетания с этими словами.

-Определите способ связи слов в словосочетаниях.

(Связь с предыдущей темой «Словосочетание и предложение», параграф 2, 7 класс)

4.Выполнение разноуровневых заданий.

I уровень

1.Спишите предложения, вставляя в слова Н или НН.

1.Рыба же, пече…ая на раскале…ых камнях, приправле…ая густым медом, лучше всякой иной сладости.

2.Край ты мой заброше…ый, край ты мой, пустырь. Сенокос некоше…ый, лес да монастырь.

3На стенах висело несколько писа…ых маслом картин.

4.Красавицы они у меня писа..ые!

5.Коляска остановилась посреди пыльной немоще…ой улицы, застрое…ой одноэтажными домиками.

2.Перепишите, вставляя пропущенные Н или НН.

1.Ране…ый боец – изране…ый солдат;

2.Сея…ая мука – посея…ое зерно;

3.Кипяче…ая вода – вскипяче…ое молоко;

4.Краше…ый пол – покраше…ый забор;

5.Коше..ый или некоше…ый клевер – скоше…ая трава.


II уровень

1.Распределите словосочетания в две колонки – с НН и Н в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. Выделите суффиксы.

1.Точе…ая фигура – точе…ые мастером детали;

2.Туше…ое мясо – туше…ое с перцом;

3.Копче…ая колбаса - копче…ых на углях;

4.Коше…ая опушка – коше..ый вчера луг;

5.Зва…ый ужин – зва…ые к обеду гости.

2.Измените словосочетания таким образом, чтобы отглагольное прилагательное стало причастием.

Образец: Кошеные травы. – Кошенные летом травы.

1.Печеный хлеб.

2.Плетеная корзина.

3.Вареное яйцо.

4.Сеяная мука.

5.Сушеные фрукты.


III уровень

1.Спишите, вставляя в слова пропущенные Н и НН. Объясните свой выбор.


1.Золоче…ые ложки.

2.Позолоче…ый поднос.

3.Неноше…ая одежда.

4.Давно ноше…ое пальто.

5.Испорче…ое настроение.

2.Образуйте прилагательные от данных глаголов и составьте с ними 3-4 предложения.

Белить, грузить, коптить, беречь, печь, звать, жарить, тушить, мостить, крутить, учить, солить.


V Рефлексия.

-В каких случаях пишется –НН- в причастиях?

VII Задание на дом.

1.Параграф 18 выучить.

2.Упр. 158, стр. 72

3.Упр. 156, стр. 70 (для сильных учащихся).




































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Правописание –НН- и –Н- в причастиях и отглагольных прилагательных»

Автор: Галиева Наталья Анатольевна

Дата: 02.07.2015

Номер свидетельства: 222114

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "Конспект урока русского языка "Правописание н и нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных""
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_russkogo_iazyka_pravopisanie_n_i_nn_v_suffiksakh_prichastii_i_otg"
    ["file_id"] => string(6) "652151"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1717609626"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Правописание Н и НН в именах прилагательных,  причастиях и отглагольных прилагательных "
    ["seo_title"] => string(99) "pravopisaniie-n-i-nn-v-imienakh-prilaghatiel-nykh-prichastiiakh-i-otghlaghol-nykh-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "205953"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1430062356"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Правописание -н- и -нн- в причастиях и отглагольных прилагательных"
    ["seo_title"] => string(72) "pravopisaniie-n-i-nn-v-prichastiiakh-i-otghlaghol-nykh-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "273577"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452248229"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных"
    ["seo_title"] => string(56) "ninnvsuffiksakhprichastiiiotghlagholnykhprilaghatielnykh"
    ["file_id"] => string(6) "320837"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461153478"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "«одна и две н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных"
    ["seo_title"] => string(80) "odna_i_dve_n_v_suffiksakh_stradatelnykh_prichastii_proshedshego_vremeni_i_otglag"
    ["file_id"] => string(6) "580517"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1621108998"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства