Просмотр содержимого документа
«Правописание мягкого знака после шипящих у имен существительных»
Тема: Правописание мягкого знака после шипящих у имен существительных.3 класс.
Цели урока.
Углубить знания учащихся о функциях мягкого знака, как показателя женского рода имен существительных.
Создать организационные и содержательные условия для развития у детей критического мышления.
Оборудование: карточки с текстом, карточки для рефлексии.
Приём: “Кластер”, “Чтение с пометками”, “Светофор”.
Организация класса.
- Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки. Улыбка всегда располагает нас к приятному общению.
Минутка чистописания.
На доске написаны слова: тетрадь, пальто, коньки, картофель, воробьи.
– Прочитайте эти слова. Определите букву, которую мы будем писать на уроке. Она присутствует в этих словах и не обозначает звука. (Это буква “ь”).
– Цепочку для чистописания вы составите самостоятельно. Используйте для этого первые буквы имен существительных множественного числа и мягкий знак, который должен находиться после каждой согласной. Какая цепочка получилась?
Кьвь
кьвь
Стадия вызова.
Индивидуальные задания.
– Подумайте, что вы знаете о правописании мягкого знака.
Работа в парах.
– Обменяйтесь информацией, обсудите.
Составим кластер.
Физминутка.
Стадия осмысления.
Проблемный вопрос.
– Все ли случаи правописания ь мы записали?
“Чтение с пометками”.
– У каждого из вас лежит карточка с текстом. Вы делаете пометки над словами с ь. Знаком “v” – уже знаком, “+” – это для меня новые
Тёмная ночь. В лесу такая тишь! Только изредка кричит сыч, да шуршит мышь.
Наш шалаш стоит на берегу реки. Мой товарищ крепко спит, а я как сторож не сомкнул глаз. В полночь из-за тучи вышла луна и осветила на поляне каждую вещь. Как чудесен ландыш в свете луны!
– Над какими словами вы поставили v?
– Что для вас явилось новым?
- Что общего у этой группы слов (Это имена существительные, шипящие на конце).
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Правописание мягкого знака после шипящих).
- Поставьте перед собой цель. (Должны узнать, в каких случаях пишется Ь после шипящих в именах существительных.)
Послушайте стихотворение:
Чтобы знать, как писать, Надо род определять. Если женский род, то надо Мягкий знак употреблять. И тогда мы пишем рожь, Мышь, печь, сушь и молодежь. Если род мужской у слова – Нету знака никакого! И тогда пиши: калач, Врач, малыш, гараж и грач!
– Какой мы можем сделать вывод? (Звучат выводы).
– Читаем правило на стр. 138.
- Давайте сравним наше правило с правилом из учебника.
- Составим кластер “Как определить правильность написания мягкого знака после шипящих у имен существительных.
Рефлексия.
Замените словосочетания, одним словом. Запишите их в тетрадь (учитель читает).
близкий приятель, друг
человек, лечащий больных
мелкие деньги
часть суток от вечера до утра
молодые люди
непромокаемая легкая одежда от дождя
Проверка: назовите существительные с ь. Почему вы так написали?
“Светофор”.
Ребята оценивают свою деятельность на уроке с помощью “Светофора” (зелёный – все понятно, желтый – есть затруднения, красный – много непонятного – карточки ребятам даны еще до урока).