Цель: Повторить роль мягкого знака в словах. Познакомить с написанием мягкого знака после шипящих на конце существительных.
Просмотр содержимого документа
«Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных»
Открытый урок по русскому языку в 4«А» классе.
Учитель: Ваняшина В.И.
Проблемная ситуация на уроках русского языка
Тема: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных»
Цель: 1. Повторить роль мягкого знака в словах.
2. Познакомить с написанием мягкого знака после шипящих на конце существительных.
1. Упражнения в чистописании.
ь/ъ ьё ьи ью ъе ъю
раз…езд под…ехали с…ели обез…яна
- Какие знаки вставили?
- Какое слово лишнее?
- Давайте вспомним роль мягкого знака.
2. Повторение изученного.
- Прочитайте слова в столбиках и определите роль ь (Раздаю листочки)
- Работаем в группах
Мальчик ручьи стеречь
Пень пьет печь
Деньки вьют беречь
3. Постановка проблемы.
- А в какую из этих групп можно отнести слова: рожь, мышь?(работа в группах)
- А хотите узнать?
4. Наблюдение.
Упражнение №173 – выписать слова в два столбика.
- Попробуйте сформулировать правило.
5. Работа с правилом.
- Чтение правила и сравнение с тем, которые дети сформулировали сами.
- Ответы на вопросы:
С какой орфограммой мы познакомились?
- Составление алгоритма (раздаю детям алгоритм):
Это имя существительное?
Да Нет
Есть ли шипящий на конце слова?
Этой орфограммы нет в слове?
Нет
Да
Это женский род?
Нет
Да
В начальной форме?
Нет
Да
ь ь
Проверьте по этому алгоритму, пишется ь в существительных:
меч, горечь, туч?
- Физкультминутка.
6. Закрепление изученного.
6.1. Упражнение №174
сельдь раздолье дичь (ж.р.)
польза стулья чушь (ж.р.)
топь соловьи полночь (ж.р.)
ширь дрожь (ж.р.)
6.2. Упражнение №175
6.3. Запись пословицы.
Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.
6.4. Взаимопроверка.
7. Итог урока
- Когда пишется ь после шипящих?
- Для чего он употребляется?
8. Домашнее задание.
8.1. Упражнение №5 стр.12
8.2. Выучить правило на стр.4.