kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Правописание корней с чередованием гласных е-и

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока содержит материал по закреплению знаний о языке, правописанию корней с чередованием гласных а-о, а также правописанием корней с чередованием е-и, графическим обозначением орфрграммы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Правописание корней с чередованием гласных е-и»

















«Правописание корней с чередованием гласных е-и»








учитель русского языка и литературы

Санникова Татьяна Анатольевна

МБОУ СОШ № 31

город Киров











Конспект урока русского языка в 5 классе

в условиях реализации ФГОС

Тема: «Правописание корней с чередованием гласных е-и».

Урок составлен в рамках технологии деятельностного метода обучения.

Тип урока: ОНЗ  (открытие нового знания).

Методы обучения: проблемно-поисковый словесный, практический.

Организационные формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая. 

Цели урока:    

- выяснить условия выбора букв Е-И в корнях с чередованием;

- научиться применять правило при написании слов и графически выделять орфограмму.

Задачи:

-Закрепить знания о языке, правописании корней с чередованием гласных а-о;  

-познакомить  с правописанием корней с чередованием гласных е-и; графическим обозначением орфограммы « Буквы е-и в корнях с чередованием –бир - бер-мир-мер и др.»;  

-формировать умение осознанно воспринимать, формулировать правило и четко воспроизводить ход действий по его применению;

-работать над опознавательными признаками и графическим обозначением данной орфограммы;

-развивать у учащихся интерес к слову, учебному предмету орфографическую зоркость;

-формировать умение монологического высказывания, работы с текстом.

     Ожидаемые результаты:

* личностные: понимание  необходимости изучения темы  «Буквы е - и в корнях с чередованием»  и её широкого практического применения в жизни, критическое оценивание  полученного  результата;

*  метапредметные:

- познавательные: анализ и извлечение  необходимой информации, выстраивание  простейшей логической цепочки рассуждений; попытка точного и грамотного  изложения своих мыслей,

регулятивные: выполнение учебного задания по алгоритму, формулирование вопроса по учебному материалу, осуществление взаимооценки и самооценки учебной деятельности;

* предметные: усвоение  обучающимися  перечня корней с чередованием, навык «видеть» корни с чередованием Е-И, сформированное умение писать слова с орфограммой «Буквы е - и в корнях с чередованием» и графически обозначать её,    умение отличать данную орфограмму от других;

коммуникативные: умение аргументировать своё мнение.

Оборудование: компьютер,  проектор, экран

Методическое обеспечение урока:

            презентация  к уроку «Буквы е - и в корнях с чередованием»;

            раздаточный материал (карточки);

    учебники, тетради.

Литература, использованная при подготовке урока:

            1) Егорова Н.И. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс. – М.: ВАКО, 2014.

2) Контрольно-измерительные материалы.  Русский язык: 5 класс/ сост. Н.В. Егорова. – М.: ВАКО, 2012.

            3)Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. М.: Просвещение, 2015.

            4) Тростенцова Л.А. Рабочая тетрадь по русскому языку: 5 класс: к учебнику Ладыженской, Т.А., Баранова М.Т., Тростенцовой и др. М.: Экзамен, 2016.

5)Диктанты и изложения по русскому языку:5 класс. ФГОС/Макарова Б. А., Пересветова Е. В., Никулина М. Ю.- М.: Изд. «Экзамен», 2017.

Конспект урока.




1. Мотивация к учебной деятельности




Создание благоприятной эмоциональной среды как одного из условий формирования познавательной мотивации

Учитель: Здравствуйте, ребята!

Давным - давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Затем пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

 - Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

 - Всё в твоих руках! (Приложение 1, слайд 1).

Учитель: Сформулируйте мораль данной притчи.

Ученики: Верь в себя и свои силы!

Учитель: Вы правы. Вера в себя – это стартовая составляющая любого успеха. Я думаю, что каждый из вас не только сегодня, но и в будущем будет успешным!


  1. Актуализация знаний.



























  1. Выявление места и причины затруднения.




  1. Построение проекта выхода из затруднения.






  1. Реализация построенного проекта



  1. Первичное закрепление  (динамическая пауза)






























Самостоятельная работа и самооценка




Учитель: Прочитайте на экране, что будем делать сегодня на уроке

 Ученик: (читает с экрана) (Слайд 2)

Учитель: Закрепим знания о языке. Прочитайте слова на экране. (Слайд 3)

 Ученик: Языкознание, морфемика, орфография

Учитель: Назовите главное слово, докажите

Ученик: Языкознание, так как языкознание - это наука, а морфемика, орфография - это разделы науки о языке                                                                                  

 Учитель:  

Повторим правописание корней с чередованием гласных а-о.

Предлагаются задания с экрана  

Задание № 1. Списать (с красной строки), вставить пропущенную букву. Назвать  лишнее слово, доказать

 Ученик: «Ростов», так как это слово -исключение (Слайд 4)

Учитель: Задание № 2. Списать, вставить пропущенную букву, найти лишнее слово (Слайд 5)

Ученик: «Росток» - слово - исключение (Слайд 5)

Учитель: Задание № 3. Списать, вставить пропущенную букву, найти лишнее слово (Слайд 6)

Ученик: Слово »Лесник», т.к. это слово с правописанием безударной гласной, а не чередующейся

Учитель:

*Назовите слова с чередующимися гласными, правописание которых зависит от места ударения, от звука, следующего за корнем, от звуков, находящихся в корне

Ученики: называют слова из тех, что записали (слова появляются на экране) (Слайд 7,8,9,10)

Физминутка.

В эфире программа « Здоровье».

Здравствуйте! В нашей детской рубрике мы покажем вам гимнастику для глаз, которая поможет снять зрительное напряжение. Выполните каждое упражнение по 3 раза. (Слайд 11)

Учитель:

*Задание № 4 Спишите, поставьте ударение, выделите корень и орфограмму в нем.

*Как вы думаете, отчего зависит правописание корней с чередующимися гласными е-и? (Слайд 12)

Ученик: Правописание корня с чередующимися гласными е-и зависит от звука, стоящего после корня

Учитель: Подчеркните и  выделите суффикс А(Слайд 13)

Учитель: Назовите корни, в которых происходит чередование гласных е-и (Слайд 14)

Ученики: Называют корни с чередованием гласных е-и (Слайд 15)

Учитель:

*Какое правило можно сформулировать?

 Ответ учеников:  В корнях ….. пишется гласная «и», если после корня стоит суффикс «а»

Учитель с учащимися читает правило с экрана (Слайд 16, 17)


Учитель:  Откройте страницу учебника 112, прочитайте орфограмму, над которой мы  сегодня работаем.

Как обозначается графически орфограмма?

Ответы учеников: Выделяется корень,  подчеркивается гласная, выделяется суффикс а, подчеркивается двумя чертами.

Учитель: Упр. № 647. Прочитайте про себя, вслух. Ученик выполняет у доски.

  1. Лингвистическая физминутка.

«Хлопок». Слово с И – хлопок.

  • Смелый умирает один раз, а трус каждый день.

  • Смерть чинов не разбирает.

  • Солдат службы не выбирает.

  • Кабы знал, где упасть, соломки бы подстелил.

  • Кто детям потакает, сам  слезы вытирает.

  • Не знаешь, где найдешь, где потеряешь.

  • Не силой дерутся – умением.

  • Не задирай нос высоко – споткнешься.

- Что за предложения прочла? Кто создает пословицы? К какому жанру литературы относятся пословицы?


Учитель: Сейчас прочитаю текст, определите стиль речи и тип речи (Слайд 18)


ТЕКСТ

Над Кировом разгоралась утренняя заря.

Первые лучи солнца ярко блестели, касались золотых куполов церкви. Белый туман еще клубился в зарослях кустарника, а подрастающие тополя поклонились солнцу.

Город озарился утренним светом, представляя собой удивительное сочетание красок. При взгляде на родной город душа замирала, озарялась добром, теплом, светом.

В сердце загоралась искра нежности, рождалось чувство любви к своему Отечеству.


Ученик: Стиль речи - художественный, тип речи – описание

Учитель: Озаглавьте текст

Ученики: Любимый город.

Учитель:  Какая часть речи помогает представить пробуждение города?

Ученики: Глагол

Учитель: Выпишите глаголы с чередованием е-и в корне, а-о в корне, обозначьте орфограмму.

 Учитель:  Запишите предложение в тетрадь

 «Над Кировом разгоралась утренняя заря».  Произведите синтаксический разбор.  Один ученик разбирает на доске

Учитель: Самостоятельная работа

( Разноуровневые  задания на карточках, 3 группы - ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

1 группа:

Графически объясните написание е-и в корнях с чередованием:

зап…раю, заст…лаю, выст…лю, забл…стеть, разд…ру, выт…реть, сж…гаю, проб…рается.

2 группа: распределите слова в 2 столбика, графически объясните написание е-и в корнях с чередованием:

А) с гласной е в корне:

Б) с гласной и в корне:

Уб…рать, уб…ру, выст…лать, выст…лю, раст…раюсь, раст…реться, выб…ру, выб…рать, зам…реть, зам…рать, подж…гать, подж..г.

3 группа:  (сильная)

Графически объясните написание е-и в корнях с чередованием:

Раст…реть желтки, заст…лать постель, обж…гающее пламя, слаг…ть песни, зам…р от восхищения, отд…рать кору, заб…ру с собой.                           

Учитель: О чем говорили на уроке, что узнали нового?          

Ученик: Закрепляли знание о языке, правописании корней с чередованием гласных а-о, познакомились с правописанием корней с чередованием гласных е-и                                              

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке.






















         

 8. Рефлексия учебной деятельности. (Слайд19)

1.Фронтальный опрос.

Учитель: Подведём итог.  С какой орфограммой мы сегодня познакомились?

Ученики: Правописание Е-И в корнях с чередованием.

Учитель: Перечислите корни, в которых происходит это чередование.

Ученики перечисляют.

Учитель: От чего же зависит правописание букв Е-И в этих корнях?

Ученики: От суффикса А. Если после корня есть суффикс А, в корне пишем И, если нет,  Е

Учитель: Какую цель мы ставили перед собой?

Ученики: Научиться правильно писать  буквы Е-И в корнях с чередованием.

Учитель: Мы её достигли?

Ученики: Да.

      2. Работа с диагностической картой.

Учитель:  Оцените свою работу по диагностической карте


Моё умение

Моя метка

?

Запомнил правило написания гласных Е-И в корнях с чередованием, но остался вопрос по теме урока: как  отличить корни с чередованием от корней с проверяемой безударной гласной?


+  -

Запомнил правило написания гласных Е-И в корнях с чередованием, но не уверен, что самостоятельно смогу   увидеть   все слова на это правило в предложенном тексте


+

Запомнил правило написания гласных Е-И в корнях с чередованием   и смогу самостоятельно применять его на письме



Инструктаж домашнего задания

Разноуровневое задание: кто оценил свое умение «+» - задание творческое: составить 5-6 предложений о том, как дети сходили в поход, используя глаголы с чередованием гласных е-и в корне;

«+-» - составить диктант из 15 слов, используя глаголы с чередованием гласных е-и в корне;

«?» - упр. 647.

Всем – параграф 112 (стр. 112). (Слайд 20)















ПРИЛОЖЕНИЯ:

    1. Презентация

    2. Разноуровневые карточки

1 группа:

Графически объясните написание е-и в корнях с чередованием:

зап…раю, заст…лаю, выст…лю, забл…стеть, разд…ру, выт…реть, сж…гаю, проб…рается.


2 группа:

распределите слова в 2 столбика, графически объясните написание е-и в корнях с чередованием:

А) с гласной е в корне

Б) с гласной и в корне

Уб…рать, уб…ру, выст…лать, выст…лю, раст…раюсь, раст…реться, выб…ру, выб…рать, зам…реть, зам…рать, подж…гать, подж..г.


3 группа:  

Графически объясните написание е-и в корнях с чередованием:

Раст…реть желтки, заст…лать постель, обж…гающее пламя, слаг…ть песни, зам…реть от восхищения, отд…рать кору, заб…ру с собой


    1. Диагностическая карта


Моё умение

Моя метка

?

Запомнил правило написания гласных Е-И в корнях с чередованием, но остался вопрос по теме урока: как  отличить корни с чередованием от корней с проверяемой безударной гласной?


+  -

Запомнил правило написания гласных Е-И в корнях с чередованием, но не уверен, что самостоятельно смогу   увидеть   все слова на это правило в предложенном тексте


+

Запомнил правило написания гласных Е-И в корнях с чередованием   и смогу самостоятельно применять его на письме





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Правописание корней с чередованием гласных е-и

Автор: Санникова Татьяна Анатольевна

Дата: 31.01.2018

Номер свидетельства: 453993

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Правописание корней с чередованием гласных А-О"
    ["seo_title"] => string(56) "pravopisaniie-korniei-s-chieriedovaniiem-ghlasnykh-a-o-1"
    ["file_id"] => string(6) "275558"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452597353"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Правописание корней с черелованием О-А "
    ["seo_title"] => string(44) "pravopisaniie-korniei-s-chierielovaniiem-o-a"
    ["file_id"] => string(6) "186071"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426269431"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Презентация по теме "Чередование гласных в корнях слов" "
    ["seo_title"] => string(67) "priezientatsiia-po-tiemie-chieriedovaniie-ghlasnykh-v-korniakh-slov"
    ["file_id"] => string(6) "245092"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1446052127"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(233) "Технологическая карта урока по русскому языку (ФГОС) "Правописание корней с чередованием гласных о-а (кас-кос, гар-гор, раст-рос)""
    ["seo_title"] => string(120) "tiekhnologhichieskaiakartaurokaporusskomuiazykufgospravopisaniiekornieischieriedovaniiemghlasnykhoakaskosgharghorrastros"
    ["file_id"] => string(6) "301504"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456932925"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(233) "Технологическая карта урока по русскому языку (ФГОС) "Правописание корней с чередованием гласных о-а (кас-кос, гар-гор, раст-рос)""
    ["seo_title"] => string(121) "tiekhnologhichieskaiakartaurokaporusskomuiazykufgospravopisaniiekornieischieriedovaniiemghlasnykhoakaskosgharghorrastros1"
    ["file_id"] => string(6) "301505"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456932935"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства