Учитель: Прочитайте на экране, что будем делать сегодня на уроке Ученик: (читает с экрана) (Слайд 2) Учитель: Закрепим знания о языке. Прочитайте слова на экране. (Слайд 3) Ученик: Языкознание, морфемика, орфография Учитель: Назовите главное слово, докажите Ученик: Языкознание, так как языкознание - это наука, а морфемика, орфография - это разделы науки о языке Учитель: Повторим правописание корней с чередованием гласных а-о. Предлагаются задания с экрана Задание № 1. Списать (с красной строки), вставить пропущенную букву. Назвать лишнее слово, доказать Ученик: «Ростов», так как это слово -исключение (Слайд 4) Учитель: Задание № 2. Списать, вставить пропущенную букву, найти лишнее слово (Слайд 5) Ученик: «Росток» - слово - исключение (Слайд 5) Учитель: Задание № 3. Списать, вставить пропущенную букву, найти лишнее слово (Слайд 6) Ученик: Слово »Лесник», т.к. это слово с правописанием безударной гласной, а не чередующейся Учитель: *Назовите слова с чередующимися гласными, правописание которых зависит от места ударения, от звука, следующего за корнем, от звуков, находящихся в корне Ученики: называют слова из тех, что записали (слова появляются на экране) (Слайд 7,8,9,10) Физминутка. В эфире программа « Здоровье». Здравствуйте! В нашей детской рубрике мы покажем вам гимнастику для глаз, которая поможет снять зрительное напряжение. Выполните каждое упражнение по 3 раза. (Слайд 11) Учитель: *Задание № 4 Спишите, поставьте ударение, выделите корень и орфограмму в нем. *Как вы думаете, отчего зависит правописание корней с чередующимися гласными е-и? (Слайд 12) Ученик: Правописание корня с чередующимися гласными е-и зависит от звука, стоящего после корня Учитель: Подчеркните и выделите суффикс А(Слайд 13) Учитель: Назовите корни, в которых происходит чередование гласных е-и (Слайд 14) Ученики: Называют корни с чередованием гласных е-и (Слайд 15) Учитель: *Какое правило можно сформулировать? Ответ учеников: В корнях ….. пишется гласная «и», если после корня стоит суффикс «а» Учитель с учащимися читает правило с экрана (Слайд 16, 17) Учитель: Откройте страницу учебника 112, прочитайте орфограмму, над которой мы сегодня работаем. Как обозначается графически орфограмма? Ответы учеников: Выделяется корень, подчеркивается гласная, выделяется суффикс а, подчеркивается двумя чертами. Учитель: Упр. № 647. Прочитайте про себя, вслух. Ученик выполняет у доски. Лингвистическая физминутка. «Хлопок». Слово с И – хлопок. - Что за предложения прочла? Кто создает пословицы? К какому жанру литературы относятся пословицы? Учитель: Сейчас прочитаю текст, определите стиль речи и тип речи (Слайд 18) ТЕКСТ Над Кировом разгоралась утренняя заря. Первые лучи солнца ярко блестели, касались золотых куполов церкви. Белый туман еще клубился в зарослях кустарника, а подрастающие тополя поклонились солнцу. Город озарился утренним светом, представляя собой удивительное сочетание красок. При взгляде на родной город душа замирала, озарялась добром, теплом, светом. В сердце загоралась искра нежности, рождалось чувство любви к своему Отечеству. Ученик: Стиль речи - художественный, тип речи – описание Учитель: Озаглавьте текст Ученики: Любимый город. Учитель: Какая часть речи помогает представить пробуждение города? Ученики: Глагол Учитель: Выпишите глаголы с чередованием е-и в корне, а-о в корне, обозначьте орфограмму. Учитель: Запишите предложение в тетрадь «Над Кировом разгоралась утренняя заря». Произведите синтаксический разбор. Один ученик разбирает на доске Учитель: Самостоятельная работа ( Разноуровневые задания на карточках, 3 группы - ПРИЛОЖЕНИЕ 2) 1 группа: Графически объясните написание е-и в корнях с чередованием: зап…раю, заст…лаю, выст…лю, забл…стеть, разд…ру, выт…реть, сж…гаю, проб…рается. 2 группа: распределите слова в 2 столбика, графически объясните написание е-и в корнях с чередованием: А) с гласной е в корне: Б) с гласной и в корне: Уб…рать, уб…ру, выст…лать, выст…лю, раст…раюсь, раст…реться, выб…ру, выб…рать, зам…реть, зам…рать, подж…гать, подж..г. 3 группа: (сильная) Графически объясните написание е-и в корнях с чередованием: Раст…реть желтки, заст…лать постель, обж…гающее пламя, слаг…ть песни, зам…р от восхищения, отд…рать кору, заб…ру с собой. Учитель: О чем говорили на уроке, что узнали нового? Ученик: Закрепляли знание о языке, правописании корней с чередованием гласных а-о, познакомились с правописанием корней с чередованием гласных е-и |