kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Правописание чередующихся гласных в корнях -раст- -рос- -ращ-.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по данной теме знакомит пятиклассников с чередованием гласных в корнях

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Правописание чередующихся гласных в корнях -раст- -рос- -ращ-.»

Конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС

Предмет: русский язык

Класс 5

Тема урока: Правописание чередующихся гласных о и а в корне -раст-, -рос-, -ращ-.

Цели урока:

Познавательные: научить учащихся определять, в каких случаях происходит чередование гласных а-о в указанных корнях;

выработать умение распознавать слова с чередующимися гласными а–о в корнях -раст-,

-рос-, -ращ-; обосновывать выбор гласных в этих корнях;

Личностные: прививать любовь к родному языку, создать условия для формирования культуры умственного труда, межличностных отношений учащихся в классе, интереса к знаниям, умения слушать.

Коммуникативные: создать условия для формирования адекватности самооценки через выполнение предложенных заданий по теме.

Ожидаемые результаты: создать условия для выявления уровня сформированности умений и определения уровня адекватности самооценки каждым учеником.

Оборудование:

  • Учебник «Русский язык. 5 класс.» (Авторы М.М. Разумовская, С.И. Львова и др)

  • компьютер;

  • мультимедийный проектор;

  • мультимедийная презентация: «Корни -раст-, -рос-, -ращ-»;

Тип урока: открытие нового знания

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне




- Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

- Как много улыбок засветилось. Спасибо!


Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение.

Самоопределение, смыслообразование (Л)

Целеполагание (П)

Планирование учебного сотрудничества (К)

II. Вступление в урок. Интрига.

Рассмотрите этот замечательный ландыш. (СЛАЙД 1). Все знают, из каких частей он состоит: цветы, листья, стебель и корень.

- Без какой из этих частей ни ландыш, никакое другое растение существовать не могут? (Без корня).

- Так и человек без «корней», то есть семьи, памяти о предках не выживет в этом мире, потому что человек не может и не должен быть одиноким.

Слова в чём-то похожи на нас с вами. В них также главной частью является именно корень.

-Почему?

( Он содержит в себе главное, что есть в слове, – его лексическое значение и также может рассказать историю слова, историю его «семьи» и многое другое).

Рефлексия, вывод

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

III. Актуализация знаний

- Вспомним, какие орфограммы-гласные в корне слов нам известны?

(Безударные гласные, проверяемые и непроверяемые ударением, чередующиеся гласные в корне)

- С правописанием какого корня мы познакомились на предыдущем уроке? От чего зависит правописание гласных в корне -лаг- - -лож-?

- А теперь давайте выполним следующее задание: разделите данные слова на группы, обоснуйте свое решение, вставьте пропущенные буквы (устно):

Тр..пинка, р..стение, прил..жение, п..могает, изл..гать, зар..сли, выр..щенный, со..нце, л..сник, окрес..ность.

(СЛАЙД 2)

- Всё ли вам было понятно в задании?

- Сверимся с эталоном (СЛАЙД 3)

-Какие затруднения? Почему они возникли? Чего же мы ещё не знаем?  (Дети не знают, как правильно написать корни с чередованием -рос-, -раст-, -ращ-.)

- Как думаете, какова тема урока?

(СЛАЙД 4)

- Давайте подумаем, какова цель урока?

- А что мы должны уметь в конце урока?

Распределяют слова. Отвечают на вопросы.

Формулируют тему урока (Правописание чередующихся гласных о и а в корне -рос- , -раст-, -ращ-.)

Формулируют цель (научиться определять, в каких случаях происходит чередование гласных а-о в указанных корнях с чередованием -рос-, -раст-, -ращ-).

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

IV. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися, как пишутся корни с чередованием

-рос-, -раст-, -ращ-

Наблюдения на стр. учебника

-Ребята, давайте составим алгоритм, чтобы легче запомнить правило.

(СЛАЙД 5)

(Дети проговаривают шаги алгоритма: выделить корень; подчеркнуть согласные корня: перед «СТ», «Щ» пишем «А», а перед «С» - «О», т. е. написание гласной в корне зависит от последующих согласных).

А теперь обратимся к учебнику, прочитаем правило и сопоставим с нашим алгоритмом. (Высказывания детей).


А теперь проверим, усвоили ли вы материал (самостоятельная работа).

Работаем со словами-исключениями, даём толкование их лексического значения (работа с толковыми словарями). (СЛАЙДЫ 6,7)

Отрасльотдельная область какого-либо рода деятельности, например металлургическая область промышленности.

Росток стебель растения в самом начале его развития из зерна или корня.

Ростовщикчеловек, дающий деньги в долг под большие проценты.

Ростоводин из старейших городов России, входящий в Золотое кольцо России.

Ростиславмужское имя, образовавшееся от двух корней: -рост- (росток) и –слав- (слава).

Анализируют языковое явление, учатся применять правило на практике, выполняя различые типы заданий

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения(Р)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

V. Первичное закрепление

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию.

1) Физминутка. (СЛАЙД 8)

Раз – подняться, подтянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – за парту тихо сесть.


2) Объяснительный диктант, с графическим обозначением орфограммы.

Удивительные растения, юная поросль, росток розы, разрастается молодой сад, выращивание рассады, отрасль промышленности, заросли кустарника, морские водоросли.

3) Выполнение упражнения на новое правило из учебника. Ученики проговаривают в парах условия написания корней с чередованием -рос-, -раст-, -ращ- и осуществляют взаимопроверку.

4) Игра «Угадай-ка» (СЛАЙД 9- 10)

- Дайте толкование какого-либо слова, понятия, а мы будем отгадывать и записывать. Замена развернутых определений синонимом, состоящим из одного слова.

Всходы растений (ростки); молодой лес (поросль); отдельная область производства, науки (от­расль); частый кустарник, которым заросло какое-нибудь место (заросли)

5) Работа с таблицей.

(СЛАЙД 11)

6) Творческая работа.

- Следующее задание – творческого характера. Составить словосочетания на тему: «Мой край», используя слова с чередованием гласных в корне. (СЛАЙД 12)

Работают индивидуально с проговариванием в громкой речи. Работают в парах. Работают в группах Оценивают свою работу.

Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера(П)

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)

коммуникативные, познавательные, регулятивные (создание благоприятной атмосферы заинтересованности, развитие монологической речи, работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).


VI. Рефлексия деятельности (итог урока).

Урок заканчивается, значит, надо подвести итог.

Какую цель мы ставили на уроке? Достигли ее? Докажите. Оцените свою деятельность и своих одноклассников, используя слова с корнями -рос-, -раст-, -ращ-

- Сегодня на уроке вы оцените себя сами, оцените свою готовность к экзамену. «Знаю», «умею» - это 1 балл, «нет», «не уверен» - 0 баллов. Сложите полученные баллы – это и будет ваш конкретный сегодняшний результат. Постарайтесь быть объективны. Если вы поставили себе 0, не отчаивайтесь: вы обнаружили пробелы, которые предстоит восполнить (СЛАЙД 13).

 

 Оценка

1.Знание теоретического материала. Умение определять, в каких случаях происходит чередование гласных в корнях -раст-,

-ращ-, -рос-.

 

2.Умение правильно писать слова корнями -раст-,

-ращ-, -рос.

 

3. Умение определять слово по его лексическому значению.

 

4. Умение конструировать словосочетания, используя слова на изученное правило.

 


Дают ответы на вопросы.


Анализируют работу на уроке через самооценку.



Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)

VII. Домашнее задание по выбору (СЛАЙД 14)

  • П. 38, выучить правило

  • Составить словарный диктант (10 слов) на изученное правило.

Записывают домашнее задание




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Правописание чередующихся гласных в корнях -раст- -рос- -ращ-.

Автор: Лелекова Оксана Владимировна

Дата: 12.06.2017

Номер свидетельства: 421459

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Разработка краткосрочного плана открытого урока "Буквы О-А в корне -раст--рос--ращ-" "
    ["seo_title"] => string(85) "razrabotka-kratkosrochnogho-plana-otkrytogho-uroka-bukvy-o-a-v-kornie-rast-ros-rashch"
    ["file_id"] => string(6) "210016"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431355200"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(233) "Конспект урока русского языка в 5 классе на тему: "Правописание чередующихся гласных a-о в корнях -лаг-  – -лож-, -рос- – -раст- (-paщ-)""
    ["seo_title"] => string(140) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-na-tiemu-pravopisaniie-chierieduiushchikhsia-ghlasnykh-a-o-v-korniakh-lagh-lozh-ros-rast-pashch"
    ["file_id"] => string(6) "300629"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456764841"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Разработка урока по теме "Правописание чередующихся гласных в корне слова""
    ["seo_title"] => string(78) "razrabotkaurokapotiemiepravopisaniiechierieduiushchikhsiaghlasnykhvkornieslova"
    ["file_id"] => string(6) "256009"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448032878"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Правописание чередующихся гласных  а – о  в корнях  - лаг\\-лож-, -рос-\\-раст-(-ращ-)."
    ["seo_title"] => string(86) "pravopisaniie-chierieduiushchikhsia-ghlasnykh-a-o-v-korniakh-lagh-lozh-ros-rast-rashch"
    ["file_id"] => string(6) "262622"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449395348"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Урок рус.языка в 5 кл. Правописание чередующихся гласных о и а в корне -рос-, -раст-, -ращ."
    ["seo_title"] => string(80) "urok_rus_iazyka_v_5_kl_pravopisanie_chereduiushchikhsia_glasnykh_o_i_a_v_korne_r"
    ["file_id"] => string(6) "555311"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1596453661"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства