|  Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД | 
  | I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне | 
 
 | 
 | 
  | - Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению. - Как много улыбок засветилось. Спасибо! 
 | Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение. | Самоопределение, смыслообразование (Л) Целеполагание (П) Планирование учебного сотрудничества (К) | 
  | II. Вступление в урок. Интрига. Рассмотрите этот замечательный ландыш. (СЛАЙД 1). Все знают, из каких частей он состоит: цветы, листья, стебель и корень.   - Без какой из этих частей ни ландыш, никакое другое растение существовать не могут? (Без корня). - Так и человек без «корней», то есть семьи, памяти о предках не выживет в этом мире, потому что человек не может и не должен быть одиноким. Слова в чём-то похожи на нас с вами. В них также главной частью является именно корень. -Почему?   ( Он содержит в себе главное, что есть в слове, – его лексическое значение и также может рассказать историю слова, историю его «семьи» и многое другое). | Рефлексия, вывод   | Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) | 
  | III. Актуализация знаний - Вспомним, какие орфограммы-гласные в корне слов нам известны? (Безударные гласные, проверяемые и непроверяемые ударением, чередующиеся гласные в корне)  - С правописанием какого корня мы познакомились на предыдущем уроке? От чего зависит правописание гласных в корне -лаг- - -лож-?   - А теперь давайте выполним следующее задание: разделите данные слова на группы, обоснуйте свое решение, вставьте пропущенные буквы (устно): Тр..пинка, р..стение, прил..жение, п..могает, изл..гать, зар..сли, выр..щенный, со..нце, л..сник, окрес..ность. (СЛАЙД 2)  - Всё ли вам было понятно в задании?   - Сверимся с эталоном (СЛАЙД 3) -Какие затруднения? Почему они возникли? Чего же мы ещё не знаем?  (Дети не знают, как правильно написать корни с чередованием -рос-, -раст-, -ращ-.)   - Как думаете, какова тема урока? (СЛАЙД 4) - Давайте подумаем, какова цель урока? - А что мы должны уметь в конце урока? |  Распределяют слова. Отвечают на вопросы. Формулируют тему урока (Правописание чередующихся гласных о и а в корне -рос- , -раст-, -ращ-.)   Формулируют цель (научиться определять, в каких случаях происходит чередование гласных а-о в указанных корнях с чередованием -рос-, -раст-, -ращ-). | Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П) Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р) Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) | 
  | IV. Проблемное объяснение нового знания Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися, как пишутся корни с чередованием   -рос-, -раст-, -ращ- Наблюдения на стр. учебника -Ребята, давайте составим алгоритм, чтобы легче запомнить правило.   (СЛАЙД 5) (Дети проговаривают шаги алгоритма: выделить корень; подчеркнуть согласные корня: перед «СТ», «Щ» пишем «А», а перед «С» - «О», т. е. написание гласной в корне зависит от последующих согласных). А теперь обратимся к учебнику, прочитаем правило и сопоставим с нашим алгоритмом. (Высказывания детей). 
 А теперь проверим, усвоили ли вы материал (самостоятельная работа). Работаем со словами-исключениями, даём толкование их лексического значения (работа с толковыми словарями). (СЛАЙДЫ 6,7)  Отрасль – отдельная область какого-либо рода деятельности, например металлургическая область промышленности.  Росток – стебель растения в самом начале его развития из зерна или корня.  Ростовщик – человек, дающий деньги в долг под большие проценты.    Ростов – один из старейших городов России, входящий в Золотое кольцо России. Ростислав – мужское имя, образовавшееся от двух корней: -рост- (росток) и –слав- (слава). | Анализируют языковое явление, учатся применять правило на практике, выполняя различые типы заданий | Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П) Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения(Р) Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) | 
  | V. Первичное закрепление Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию. 1) Физминутка. (СЛАЙД 8) Раз – подняться, подтянуться. Два – согнуться, разогнуться. Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире. Пять – руками помахать. Шесть – за парту тихо сесть. 
 2) Объяснительный диктант, с графическим обозначением орфограммы. Удивительные растения, юная поросль, росток розы, разрастается молодой сад, выращивание рассады, отрасль промышленности, заросли кустарника, морские водоросли.   3) Выполнение упражнения на новое правило из учебника. Ученики проговаривают в парах условия написания корней с чередованием -рос-, -раст-, -ращ- и осуществляют взаимопроверку. 4) Игра «Угадай-ка» (СЛАЙД 9- 10)  - Дайте толкование какого-либо слова, понятия, а мы будем отгадывать и записывать. Замена развернутых определений синонимом, состоящим из одного слова.    Всходы растений (ростки); молодой лес (поросль); отдельная область производства, науки (отрасль); частый кустарник, которым заросло какое-нибудь место (заросли)  5) Работа с таблицей.   (СЛАЙД 11)  6) Творческая работа.   - Следующее задание – творческого характера. Составить словосочетания на тему: «Мой край», используя слова с чередованием гласных в корне. (СЛАЙД 12) | Работают индивидуально с проговариванием в громкой речи. Работают в парах. Работают в группах Оценивают свою работу. | Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера(П) Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К) коммуникативные, познавательные, регулятивные (создание благоприятной атмосферы заинтересованности, развитие монологической речи, работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений). 
 | 
  | VI. Рефлексия деятельности (итог урока). Урок заканчивается, значит, надо подвести итог. Какую цель мы ставили на уроке? Достигли ее? Докажите. Оцените свою деятельность и своих одноклассников, используя слова с корнями -рос-, -раст-, -ращ- - Сегодня на уроке вы оцените себя сами, оцените свою готовность к экзамену. «Знаю», «умею» - это 1 балл, «нет», «не уверен» - 0 баллов. Сложите полученные баллы – это и будет ваш конкретный сегодняшний результат. Постарайтесь быть объективны. Если вы поставили себе 0, не отчаивайтесь: вы обнаружили пробелы, которые предстоит восполнить (СЛАЙД 13).     |   |  Оценка |   | 1.Знание теоретического материала. Умение определять, в каких случаях происходит чередование гласных в корнях -раст-,   -ращ-, -рос-. |   |   | 2.Умение правильно писать слова корнями -раст-,   -ращ-, -рос. |   |   | 3. Умение определять слово по его лексическому значению. |   |   | 4. Умение конструировать словосочетания, используя слова на изученное правило. |   |   
 |  Дают ответы на вопросы.  
  Анализируют работу на уроке через самооценку.  
  
 |  Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)  Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)  Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К) | 
  | VII. Домашнее задание по выбору (СЛАЙД 14) |  Записывают домашнее задание |  
 |