выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности). Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. | - Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению. - Как много улыбок засветилось. Спасибо! - А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи! | Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение | Самоопределение, смыслообразование (Л) Целеполагание (П) Планирование учебного сотрудничества (К) |
II. Вступление в урок. | Интрига. Взгляните на этот красивый цветок (СЛАЙД 1). Все знают, из каких частей он состоит: цветы, листья, стебель и корень. - Без какой из этих частей цветок и никакое другое растение на земле существовать не могут? (Без корня). - Так и человек без «корней», то есть семьи, родовой памяти, не выживет в мире, будучи совершенно одиноким. Слова как люди. В словах также главной частью является именно корень. -Почему? ( Он содержит в себе главное, что есть в слове, – его лексическое значение, а также может рассказать историю слова, историю его «семьи» и многое другое). | Рефлексия, вывод | Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) |
III. Актуализация знаний | - Вспомним, какие орфограммы-гласные в корне слов нам известны? (Безударные гласные, проверяемые и непроверяемые ударением, чередующиеся гласные в корне) - С правописанием какого корня мы познакомились на предыдущем уроке? От чего зависит правописание гласных в корне -лаг- - -лож-? - Предлагаю вам выполнить следующее задание: разделите данные слова на группы, обоснуйте свое решение, вставьте пропущенные буквы (устно): С.довник, р.стение, р.сточек, прил.жить, изл.гать, выр.щенный, в.дяной, выр.с. (СЛАЙД 2) - Всё ли вам было понятно в задании? (Не совсем, возникли затруднения). -Какие затруднения? Почему они возникли? Может, мы чего-то не знаем? (Дети не знают, как правильно написать корни с чередованием -рос-, -раст-, -ращ-.) - Как думаете, какова тема урока? (СЛАЙД 3) - Давайте подумаем, какова цель урока? - А что мы должны уметь в конце урока? | Анализируют задание. Распределяют слова. Дают ответы на вопросы. Работают в группе по заданию. Формулируют тему урока (Правописание чередующихся гласных о и а в корне -рос- , -раст-, -ращ-.) Формулируют цель (научиться определять, в каких случаях происходит чередование гласных а-о в указанных корнях с чередованием -рос-, -раст-, -ращ-). | Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П) Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р) Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) |
IV. Проблемное объяснение нового знания Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися, как пишутся корни с чередованием -рос-, -раст-, -ращ- | Наблюдения на стр.178 учебника (СЛАЙД 4) -Ребята, давайте составим алгоритм, чтобы легче запомнить правило. (Дети проговаривают шаги алгоритма: выделить корень; подчеркнуть согласные корня: перед «СТ», «Щ» пишем «А», а перед «С» - «О», т. е. написание гласной в корне зависит от последующих согласных). А теперь обратимся к учебнику, прочитаем правило и сопоставим с нашим алгоритмом. (Дети высказываются). Рифмованное правило. (СЛАЙД 5) Как проверить, усвоили вы новую тему или нет? (нужно поработать самостоятельно). Работа со словами-исключениями, толкование их лексического значения (обращение к толковым словарям). (СЛАЙДЫ 6,7) Отрасль – отдельная область какого-либо рода деятельности, например металлургическая область промышленности. Росток – стебель растения в самом начале его развития из зерна или корня. Ростовщик – человек, дающий деньги в долг под большие проценты. Ростов – один из старейших городов России, входящий в Золотое кольцо России. Ростислав – мужское имя, образовавшееся от двух корней: -рост- (росток) и –слав- (слава). | Анализируют языковое явление, учатся применять правило на практике, выполняя различые типы заданий | Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П) Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения(Р) Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) |
V. Первичное закрепление Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию. | . 1) Лингвистическая физминутка. (СЛАЙД 8) 2) Объяснительный диктант, с графическим обозначением орфограммы. Листья растения, молодая поросль, росток розы, разрастаются цветы, отрасль промышленности, морские водоросли, выращивание молодняка, заросли камыша. 3) Выполнение упражнения на новое правило из учебника. Ученики проговаривают в парах условия написания корней с чередованием -рос-, -раст-, -ращ- и осуществляют взаимопроверку (упр.437) 4) Игра «Угадай-ка». (СЛАЙД 9) - Дайте толкование какого-либо слова, понятия, а мы будем отгадывать и записывать. Замена развернутых определений синонимом, состоящим из одного слова. 5) Работа с опорными таблицами. (СЛАЙД10) - Сегодня мы узнали еще об одной части этой группы. Рассмотрите эту группу на опорной таблице и запишите в тетрадь-справочник. 6) Творческая работа. - Следующее задание – ТВОРЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА Составить словосочетания на тему: «Родной город», используя слова с чередованием гласных в корне. | Работают индивидуально с проговариванием в громкой речи. Работают в парах. Работают в группах Оценивают свою работу | Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера(П) Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К) коммуникативные, познавательные, регулятивные (создание благоприятной атмосферы заинтересованности, развитие монологической речи, работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений). |
VI. Рефлексия деятельности (итог урока). | Урок заканчивается, значит, надо подвести итог. Какую цель мы ставили на уроке? Достигли ее? Докажите. Оцените свою деятельность и своих одноклассников, используя слова с корнями -рос-, -раст-, -ращ-. - Сегодня на уроке вы оцените себя сами, оцените свою готовность к экзамену. «Знаю», «умею» - это 1 балл, «нет», «не уверен» - 0 баллов. Сложите полученные баллы – это и будет ваш конкретный сегодняшний результат. Постарайтесь быть объективны. Если вы поставили себе 0, не отчаивайтесь: вы обнаружили пробелы, которые предстоит восполнить. (СЛАЙД 11). Подводя итоги нашего урока, мы можем сказать, что прав был Козьма Прутков, воззвавший к нам: «Зри в корень!» Если научиться видеть корень в каждом слове, знать его правописание, то абсолютно все слова можно произносить и писать грамотно. А если научишься быть верным самому себе, быть совестливым, быть верным своим корням, то станешь настоящим человеком. | Дают ответы на вопросы. Анализируют работу на уроке через самооценку. | Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л) Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К) |
VII. Домашнее задание по выбору. | 1. Выполнить упражнение из учебника. 2. Составить карточку для соседа на изученное правило (10 слов с пропущенными буквами в корнях); 3. Написать небольшой рассказ «Мой любимый уголок природы», употребляя слова и словосочетания слова корнями -раст-, -ращ-, -рос. | Записывают домашнее задание. | Самоанализ, самооценка (Р) |