kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок рус.языка в 5 кл. Правописание чередующихся гласных о и а в корне -рос-, -раст-, -ращ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок рус.языка в 5 кл. Правописание чередующихся гласных о и а в корне -рос-, -раст-, -ращ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок рус.языка в 5 кл. Правописание чередующихся гласных о и а в корне -рос-, -раст-, -ращ.»

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС.


Тема урока: «Правописание чередующихся гласных о и а в корне -рос- , -раст-, -ращ».

Класс: 5.

Цели урока:

Регулятивные: учить постановке цели работы, учиться самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать;

выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения.

Познавательные: научить учащихся определять, в каких случаях происходит чередование гласных а-о в указанных корнях;

выработать умение распознавать слова с чередующимися гласными а–о в корнях -раст-, -ращ-, -рос-; обосновывать выбор гласных в этих корнях;

Личностные: прививать любовь к родному языку, создать условия для формирования культуры умственного труда, межличностных отношений учащихся в классе, интереса к знаниям, умения слушать; способствовать развитию устной и письменной речи.

Коммуникативные: формировать навыки работы в группе, умение слушать товарищей, создать условия для формирования адекватности самооценки через выполнение предложенных заданий по теме.

Метапердметные: искать и выделять информацию в соответствии с поставленной целью.


Ожидаемые результаты: создать условия для выявления уровня сформированности умений и определения уровня адекватности самооценки каждым учеником.


Оборудование:

  • Учебник «Русский язык. 5 класс» (Авторы Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова) – М.: «Просвещение», 2014год.

  • компьютер;

  • мультимедийный проектор;

  • интерактивная доска;

  • мультимедийная презентация: «Корни -раст-, -ращ-, -рос-».


Тип урока: открытие нового знания.


Технологическая карта урока


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности).

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

- Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

- Как много улыбок засветилось. Спасибо!

- А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!

Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение

Самоопределение, смыслообразование (Л)

Целеполагание (П)

Планирование учебного сотрудничества (К)

II. Вступление в урок.


Интрига.

Взгляните на этот красивый цветок (СЛАЙД 1).



Все знают, из каких частей он состоит: цветы, листья, стебель и корень.

- Без какой из этих частей цветок и никакое другое растение на земле существовать не могут? (Без корня).

- Так и человек без «корней», то есть семьи, родовой памяти, не выживет в мире, будучи совершенно одиноким.

Слова как люди. В словах также главной частью является именно корень.

-Почему?

( Он содержит в себе главное, что есть в слове, – его лексическое значение, а также может рассказать историю слова, историю его «семьи» и многое другое).

Рефлексия, вывод

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

III. Актуализация знаний


- Вспомним, какие орфограммы-гласные в корне слов нам известны?

(Безударные гласные, проверяемые и непроверяемые ударением, чередующиеся гласные в корне)

- С правописанием какого корня мы познакомились на предыдущем уроке? От чего зависит правописание гласных в корне -лаг- - -лож-?

- Предлагаю вам выполнить следующее задание: разделите данные слова на группы, обоснуйте свое решение, вставьте пропущенные буквы (устно):

С.довник, р.стение, р.сточек, прил.жить, изл.гать, выр.щенный, в.дяной, выр.с.





(СЛАЙД 2)



- Всё ли вам было понятно в задании? (Не совсем, возникли затруднения).

-Какие затруднения? Почему они возникли? Может, мы чего-то не знаем?  (Дети не знают, как правильно написать корни с чередованием -рос-, -раст-, -ращ-.)

- Как думаете, какова тема урока?

(СЛАЙД 3)

- Давайте подумаем, какова цель урока?

- А что мы должны уметь в конце урока?

Анализируют задание. Распределяют слова. Дают ответы на вопросы.

Работают в группе по заданию.

Формулируют тему урока (Правописание чередующихся гласных о и а в корне -рос- , -раст-, -ращ-.)

Формулируют цель (научиться определять, в каких случаях происходит чередование гласных а-о в указанных корнях с чередованием -рос-, -раст-, -ращ-).

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

IV. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися, как пишутся корни с чередованием

-рос-, -раст-, -ращ-


Наблюдения на стр.178 учебника

(СЛАЙД 4)

-Ребята, давайте составим алгоритм, чтобы легче запомнить правило.

(Дети проговаривают шаги алгоритма: выделить корень; подчеркнуть согласные корня: перед «СТ», «Щ» пишем «А», а перед «С» - «О», т. е. написание гласной в корне зависит от последующих согласных).

А теперь обратимся к учебнику, прочитаем правило и сопоставим с нашим алгоритмом. (Дети высказываются).

Рифмованное правило.

(СЛАЙД 5)


Как проверить, усвоили вы новую тему или нет? (нужно поработать самостоятельно).

Работа со словами-исключениями, толкование их лексического значения (обращение к толковым словарям). (СЛАЙДЫ 6,7)


Отрасльотдельная область какого-либо рода деятельности, например металлургическая область промышленности.

Росток стебель растения в самом начале его развития из зерна или корня.

Ростовщикчеловек, дающий деньги в долг под большие проценты.

Ростоводин из старейших городов России, входящий в Золотое кольцо России.

Ростиславмужское имя, образовавшееся от двух корней: -рост- (росток) и –слав- (слава).

Анализируют языковое явление, учатся применять правило на практике, выполняя различые типы заданий

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения(Р)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

V. Первичное закрепление

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию.


. 1) Лингвистическая физминутка.

(СЛАЙД 8)


2) Объяснительный диктант, с графическим обозначением орфограммы.

Листья растения, молодая поросль, росток розы, разрастаются цветы, отрасль промышленности, морские водоросли, выращивание молодняка, заросли камыша.


3) Выполнение упражнения на новое правило из учебника. Ученики проговаривают в парах условия написания корней с чередованием -рос-, -раст-, -ращ- и осуществляют взаимопроверку (упр.437)

4) Игра «Угадай-ка».

(СЛАЙД 9)

- Дайте толкование какого-либо слова, понятия, а мы будем отгадывать и записывать. Замена развернутых определений синонимом, состоящим из одного слова.


5) Работа с опорными таблицами.

(СЛАЙД10)

- Сегодня мы узнали еще об одной части этой группы. Рассмотрите эту группу на опорной таблице и запишите в тетрадь-справочник.


6) Творческая работа.

- Следующее задание – ТВОРЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

Составить словосочетания на тему: «Родной город», используя слова с чередованием гласных в корне.

Работают индивидуально с проговариванием в громкой речи. Работают в парах. Работают в группах Оценивают свою работу

Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера(П)

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)

коммуникативные, познавательные, регулятивные (создание благоприятной атмосферы заинтересованности, развитие монологической речи, работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).


VI. Рефлексия деятельности (итог урока).

Урок заканчивается, значит, надо подвести итог.

Какую цель мы ставили на уроке? Достигли ее? Докажите. Оцените свою деятельность и своих одноклассников, используя слова с корнями -рос-, -раст-, -ращ-.


- Сегодня на уроке вы оцените себя сами, оцените свою готовность к экзамену.

«Знаю», «умею» - это 1 балл,

«нет», «не уверен» - 0 баллов.

Сложите полученные баллы – это и будет ваш конкретный сегодняшний результат. Постарайтесь быть объективны. Если вы поставили себе 0, не отчаивайтесь: вы обнаружили пробелы, которые предстоит восполнить.


(СЛАЙД 11).



Подводя итоги нашего урока, мы можем сказать, что прав был Козьма Прутков, воззвавший к нам: «Зри в корень!»


Если научиться видеть корень в каждом слове, знать его правописание, то абсолютно все слова можно произносить и писать грамотно.


А если научишься быть верным самому себе, быть совестливым, быть верным своим корням, то станешь настоящим человеком.


Дают ответы на вопросы.





Анализируют работу на уроке через самооценку.



Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)

VII. Домашнее задание по выбору.


1. Выполнить упражнение из учебника.

2. Составить карточку для соседа на изученное

правило (10 слов с пропущенными буквами в корнях);

3. Написать небольшой рассказ «Мой любимый уголок природы», употребляя слова и словосочетания слова корнями

-раст-, -ращ-, -рос.

Записывают домашнее задание.

Самоанализ,

самооценка (Р)



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок рус.языка в 5 кл. Правописание чередующихся гласных о и а в корне -рос-, -раст-, -ращ.

Автор: Рябцева Оксана Михайловна

Дата: 03.08.2020

Номер свидетельства: 555311


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства