kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Правописание буквосочетаний ча - ща

Нажмите, чтобы узнать подробности

Отрабатывать навык написания непроверяемых сочетаний ЧА и ЩА.

Просмотр содержимого документа
«Правописание буквосочетаний ча - ща»

Тема : правописание буквосочетаний ча - ща

1.  Орг. Момент

II Сообщение темы урока

- Сегодня на уроке мы будем отрабатывать навык написания непроверяемых сочетаний ЧА и ЩА.

Мы отправляемся в увлекательное путешествие на станцию Чащино. А отправляемся мы вот на таком веселом поезде.

 

III Повторение изученного.

Вагоновожатый пропускает в поезд только тех, кто приобретет билет. Вспомните материал прошлого урока.

(У каждого на столе лежат «билеты» - ребусы).

Вставьте пропущенные слоги.

- Какие слоги вы вставили? (жи, ши)

- Какие слова у вас получились? (дружина, пружина, машина, тишина)

Что вы знаете о звуках «ж» и «ш»? (они всегда твердые)

Какую гласную с ними употребляют? (и)

   Почему? (общепринят. написание)

 

Кто узнал нашего вагоновожатого? (Жишилка)

  Показали билеты. Теперь можем сесть в вагон и отправиться в путешествие.

 

Во время движения нашего поезда вам нужно потрудиться и вспомнить правописание непроверяемых сочетаний (жи и ши)

Карточки 6 чел. Поработают над правописанием непроверяемых сочетаний ЖИ ШИ.)

Остальные ребята, приготовьте сигнальные карточки. Вспомним написание безударных гласных, проверяемых и непроверяемых.

- Отправляемся.

Как много интересного можно увидеть из нашего поезда: (учитель - слово с окошечком,  дети – букву)

красивые зеленые л_са,     - Какую букву вы вставили и почему?

распаханные п_ля

зеленые, высокие д_ревья

А вот огромная г_ра.

Слов. работа

Проехали незнакомую д_ревню,

промчалась грузовая м_шина,

за кустом притаилась л_сица,

из берлоги вышел м_дведь,

А вот из леса выскочил з_яц. (Почему вставили эти буквы? Слов. слова – нужно запомнить написание этих слов).

Молодцы!

 

Работа в тетрадях.

Минутка чистописания.

 - Открыли тетради. Записали число, Кл. раб.

Я тетрадь свою открою,

И наклонно положу,

Я от вас, ребят, не скрою,

Ручку я вот так держу,

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь!

 

Пишем в воздухе. Потом в тетрадях.

 - Наш поезд замедляет ход... (учитель пишет на доске)

ЧчЧчЧч

 - Какой звук обозначается этой буквой? (ч,) Твердый или мягкий? (всегда мягкий)

Запишите транскрипцию.

Подъезжаем к станции. ...Выпустили пар...

ЩщЩщЩщ

Какой звук обозначается этой буквой? (щ,) Что вы о нем знаете?

(всегда мягкий)

Станция Чащино! ( карточки)

 

Станци_               я

 

Ч_щино                а

Давайте пофантазируем!

Физминутка:

  - Вышли из вагонов. Вздохнули. Расправили плечи. Развели руки. Какая зеленая травка...(показ.) мягкая...Бабочки порхают. Вот бабочка села на цветок и замерла.

Молодцы, мои фантазеры!

 

Работа над новым материалом.

А сейчас посмотрите на название станции. Что заметили? (Нет букв ая) Их сдул ветер. Нужно их вставить. А вот какую куда и почему, давайте порассуждаем.

  Запишите в тетрадь (с пропусками).

Ч_щино, - скольки сложное слово?(3х) Какой слог под ударением?

 

(1). Какой звук слышите под ударением? (jа)

(ударному звуку мы привыкли доверять)

 - Какую работу выполняет звук (jа)? (смягч. согл.)

Но ч и так всегда мягкий.

Поэтому решили. Что после мягкого звука надо ставить букву А. (вставьте)

Так какую букву мы вставим в название станции? (а)

а  я

 

А как вы думаете, почему эту станцию так назвали? (есть чаща – часто растут деревья)

Чащ_  Что вы знаете про звук (щ) – тоже мягкий, значит после него будем писать А.

Вывод: - Как же писать сочетания ча и ща? (с А)

 - Посмотрите, кто встречает нас на нашей станции! (Чащалка)

Давайте вместе с ней попутешествуем по Чащино.

Открыть картинку на доске.

 

Как здесь красиво. А вот в зеленой чаще бежит и журчит ключ.

Какие бывают ключи? (для замка, скрипичный...)

(открыть запись на доске).

 

Бежит в зеленой чаще

Веселый ключ журчащий.

 

- О чем сообщается в предложении? (что ключ бежит)

Что говорится о ключе? Как называется предложение? (повеств.)

Почему? (сообщение)

 

Выделить орфограммы (объяснять!)

- Почему наши предложения записаны в 2 строчки и с больших букв?

Письмо по памяти (диктовка). (Проверка)  Проверить карточки

Чащалка привела нас к чудесному озеру (которое образовалось от ключа)

Интересно, а рыба здесь есть? (Открыть озеро, там рыбки со слогами)

Составление слов из слогов. 

Посмотрите, какие рыбки здесь плавают.

Давайте их половим.

 

Физминутка. (Порыбачим)

Добавьте слоги и запишите пять слов.

2 чел. У доски снимают рыбок и дописывают слоги.

Ро-ща, све-ча, пи-ща, встре-ча, ку-ча, зада-ча, ча-ща, да-ча, гу-ща, ча-й, ча-сть.

- Какие слова получились? (прочитайте)

Какие слова записали вы? Составьте предложения из любых слов по схеме:

Молодцы! Хорошая у нас рыбалка!

Чащалка взглянула на лес и сказала...

Выделение на слух слов с ча и ща, жи и ши.

 - Послушайте, что она сказала, и запомните как можно больше слов  непроверяемыми слогами. Какими? (ча, ща, жи, ши)

 

Лес вздохнул и затих. Птицы больше не кричат. Белка укачала своих бельчат. Все живое спит.

 - Какие слова вы запомнили? Как писать сочетания ча и ща? (с б. а)

 

 - Итак, на станции Чащино все живое спит, и нам пора отправляться.

Сели в вагон. (Приглашаем Чащалку в гости к нам в класс)

За такое гостеприимство Чащалка подарила нам полезные советы, чтобы мы всегда были такими .... дружными, веселыми, хорошо учились...

(у детей карточки с текстом) и на доске

 - Возьмите карандаш и прочитайте советы, вставляя нужные буквы.

Полезные советы.

Ешь молча. Чаще проветривай класс. Дыши глубоко и ровно. Всегда помогай товарищам. Активно участвуй в жизни класса.

 - Кто прочитал? А теперь проверьте (открыть текст на доске).

У кого так?

? На какие правила встретились пропущенные буквы? (жи, ши, ча, ща)

Приехали в класс. Понравилось вам наше путешествие?

 

ИТОГ:

Над чем мы сегодня работали?

 Ча и ща.                        Спасибо Чащалке!

? Вот какие знания привезли мы из путешествия.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Правописание буквосочетаний ча - ща

Автор: Яшина Татьяна Юрьевна

Дата: 15.11.2016

Номер свидетельства: 359270

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. "
    ["seo_title"] => string(58) "pravopisaniie-bukvosochietanii-zhi-shi-cha-shcha-chu-shchu"
    ["file_id"] => string(6) "134523"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416757297"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Конспект урока на тему: "Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща.чу-щу" "
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekt-uroka-na-tiemu-pravopisaniie-bukvosochietanii-zhi-shi-cha-shcha-chu-shchu"
    ["file_id"] => string(6) "110275"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1405822610"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(200) "Проверочная работа по русскому языку по теме: «Правописание буквосочетаний с шипящими звуками»  для 2 класса."
    ["seo_title"] => string(119) "provierochnaia-rabota-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-pravopisaniie-bukvosochietanii-s-shipiashchimi-zvukami-dlia-2-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "266312"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1450120784"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Правописание буквосочетаний жи- ши, ча- ща, чу- щу"
    ["seo_title"] => string(60) "pravopisaniie-bukvosochietanii-zhi-shi-cha-shcha-chu-shchu-1"
    ["file_id"] => string(6) "287173"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454434674"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Конспект урока "Правописание буквосочетаний -ча, -ща" "
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt-uroka-pravopisaniie-bukvosochietanii-cha-shcha"
    ["file_id"] => string(6) "221284"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435162270"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства