Просмотр содержимого документа
«Правописание буквосочетаний ча - ща»
Тема : правописание буквосочетаний ча - ща
1. Орг. Момент
II Сообщение темы урока
- Сегодня на уроке мы будем отрабатывать навык написания непроверяемых сочетаний ЧА и ЩА.
Мы отправляемся в увлекательное путешествие на станцию Чащино. А отправляемся мы вот на таком веселом поезде.
III Повторение изученного.
Вагоновожатый пропускает в поезд только тех, кто приобретет билет. Вспомните материал прошлого урока.
(У каждого на столе лежат «билеты» - ребусы).
Вставьте пропущенные слоги.
- Какие слоги вы вставили? (жи, ши)
- Какие слова у вас получились? (дружина, пружина, машина, тишина)
Что вы знаете о звуках «ж» и «ш»? (они всегда твердые)
Какую гласную с ними употребляют? (и)
Почему? (общепринят. написание)
Кто узнал нашего вагоновожатого? (Жишилка)
Показали билеты. Теперь можем сесть в вагон и отправиться в путешествие.
Во время движения нашего поезда вам нужно потрудиться и вспомнить правописание непроверяемых сочетаний (жи и ши)
Карточки ( 6 чел. Поработают над правописанием непроверяемых сочетаний ЖИ ШИ.)
Остальные ребята, приготовьте сигнальные карточки. Вспомним написание безударных гласных, проверяемых и непроверяемых.
- Отправляемся.
Как много интересного можно увидеть из нашего поезда: (учитель - слово с окошечком, дети – букву)
красивые зеленые л_са, - Какую букву вы вставили и почему?
распаханные п_ля
зеленые, высокие д_ревья
А вот огромная г_ра.
Слов. работа
Проехали незнакомую д_ревню,
промчалась грузовая м_шина,
за кустом притаилась л_сица,
из берлоги вышел м_дведь,
А вот из леса выскочил з_яц. (Почему вставили эти буквы? Слов. слова – нужно запомнить написание этих слов).
Молодцы!
Работа в тетрадях.
Минутка чистописания.
- Открыли тетради. Записали число, Кл. раб.
Я тетрадь свою открою,
И наклонно положу,
Я от вас, ребят, не скрою,
Ручку я вот так держу,
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь!
Пишем в воздухе. Потом в тетрадях.
- Наш поезд замедляет ход... (учитель пишет на доске)
ЧчЧчЧч
- Какой звук обозначается этой буквой? (ч,) Твердый или мягкий? (всегда мягкий)
Запишите транскрипцию.
Подъезжаем к станции. ...Выпустили пар...
ЩщЩщЩщ
Какой звук обозначается этой буквой? (щ,) Что вы о нем знаете?
(всегда мягкий)
Станция Чащино! ( карточки)
Станци_ я
Ч_щино а
Давайте пофантазируем!
Физминутка:
- Вышли из вагонов. Вздохнули. Расправили плечи. Развели руки. Какая зеленая травка...(показ.) мягкая...Бабочки порхают. Вот бабочка села на цветок и замерла.
Молодцы, мои фантазеры!
Работа над новым материалом.
А сейчас посмотрите на название станции. Что заметили? (Нет букв ая) Их сдул ветер. Нужно их вставить. А вот какую куда и почему, давайте порассуждаем.
Запишите в тетрадь (с пропусками).
Ч_щино, - скольки сложное слово?(3х) Какой слог под ударением?
(1). Какой звук слышите под ударением? (jа)
(ударному звуку мы привыкли доверять)
- Какую работу выполняет звук (jа)? (смягч. согл.)
Но ч и так всегда мягкий.
Поэтому решили. Что после мягкого звука надо ставить букву А. (вставьте)
Так какую букву мы вставим в название станции? (а)
а я
А как вы думаете, почему эту станцию так назвали? (есть чаща – часто растут деревья)
Чащ_ Что вы знаете про звук (щ) – тоже мягкий, значит после него будем писать А.
Вывод: - Как же писать сочетания ча и ща? (с А)
- Посмотрите, кто встречает нас на нашей станции! (Чащалка)
Давайте вместе с ней попутешествуем по Чащино.
Открыть картинку на доске.
Как здесь красиво. А вот в зеленой чаще бежит и журчит ключ.
Какие бывают ключи? (для замка, скрипичный...)
(открыть запись на доске).
Бежит в зеленой чаще
Веселый ключ журчащий.
- О чем сообщается в предложении? (что ключ бежит)
Что говорится о ключе? Как называется предложение? (повеств.)
Почему? (сообщение)
Выделить орфограммы (объяснять!)
- Почему наши предложения записаны в 2 строчки и с больших букв?
Письмо по памяти (диктовка). (Проверка) Проверить карточки
Чащалка привела нас к чудесному озеру (которое образовалось от ключа)
Интересно, а рыба здесь есть? (Открыть озеро, там рыбки со слогами)